Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Особенности профессиональной деятельности научно-педагогического работника в условиях цифровой образовательной среды

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-1-117-125

Аннотация

Основополагающими позициями современного образования являются стандартизация и модернизация, ориентированные на решение проблемы повышения конкурентоспособности страны через подготовку компетентных кадров для развития цифровой экономики. Образование, как сектор экономики и социальной деятельности, ориентировано на широкое использование ресурсов интернета, расширение возможностей научно-педагогических работников по использованию цифровых ресурсов, коммуникации в цифровой образовательной среде с учетом реальных экономических тенденций. В ходе теоретического анализа и изучения образовательной практики вузов выявлены объективные противоречия между требованиями нормативно-правовых актов, регулирующих создание в вузах цифровой образовательной среды, и недостаточной разработанностью сущностных характеристик профессиональной деятельности научно-педагогического работника в условиях цифрового образовательного пространства вуза. Поиск решения выявленного противоречия позволяет сформулировать проблему исследования: каковы особенности профессиональной деятельности научно-педагогического работника в условиях цифровой образовательной среды, влияющие на ее результативность?
Цель исследования: теоретически обосновать основные направления профессиональной деятельности научно-педагогического работника в условиях цифровой образовательной среды. Методология исследования базировалась на изучении научных сведений и опыта педагогической деятельности в зарубежной и отечественной литературе, использовании методов теоретического и эмпирического исследования: анализа, обобщения, дедукции.
Результаты исследования: обоснованы особенности цифровой образовательной среды современного вуза; раскрыта структурно-содержательная характеристика деятельности научнопедагогического работника в цифровом пространстве вуза.
Ключевые выводы: ключевая роль цифровых технологий заключается в инновационном развитии высшего образования, а именно в компетентности современных преподавателей высшей школы работать в цифровой образовательной среде; структурно-содержательная характеристика деятельности научно-педагогического работника в цифровом пространстве вуза включает ряд направлений: взаимодействие с субъектами образования в электронной информационно-образовательной среде вуза, создание электронного методического инструментария по читаемым дисциплинам, использование различные форм организации учебных занятий в электронной образовательной среде, создание цифрового портфолио и др. Всё это значительно расширяет горизонты организации учебной деятельности в цифровом образовательном пространстве.

Об авторе

Людмила Владимировна Чистобаева
ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»
Россия

Чистобаева Людмила Владимировна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Майкоп

+7 (961) 818 64 75



Список литературы

1. Бибалова С.А., Леонтьева А.В. Анализ опыта перехода на дистанционное обучение в системе вузовской подготовки в период пандемии (на примере ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет» и ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет») // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Т. 13, № 4. С. 59–68.

2. Картукова А.А. Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога [Электронный ресурс] // Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога: сборник материалов участников конференции. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1675436774&tld=ru&lang=ru&name=Цифровая%20образовательнаяhttps://docs.yandex.ru/ docs/view?tm=1675436774&tld=ru&lang=ru&name=Цифровая (дата обращения 03.02.2023).

3. Киселева Е.В. Теоретические подходы к определению понятия «Цифровое образование» // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Т. 14, № 1. С. 75–81.

4. Лобачева Г.В., Васин А.Н., Изнаиров Б.М. Электронный личный кабинет преподавателя, как инструмент управления образовательным процессом // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 2 (114). С. 116–125.

5. Методические основы создания электронного учебного курса: М54 методические рекомендации / Короповская В.П., Мясникова О.К. Мурманск: Институт развития образования, 2015. 39 с.

6. Методические указания по созданию дистанционного курса на сайте 4Portfolio (по общеобразовательным дисциплинам) [Электронный ресурс]. Кировск, 2018. 29 с. URL: https://fk.masu.edu.ru/sveden/doc/metodicheskie/metodicheskie-ukazaniya-po-sozdaniyu-distancionnogokursa-na-sajte-4portfolio.pdf (дата обращения: 04.02.2023).

7. Танцура Т.А. Особенности профессиональной деятельности педагога в условиях цифровой образовательной среды // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4(89). С. 90–92.

8. An effective contract as an innovative contour for evaluating the results of a teacher’s professional activity in higher school [Electronic resuors] / A.V. Leontieva [et al.] // Laplage em Revista. 2021. Vol. 7. URL: https://www.researchgate.net/publication/355240129_An_effective_contract_as_an_innovative_contour_for_evaluating_the_results_of_a_teacher’s_professional_ activity_in_higher_school(дата обращения 03.02.2023).

9. -Degree Feedback for Teacher’s Portfolio Development: Research in Quality Assurance at the University Level / E.N. Shchaveleva, A. Iatcenko, A.N. Kuznetsov // EDULEARN18 Proceedings: Conference Proceedings, Palma, Spain (02–04 июля 2018 г.). Palma, Spain: IATED Academy, 2018. P. 2995–3000.


Рецензия

Для цитирования:


Чистобаева Л.В. Особенности профессиональной деятельности научно-педагогического работника в условиях цифровой образовательной среды. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023;(1):117-125. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-1-117-125

For citation:


Chistobaeva L.V. Features of professional activity of an academic staff in the conditions of a digital educational environment. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2023;(1):117-125. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-1-117-125

Просмотров: 562


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)