
Научный журнал «Вестник Майкопского государственного технологического университета» – ежеквартальный рецензируемый научный журнал, посвященный актуальным проблемам в области истории, педагогики и социологии.
Журнал «Вестник Майкопского государственного технологического университета» имеет международный стандартный номер сериального издания ISSN 2078-1024.
Учредитель издания – федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Майкопский государственный технологический университет».
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий массовых коммуникаций ПИ № ФС77-85521 от 04 июля 2023 года.
Подписку на журнал «Вестник Майкопского государственного технологического университета» можно оформить по индексу Э66022 на сайте Объединённого каталога «Пресса России» www.pressa-rf.ru, в электронном каталоге Почты России по индексу ПК399, а также по индексу 66022 в электронном каталоге УРАЛ-ПРЕСС.
Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.
Соответствие рубрик журнала Номенклатуре научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени:
5.6. Исторические науки
5.6.1. Отечественная история (исторические науки)
5.6.2. Всеобщая история (исторические науки)
5.6.4. Этнология, антропология и этнография (исторические науки)
5.8. Педагогика
5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (педагогические науки)
5.8.7. Методология и технология профессионального образования (педагогически е науки)
5.4 Социология
5.4.4. Социальная структура, социальные институты и процессы (социологические науки)
5.4.6. Социология культуры (социологические науки)
5.4.7. Социология управления (социологические науки)
Миссия журнала состоит в исследовании проблем формирования и развития личности в условиях мультикультурного общества; применения новых информационных технологий и интерактивных методов в контексте вузовской подготовки обучающихся; изучения особенностей взаимовлияния народов Северо-Западного Кавказа на различных этапах истории человечества; исследовании социокультурных явлений и процессов полиэтничного региона.
Статьи должны быть оформлены в соответствии с Правилами журнала. Ранее опубликованные материалы, а также материалы, представленные для публикации в другие журналы, к рассмотрению не принимаются.
Поступившие в редакцию статьи проходят рецензирование (см. Порядок рецензирования), и затем редколлегия принимает решение о возможности их публикации в журнале.
Журнал адресован ученым, преподавателям, научным сотрудникам, аспирантам, студентам вузов социогуманитарной направленности, руководителям и специалистам структур исполнительной и законодательной власти, слушателям курсов повышения квалификации.
Полные тексты статей находятся в открытом и бесплатном доступе в сети Интернет на сайте журнала «Вестник Майкопского государственного технологического университета», на сайте Майкопского государственного технологический университета (В разделе научная библиотека), а также на платформах издательства «Лань», электронной библиотеки «КиберЛенинка», Научной электронной библиотеки.
Текущий выпуск
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Введение. В статье рассматривается проблема организации учебно-воспитательного процесса в школах города Ялты в определенный исторический период. Целью исследования является анализ особенностей и тенденций развития образования в условиях реализации задач, поставленных партией и правительством советского государства.
Материалы и методы. Объектом исследования являются отчеты заведующего горОНО города Ялты, отражающие состояние и динамику развития школьного образования. Последовательность выполнения исследования включала анализ архивных документов, выявление основных тенденций и проблем, а также обобщение полученных результатов.
Результаты исследования. В ходе исследования установлено, что под руководством заведующего горОНО осуществлялась целенаправленная педагогическая деятельность директоров, завучей и учителей в школах города. Регулярно проводился учет уровня успеваемости учащихся, выполнения договоров по соцсоревнованию между учащимися, учителями и школами. Выявлены особенности учебно-воспитательной работы в школах города Ялты.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования позволяют расширить научные знания об истории советского образования в региональном контексте. Анализ архивных материалов, впервые вводимых в научный оборот, предоставляет возможность более глубокого понимания особенностей организации школьного образования в Ялте в исследуемый период. Полученные данные могут быть использованы для разработки учебных пособий и образовательных программ.
