ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальность темы исследования обусловлена все возрастающим интересом к повседневной культуре. Костюм – один из самых необходимых человеку элементов повседневности, постоянно присутствующий в материальной культуре во все времена. В народной одежде объективно фиксируются ценности времени, созвучные эпохе.
На основе принципа историзма и междисциплинарного, сравнительно-исторического, логического, проблемно-хронологического методов комплексно рассматривается национальный костюм в контексте общественно-исторических процессов. Цель статьи – показать пространственно-временные процессы распространения, развития традиционной одежды Дагестана, общее и особенное в покрое, способе ношения одежды у разных народностей, провести анализ трансформации национального костюма в указанных хронологических рамках. Научная новизна видится в том, что анализ разнохарактерных источников позволил выявить региональные особенности национальной одежды горцев: влияние социально-экономических преобразований в республике на изменения национальной одежды, ее унификацию. Определены факторы, ускорявшие эти процессы. Автор делает вывод, что в рассматриваемый период на трансформацию национальной одежды Дагестана большое влияние оказали коренные социально-экономические сдвиги в дагестанском селе: развертывание коллективизации, переселение. Теоретическая и практическая значимость работы определяется расширением научного знания о национальной одежде горцев как важного компонента повседневной жизни, отражающего специфику народа.
Степная часть Крыма занимает две трети общей площади полуострова. На востоке, севере и западе она окружена Чёрным морем, заливом Сиваш, Азовским морем; с юга третьей грядой Крымских гор. Природно-географические условия этого региона не позволяли здесь развернуть партизанскую борьбу против немецко-румынских захватчиков, которая ограничилась ведением разведывательной деятельности, саботажа, пропаганды различными патриотическими подпольными организациями.
В отечественной историографии, исследующей проблемы антифашистского сопротивления на территории Крыма, к сожалению, сложился ложный стереотип об отсутствии подпольной работы на севере полуострова.
Цель настоящей статьи развеять этот миф, на основании ранее неопубликованных документов из фондов муниципального архива Администрации Раздольненского района, Государственного архива Республики Крым и Ялтинского историко-литературного музея.
Методы исследования: источниковедческий, историко-типологический, ретроспективный, статистический и биографический.
В ходе исследования автором выявлены прежде не публиковавшиеся в открытом доступе материалы о деятельности подпольщиков на территории Ах-Шеихского, Лариндорфского, Красно-Перекопского районов Крымской АССР. Отмечен вклад подпольщиков в общее дело антифашистской борьбы, а также создание условий к успешному освобождению полуострова от немецко-румынской оккупации весной 1944 г.
В настоящей статье рассматривается деятельность наместника на Кавказе, органов власти Кубанской области и командования Черкесского конного полка по комплектованию сотен и боевой подготовке всадников Черкесского конного полка, отправляющихся на поля сражений Первой Мировой войны. Придается большое значение изучению конкретных событий, происходивших в аульных обществах Кубанской области во время формирования сотен Черкесского конного полка.
Автором был использован соответствующий круг источников по истории Кавказской туземной конной дивизии, включавший большой объем архивного материала, предполагающий всесторонний охват исторических фактов по данной проблеме. Использование принципа историзма дало возможность рассмотреть деятельность наместника на Кавказе, начальника Кубанской области, атаманов отделов и командования Черкесского конного полка в динамике от фактических событий в конкретных исторических условиях в тесной связи с административной политикой государства до рассуждений об их причинах и последствиях.
В статье последовательно описаны события, происходившие во время комплектования сотен и боевой подготовке всадников Черкесского конного полка, что позволило выявить важную роль наместника на Кавказе, органов власти Кубанской области и офицеров полка.
Автор приходит к выводу, что в ходе комплектования сотен Черкесского конного полка начальником Кубанской области, атаманами отделов, старшинами аулов, мусульманским духовенством и почетными старейшинами успешно используется весь положительный опыт комплектования иррегулярных горских конных частей, накопленный во время предшествующих войн Российской империи. При этом, командующий Черкесским конным полком подполковник князь Чавчавадзе с начала формирования сплачивает полк общей верой в своих офицеров, дисциплиной, взаимным уважением и твердой верой в успех.
