Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Методологические основы проектирования гибких образовательных программ в сетевом формате

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-3-87-96

Аннотация

В настоящее время в системе высшего образования России происходят глубокие изменения: кардинально меняются цели, стратегии, задачи и содержание образования, а также способы организации образовательного процесса. Одним из приоритетных направлений, обеспечивающих трансформацию системы высшего образования, является внедрение сетевых образовательных программ. Исследование методологических основ их проектирования является сегодня актуальным и необходимым. Проблема исследования: характеристика сетевых образовательных программ и методологические основы их проектирования для обеспечения максимальной гибкости образовательной траектории в рамках сетевого взаимодействия. Цель исследования: определение методологии построения эффективных сетевых образовательных программ, в основе которых формирование личности обучающегося и его практическая подготовка к будущей профессиональной деятельности через индивидуальное развитие. Методы исследования: критический анализ педагогических, психологических и нормативно-правовых источников, проектирование, моделирование, систематизация. Результаты исследования: проведен анализ изменений технологического, содержательного и технического плана в проектировании образовательных программ, обоснована необходимость технологической проработки психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса для гибкости образовательных программ и развития индивидуальных траекторий обучения; сделан акцент на построении компетентностной модели специалиста и усилении практической подготовки при реализации проектно-модульного обучения в формате сетевых образовательных программ; определена роль мотивационного поведения обучающихся и преподавателей; сформулированы принципы сетевого обучения; проанализирован опыт проектирования и реализации сетевых образовательных программ в РАНХиГС и ВАВТ. Ключевые выводы: сетевое образование и внедрение гибких образовательных программ определили новую методологическую платформу и архитектуру высшего образования. Проведенный анализ принципиальных изменений в личностном, поведенческом и когнитивном развитии современной молодежи под влиянием электронных средств информации и их учет позволит образовательным организациям системы высшего образования инновационно подойти к разработке содержания, технологий обучения и к выработке новых критериев оценки качества обучения в вузе. Проектирование гибких образовательных программ в сетевом формате на основе исследованной методологии предоставляет возможность российским вузам эффективно развивать сетевой формат образования, повышать академическую мобильность студентов и преподавателей, обеспечивать гибкость образовательной траектории обучения, значительно поднимать престиж российского образования в глобальном образовательном пространстве.

Об авторах

Елена Михайловна Ефимова
Всероссийская академии внешней торговли Минэкономразвития РФ, Российская академиия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия


Денис Олегович Ефимов
Министерство имущественных отношений Московской области
Россия


Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012.

2. Берулава Г.А., Берулава М.Н. Теория сетевого образования как новая методологическая платформа высшего образования // Гуманизация образования. 2012. № 4. С. 8-19.

3. О некоторых проблемах организации межвузовского сетевого взаимодействия / Гитман Е.К. [и др.] // Высшее образование в России. 2017. № 5. С. 5-14.

4. Ефимова Е.М., Ефимов Д.О. Современные проблемы проектирования магистерских сетевых образовательных программ // Актуальные вопросы современной науки и практики: материалы Международной научно-практической конференции. Уфа, 2021.

5. Зеер Э.Ф., Третьякова В.С., Зиннатова М.В. Инновационная модель социально-профессионального развития личности обучающегося // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 3. С. 83-115.

6. Генезис, тенденции и проблемы развития сетевых образовательных программ: монография / Я.Я. Клементовичус [и др.]. СПб.: СПбГЭУ, 2016. 163 с.

7. Федеральные государственные образовательные стандарты (актуализированные ФГОС ВО).

8. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 2 декабря 2020 г. № 403-ФЗ.


Рецензия

Для цитирования:


Ефимова Е.М., Ефимов Д.О. Методологические основы проектирования гибких образовательных программ в сетевом формате. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021;13(3):87-96. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-3-87-96

For citation:


Efimova E.M., Efimov D.O. Methodological bases for the design of flexible educational programs in a network format. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2021;13(3):87-96. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-3-87-96

Просмотров: 64


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)