Введение. Ближний Восток в истории развития человеческого общества приковывал к себе внимание во все исторические эпохи. В период древности регион являлся одним из центров возникновения первых очагов государственности; в эпоху средневековья выделялся созданием значительных по размерам государств-империй; в новое время – проникновением в него ведущих европейских колониальных держав и, наконец, в новейшее время характеризовался интенсивным процессом образования значительного количества молодых суверенных государств, которые активно искали себе союзников в лице мощных мировых держав для укрепления своей независимости и проведения модернизации своих социально-экономических и политических структур. Выгодное же геополитическое положение ближневосточного региона и вспыхнувший в 1948 г. арабо-израильский конфликт инициировали активное проникновение в него США и других мировых держав.
Материалы и методы. Целью исследования является анализ становления и эволюции взаимоотношений Соединенных Штатов с Саудовской Аравией в торгово-экономической, политико-дипломатической и военно-технической сферах. В процессе написания статьи использовался целый ряд методов, в частности, проблемно-хронологический, метод периодизации, нарративный, сравнительно-исторический, историко-системный и т. д.
Результаты исследования. На основе анализа отечественной историографии по теме статьи, в том числе и за последние годы, а также ряда американских источников и литературы на английском языке, представлена эволюция американо-саудовских отношений со второй половины 1940-х гг. до начала ХХI в. в торгово-экономической, политико-дипломатической и военно-технической сферах. Изучение развития трех условных блоков американо-саудовских отношений дало возможность акцентировать внимание на сегментах совпадающих интересов и вопросах, по которым существуют расхождения.
Обсуждение и заключение. Сближение США с КСА после Второй мировой войны было абсолютно закономерным и обоснованным, несмотря на значительное различие этих государств в культурно-цивилизационном отношении. Саудовская Аравия была привлекательна для Соединенных Штатов с точки зрения геополитического расположения, богатства энергетическими ресурсами, негативного отношения к коммунистической идеологии. США для КСА являлись мощным в военно-политическом отношении государством-покровителем, обладавшим развитой экономикой, солидными финансовыми средствами и высокими технологиями.
Введение. Тыловое обеспечение в период войны является одним из главных условий сохранения боеспособности страны. К сожалению, в современной историографии лишь поверхностно затронута данная проблема, поэтому современный исследователь сталкивается со скудностью информации. Выделены проблемы, возникшие в период Первой мировой войны на Кубани, связанные с нехваткой рабочих рук, спекуляцией на товары, недовольством жителей региона, и принимаемые меры властей для недопущения массовых беспорядков.
Цель данной работы заключается в анализе состояния продовольственного обеспечения Кубанского региона в годы Первой мировой войны.
Материалы и методы. Методами исследования работы выступают хронологический, контентаналитический, ретроспективный. Основу материальной базы исследования составили архивные документы различного характера, отражающие функционирование экономической системы региона в военный период. Среди ключевых источников выделялись: документы Государственного архива Российской Федерации; документы Государственного архива Краснодарского края; выпуски газет.
Результаты исследования. Использование указанных методов и привлечение широкого круга источников обеспечили достоверность выводов и высокую научную значимость проведенного исследования.
Обсуждение и заключение. Исследование продовольственного обеспечения Кубани в годы Первой мировой войны вскрыло широкий спектр проблем, связанных с функционированием аграрного сектора в условиях масштабного вооруженного конфликта. Основной акцент сделан на причинах возникновения продовольственного кризиса, мерах, принимаемых государством и местным самоуправлением, а также на последствиях войн для регионального хозяйствования.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Введение. Современные социальные, экономические и технологические изменения обусловливают необходимость формирования новой культуры управления общеобразовательными организациями. Трансформация образовательных процессов актуализирует развитие управленческой культуры как задачи адаптации к вызовам времени. Ее решение позволит в практике управления школой сбалансировать традиционные подходы и инновации, укрепить доверие между всеми участниками образовательного процесса. Действенным инструментом управления являются методики оценки социально-образовательных взаимодействий, обеспечивающих выработку решений по развитию управленческой культуры в школе.
Цель исследований состоит в разработке методического инструментария оценки качества взаимодействий субъектов образовательного процесса, позволяющего обеспечить поддержку решений по улучшению культуры управления в общеобразовательной организации.
