Потребление биологически активных добавок (БАД) как фактор культуры здоровьесбережения населения региона: социологический анализ
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-3-133-148
Аннотация
Введение. Статья посвящена выявлению уровня культуры здоровьесбережения на основе оценки отношения жителей разных полов и возрастных групп населения г. Майкопа к использованию биологически активных добавок (БАД). Здоровье населения напрямую зависит от профилактики здорового образа жизни. Для поддержания здоровья люди принимают БАД.
Материалы и методы. Метод социологического исследования – анкетный опрос и неформализованное интервью. Респонденты – жители г. Майкопа Республики Адыгея разного пола и возраста – высказывали свое отношение к потреблению биологически активных добавок. В анкетировании участвовали 154 человека, которые были разделены по половому и возрастному признаку согласно классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): молодой возраст, средний, пожилой.
Результаты исследования. Самые активные потребители БАД – это первая группа – молодежь, из них 75% употребляют биологически активные добавки, люди беспокоятся о здоровье, и цель приема – это профилактика, информацию о продукте предпочитают получать из сети Интернет. Люди среднего возраста также принимает БАД (60%), большинство предпочитают фармконсультацию провизора в аптеке при покупке БАД, надеются на поддержание пищеварительной системы. Группа пожилого возраста доверяет рекомендациям врачей и фармацевтическому консультированию (75%), их не интересуют материалы интернет-сайтов. А если они и принимают БАД, то так же, как и более молодые люди, для улучшения работы пищеварительной системы.
Обсуждение и заключение. По результатам социологического интервью и анкетирования было показано, что культура жителей региона в вопросе потребления БАД достаточно высока, об этом свидетельствует высокий процент респондентов, потребляющих БАД, и разумное отношении к рекламе в СМИ, оптимальный уровень доверия к качеству местного производителя БАД. Большинство респондентов понимают, что БАД не являются лекарственным средством и используют их как пищевые добавки для профилактики заболеваний пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Ключевые слова
Об авторах
И. С. МальцеваРоссия
Ирина Сергеевна Мальцева, кандидат экономических наук, доцент кафедры фармации
385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, д. 191
И. Н. Дьякова
Россия
Ирина Николаевна Дьякова, доцент кафедры фармации, кандидат биологических наук, доцент
385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, д. 191
Список литературы
1. Антонова И.С., Веснина А.Д., Шадрин В.Г. Маркетинговое исследование рынка биологически активных добавок // Техника и технология пищевых производств. 2020. Т. 50, № 3. С. 503-514.
2. Гаврилов А.С., Зуева О.Н. Биологически-активные добавки к пище: проблемы и перспективы // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. 2020. № 2 (61). С. 103-109.
3. Ивакина С.Н., Шайхатарова Т.В. Изучение потребительских предпочтений при покупке биологически активных добавок в аптечных организациях Республики Башкортостан // Вопросы обеспечения качества лекарственных средств. 2020. № 4 (30). С. 14-20.
4. Как продавать БАДы в соответствии с законом: сайт. Обновляется в течение суток. URL: https://robokassa.com/blog/articles/kak-prodavat-bady-v-sootvetstvii-s-zakonom (дата обращения 20.06.2025).
5. Ковалев В.А., Маслова О.А. Современное состояние качества высокотехнологичной и лекарственной помощи в Российской Федерации (по данным социологического исследования) // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2009. № 3/4. С. 3-10.
6. Левицкая Н.А., Варданян Н.Б. Профилактика социально значимых заболеваний в РФ. Инновационный подход: монография. М.: Русайнс, 2020. 126 с.
7. Мальцева И.С., Гаченко Р.А. Потребление лекарственных средств населением как показатель культуры здоровьесбережения в регионе // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2024. Т. 16, № 1. С. 121-131.
8. Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарноэпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» [Электронный ресурс]: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 4. URL: https://base.garant.ru/400342149/ (дата обращения 10.06.2025).
9. Об утверждении перечня случаев, при которых продажа товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, запрещена [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 21.11.2023 г. № 1944. URL: https://base.garant.ru/400342149/ (дата обращения 10.06.2025).
10. Об утверждении Правил маркировки биологически активных добавок к пище средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении биологически активных добавок к пище [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 г. № 886. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_448572/ (дата обращения 10.06.2025).
11. Об утверждении Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 января 2020 г. № 8. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73421912/?ysclid=mcahd9k734235854333 (дата обращения 10.06.2025).
12. Пухакайнен Ю.А., Мерчи Е.В. Анализ потребительских предпочтений при выборе биологически активных добавок // Фармакоэкономика: теория и практика. 2023. Т. 11, № 2. С. 46.
13. Специализированные пищевые продукты. БАДы – Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области: сайт. Обновляется в течение суток. URL: https://fbuz-74.ru/ (дата обращения 10.06.2025).
14. Сурмач М.Ю. Качество жизни, связанное со здоровьем, как предмет изучения социологии медицины // Социология. 2011. № 2. С. 100-104.
15. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Адыгея: сайт. Обновляется в течение суток. URL: https://fbuz01.rospotrebnadzor.ru/dlyagrazhdan/zdorovoe-pitanie/bady/?sphrase_id=6359 (дата обращения 24.06.2025).
16. О качестве и безопасности пищевых продуктов [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25584/ (дата обращения 10.06.2025).
17. Официальное опубликование правовых актов [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 07.06.2025 № 150-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_448572/ (дата обращения 10.06.2025).
18. Чуднова О.В. Алгоритм базового анализа данных социологического опроса в программе MS Excel [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4, ч. 5. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/45596 (дата обращения: 05.06.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Мальцева И.С., Дьякова И.Н. Потребление биологически активных добавок (БАД) как фактор культуры здоровьесбережения населения региона: социологический анализ. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2025;(3):133-148. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-3-133-148
For citation:
Maltseva I.S., Dyakova I.N. Consumption of dietary supplements (DS) as a factor in the health-рreservation culture of the population: a sociological analysis. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2025;(3):133-148. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-3-133-148