Материалы и методы. При проведении исследований использовались научно обоснованные материалы по управлению образовательной организацией, монографии и коллективные труды по эффективности социальных взаимодействий. В исследовании использовались системный анализ, сравнительный анализ, матричное моделирование.
Результаты исследования. Авторская методика оценки социально-педагогических взаимодействий позволяет учесть различные аспекты системы межсубъектных отношений, таких как комплексность, наглядность, гибкость, возможность автоматизации расчетов. В наибольшей степени методика эффективна для сравнительного анализа, мониторинга динамики изменений, информационной поддержки управленческих решений.
Обсуждение и заключение. Преимущество авторского методического инструментария оценки социально-педагогических взаимодействий проявляется в интеграции сильных сторон аналогов при дополнительном использовании матричного моделирования для точечного выявления проблем, интегральных показателей, связывающих культуру управления и качество взаимодействий, механизмы обратной связи.
Введение. Математическое образование является одним из ключевых компонентов подготовки бакалавров технических специальностей, что требует усиления не только его фундаментальной и прикладной составляющих, но и формирования мягких навыков, которые становятся критически важными для успешной карьеры и эффективной работы. Проблема исследования обусловлена недостаточной разработанностью методики формирования мягких навыков у бакалавров технических специальностей вузов в процессе обучения математике.
Цель исследования состояла в разработке методических рекомендаций формирования мягких навыков в процессе обучения математике на технических специальностях вузов с использованием кейс-метода.
Материалы и методы. Для проведения исследования была использована совокупность общенаучных методов, в том числе синтез, анализ, обобщение, систематизация и педагогическое проектирование.
Результаты исследования. В процессе обучения математике может быть сформирована следующая система мягких навыков: критическое и аналитическое мышление, логика и структурированность, умение работать с большими объемами информации, креативность и нестандартное мышление, тайм-менеджмент и самодисциплина, коммуникация и работа в команде, устойчивость к стрессу и ошибкам. Использование кейс-метода при формировании мягких навыков позволяет продемонстрировать использование математики для решения профессионально ориентированных задач и способствует погружению будущих специалистов в профессионально ориентированную деятельность.
Обсуждение и заключение. Разработанные в исследовании методические рекомендации направлены на повышение мотивации обучаемых посредством демонстрации возможностей решения профессиональных задач с применением математики и оптимизации профессиональной деятельности посредством ее эффективной организации с применением системы мягких навыков.
Введение. В условиях интенсивного развития внутреннего туризма, а также внедрения новой образовательной модели в Российской Федерации, актуальным становится рассмотрение проблемы и перспектив подготовки специалистов в сфере туризма и гостеприимства. Автором сформулирована проблема исследования, обусловленная несоответствием кадрового обеспечения заявленному развитию туристских национальных проектов.
Материалы и методы. В исследовании использовались материалы учебных программ вузов и колледжей, а также федеральных целевых программ. Использовались такие методы, как анализ и обобщение данных литературных и интернет-источников, контент-анализ, описание и сравнение.
Результаты исследования. Выявлено, что отрасль туризма и гостеприимства испытывает значительный кадровый дефицит. С учетом внедрения новой образовательной модели в Российской Федерации необходимо обеспечить более тесную интеграцию высшего и среднего профессионального образования в сфере туризма и гостеприимства.
Обсуждение и заключение. Современные проблемы и перспективы подготовки специалистов в сфере туризма и гостеприимства в настоящее время обусловливаются интенсивным развитием национальных отраслевых проектов и внедрением новой образовательной модели в Российской Федерации. Процесс подготовки специалистов в сфере туризма и гостеприимства в контексте внедрения новой образовательной модели в Российской Федерации должен в обязательном порядке учитывать тесную интеграцию высшего и среднего профессионального образования, а также взаимодействие с работодателями и их объединениями.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Введение. Проблема исследования: противоречие между изменяющимся женским кинообразом в современном российском кино и отсутствием системного анализа его связи с социально-политическими и демографическими процессами. Цель исследования: выявить трансформацию патриотического кинообраза россиянки 1990–2020-х гг. в его взаимосвязи с социально-политическими и демографическими процессами.
Материалы и методы. Исследованы кинофильмы и сериалы, размещенные на сайтах Film.ru, IMDb, КиноПоиск, а также в архиве Госфильмофонда России. Исследование проведено методами количественно-качественного контент-анализа, дискурсивной интерпретации, сравнительноисторического, визуального, нарративного, герменевтического и компаративного анализа, метода комментированных первичных текстов. Исследование продолжает анализ данной тематики с 1890-х гг. (появления кино) по 1980-е гг., (последние десятилетие советского периода).
Результаты исследования. Выявлен и обоснован вектор развития патриотического кинообраза россиянки: в советском кино демонстрируется симбиоз идей традиционного женского статуса и равенства, где женщина находит свою профессиональную и семейную самореализацию. В постсоветском кинодискурсе доля традиционных ролей сокращается за счет продвижения идеи женской независимости. Героиня представляется как одиночка, не лишенная тяги к установлению семейно-брачных отношений, однако они кратковременны, ограничены или невозможны.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования могут использоваться для выработки обновленного женского образа, соответствующего традиционным ценностным идеалам. Дальнейшие исследования тематики состоят в разработке технологий продвижения ценностей патриотизма, семьи и деторождения через современные женские и мужские кинообразы.
Введение. Казачество как уникальное социально-культурное явление играет значимую роль в общественной жизни России. На современном этапе в условиях трансформации местного самоуправления, актуальным становится вопрос о механизмах взаимодействий казачьих обществ и системы органов местного самоуправления. Эта проблема требует комплексного подхода, учитывающего взаимосвязи типов взаимодействий с проблемами их реализации.
Цель исследования: выявить закономерности и разработать методологические основы эффективного взаимодействия казачьих обществ с органами местного самоуправления на основе анализа существующих моделей и механизмов их интеграции.
Материалы и методы. В работе применены системный анализ и структурно-функциональный подход, позволившие исследовать взаимодействие казачества и местной власти как комплексную систему. Использована авторская классификация взаимодействий по типам, уровням и характеру сотрудничества. Определен характер взаимосвязей проблем и типов взаимодействий.
Результаты исследования. Выявлено, что современная интеграция казачества соответствует смешанной модели, сочетающей элементы самоорганизации и государственного регулирования; разработана типология взаимодействий, позволяющая анализировать: административно-правовые и автономные формы сотрудничества: экономическое и военно-патриотическое взаимодействие; социокультурные аспекты интеграции; установлены основные проблемы, снижающие эффективность взаимодействия.
Обсуждение и заключение. Предложены условия устойчивого сотрудничества, включающие: совершенствование нормативно-правовой базы; обеспечение финансовой прозрачности; дифференцированный учет региональных особенностей. Исследование подтвердило, что эффективность взаимодействия зависит от сбалансированности моделей и механизмов управления, а также от учета многообразия региональных практик казачьего самоуправления.
Введение. Статья посвящена выявлению уровня культуры здоровьесбережения на основе оценки отношения жителей разных полов и возрастных групп населения г. Майкопа к использованию биологически активных добавок (БАД). Здоровье населения напрямую зависит от профилактики здорового образа жизни. Для поддержания здоровья люди принимают БАД.
Материалы и методы. Метод социологического исследования – анкетный опрос и неформализованное интервью. Респонденты – жители г. Майкопа Республики Адыгея разного пола и возраста – высказывали свое отношение к потреблению биологически активных добавок. В анкетировании участвовали 154 человека, которые были разделены по половому и возрастному признаку согласно классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): молодой возраст, средний, пожилой.
Результаты исследования. Самые активные потребители БАД – это первая группа – молодежь, из них 75% употребляют биологически активные добавки, люди беспокоятся о здоровье, и цель приема – это профилактика, информацию о продукте предпочитают получать из сети Интернет. Люди среднего возраста также принимает БАД (60%), большинство предпочитают фармконсультацию провизора в аптеке при покупке БАД, надеются на поддержание пищеварительной системы. Группа пожилого возраста доверяет рекомендациям врачей и фармацевтическому консультированию (75%), их не интересуют материалы интернет-сайтов. А если они и принимают БАД, то так же, как и более молодые люди, для улучшения работы пищеварительной системы.
Обсуждение и заключение. По результатам социологического интервью и анкетирования было показано, что культура жителей региона в вопросе потребления БАД достаточно высока, об этом свидетельствует высокий процент респондентов, потребляющих БАД, и разумное отношении к рекламе в СМИ, оптимальный уровень доверия к качеству местного производителя БАД. Большинство респондентов понимают, что БАД не являются лекарственным средством и используют их как пищевые добавки для профилактики заболеваний пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Введение. В современном обществе продолжает нарастать тенденция к увеличению количества деструктивных проявлений в молодежной среде. В связи с этим представляется необходимым разработать инструментарий, позволяющий осуществлять оперативный мониторинг больших групп людей с целью выявления склонности к асоциальному поведению в молодежной среде. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена распространением деструктивных тенденций в молодежных субкультурах, о чем свидетельствуют материалы цифровых СМИ, что вызывает много вопросов и требует анализа причин, факторов и последствий такого явления. В исследовании были применены методы контент-анализа, социокультурного анализа, проанализированы материалы средств массовой информации, цифрового пространства, а также результаты эмпирического исследования, проведенного среди молодежи Республики Адыгея.
Результат исследования. Уровень вовлеченности молодежи Республики Адыгея в деятельность субкультур, пропагандирующих идеологию насилия и неонацизма, можно оценить, как низкий, несмотря на существование единичных случаев ее проявления.
Обсуждение и заключение. Одной из основных причин популярности субкультур среди молодежи является поиск идентичности и интегрированности в референтную общность. В условиях быстрого изменения социально-экономической ситуации, ощущения неопределенности и поиска своего места в мире молодые люди могут быть склонны к присоединению к группам, которые обещают силу, единство и ясные ценности. Вовлеченность молодежи в деятельность деструктивных субкультур как одного из наиболее опасных видов группировок, пропагандирующих насилие и идеи неонацизма, требует комплексного подхода со стороны государства, образовательных учреждений, общественных организаций и семей.
Введение. Ориентация на индивидуальные ценности пациента оказывает благоприятное воздействие на всех участников лечебного процесса. В такой ситуации приверженность индивида лечению максимальна. С другой стороны, учет системой здравоохранения соотношения результатов лечения к издержкам их обеспечения позволит оптимизировать затраты, а конкуренция между медицинскими организациями позволит повысить качество медицинского обслуживания. В связи с тем, что взаимоотношения всех субъектов, вовлеченных в ЦОЗ, основаны на различных принципах, неизбежно возникают конфликты. Каждый из них имеет индивидуальные особенности и ценностные ориентиры. Поэтому наука «биоэтика» призвана осуществлять этическое регулирование.
Материалы и методы. Материалами для исследования послужили нормативные документы государственного и международного уровня, материалами являются научные труды совремнных исследователей в сфере биоэтики. Основным методологическим подходом стал метод социокультурного анализа посредством анализа документов.
Результаты исследования. Изучение влияния принципов биоэтики на ценностные основы медицинских услуг.
Обсуждение и заключение. Импликации биоэтики в ценностные основы медицинских услуг системы ЦОЗ являются фундаментальными. Биоэтика ставит во главу угла человеческое достоинство, уважение к личности и стремление к благополучию каждого пациента. Интеграция биоэтических принципов в повседневную практику медицинских учреждений, обучение персонала и создание соответствующей этической культуры являются залогом успешного функционирования и развития ЦОЗ, обеспечивая предоставление по-настоящему пациентоориентированной и этически безупречной медицинской помощи. Основное влияние принципов биоэтики в ценностные основы медицинских услуг заключается в: усилении принципов автономии пациента, реализации принципа благодеяния и непричинения вреда, укреплении принципов справедливости, развитии этических компетенций медицинских работников, влиянии на разработку и внедрение медицинских технологий, укреплении доверия между пациентом и системой здравоохранения.