В статье с привлечением разнохарактерного фактического материала показано развитие академической и вузовской науки в регионе в 60-е гг. ХХ в. Прослежены позитивные изменения в спектре научных направлений исследований в институтах и отделах Дагестанского филиала АН СССР, вузов республики. Отмечены благоприятные результаты в улучшении кадрового потенциала в них, готовящегося через аспирантуру Дагестанского филиала АН СССР и вузы республики, направления представителей дагестанской молодежи в аспирантуру центральных академических институтов, вузов Москвы, Ленинграда, Ростова-наДону, Баку и других городов страны. В заключение работы автор приходит к обоснованному выводу о том, что исследуемое десятилетие характеризовалось дальнейшим расширением сети научных учреждений, увеличением численности научных сотрудников в академических и отраслевых научно-исследовательских институтах, высших учебных заведениях республики и усилением в них разработки актуальных научных проблем естественно-научного и гуманитарного профилей. Основной контингент научных сотрудников и преподавателей вузов республики в новых условиях составляли представители дагестанских народностей. При этом, в них, несмотря на рост количества ученых-женщин, в том числе дагестанок, продолжали преобладать мужчины.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что изучение латинского языка в медицинском вузе имеет сугубо профессиональную направленность. Основной целью освоения данной дисциплины является подготовка грамотных специалистов, владеющих на практике профессиональной терминологией. В рамках данного исследования предпринята попытка продемонстрировать возможности латинского языка при обучении профессиональным навыкам будущих врачей и фармацевтов. В статье подробно рассматриваются три подсистемы медицинской терминологии: анатомо-гистологическая, клиническая и фармацевтическая. В рамках анатомо-гистологического раздела дается анализ типичных ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся и приводятся примеры заданий, которые используются автором для решения этих проблем. В клиническом разделе акцент делается на заданиях, позволяющих создать на занятии атмосферу профессиональной деятельности и приблизить к практической деятельности. Освоение фармацевтического раздела направлено на формирование терминологической компетентности будущих медицинских работников в сфере фармацевтической терминологии и общей рецептуры. Автор дает краткий обзор материала, изучаемого на этом этапе, и приводит примеры практических заданий для его лучшего усвоения. Все материалы и упражнения, описанные в статье, автор приводит из собственного опыта преподавания латинского языка в медицинском вузе. В работе используются эмпирические методы, методы сравнения и анализа.
В результате исследования показано, что успешное обучение профессиональным навыкам в медицинском вузе во многом возможно благодаря изучению латинского языка.
В России в последние два десятилетия наблюдается высокий рост физически неактивных детей. Поэтому проблема подготовки детей к более здоровой и полноценной жизни является актуальной.
Для повышения уровня физической активности первостепенное значение имеет правильная мотивация детей на уроках физкультуры. Урок должен строиться таким образом, чтобы ученики понимали, зачем они это делают, какую пользу это принесет и почему физкультура важна для их развития, принимая во внимание, насколько школьники удовлетворены уроками физической культуры.
Объектом исследования стали учащиеся начальных и средних школ на территории муниципального образования «Город Майкоп».
Цель проведенного исследования – выявление проблем и потребностей учащихся, связанных с уроками физического воспитания в общеобразовательной школе.
В исследовании использовались: теоретический метод для анализа имеющихся источников по исследуемой проблематике, эмпирический метод (анкетирование) и статистический метод для обработки данных.
Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что занятия по физическому воспитанию проводятся на постоянной основе и учащиеся регулярно их посещают. Уроки физкультуры нравятся школьникам, потому что они чувствуют себя на занятиях комфортно, считают физкультуру полезной, а содержание адаптированным к их способностям, возможностям и желаниям. Среди причин нелюбви учащихся к занятиям следующие: они считают уроки однообразными, пассивными и скучными.
Чтобы выполнять учебную программу по физической культуре, необходимо, чтобы школа располагала кадровыми, материальными и пространственными ресурсами, способствовала достижению максимального качества преподавания.
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания иностранного языка становится широко распространенной практикой как в школе, так и в вузе. Цифровые ресурсы, включающие электронные словари и библиотечные системы, онлайн-курсы, иноязычные сайты новостных агентств, видеоматериалы и подкасты, находятся в открытом доступе и предоставляют большие возможности их применения в образовательных целях. Эти новые реалии определяют актуальность данного исследования, проблема которого заключается в раскрытии потенциала использования интернет-ресурсов, а именно, эффективности ментальных карт при изучении иностранного языка.
Цель статьи – изучить метод ментальных карт и выявить преимущества их использования при обучении иностранному языку. Научные методы: анализ и синтез, сравнение и обобщение позволили изучить разные подходы ученых к определению понятия «коммуникативной компетенции», возможности применения интеллект-карт в образовательных целях, проанализировать доступные цифровые ресурсы по составлению подобных диаграмм, а также сделать вывод об их значимой роли при обучении языку. В ходе исследования были получены следующие результаты: ментальные карты способствуют развитию основных навыков и умений, формированию коммуникативной компетенции; цифровые ресурсы делают работу с интеллект-картами не только более результативной, но и интересной, что повышает мотивацию студентов к овладению иностранным языком. Сделан вывод о преимуществах использования ментальных карт при обучении иностранному языку. Данная статья имеет теоретическую и практическую значимость, так как дает подробный анализ теоретического материала и демонстрирует результаты его применения на практике.
Современные процессы трансформации общего образования, появление новых технологий, усиление ситуации неопределенности во всех сферах жизни общества, расширение спектра направлений деятельности учителя, постоянное повышение требований к уровню его профессиональной подготовки детерминирует появление у молодых педагогов симптомов профессионального выгорания уже в первые годы профессиональной деятельности. Выявленное противоречие между потребностью молодых учителей в работе по минимизации симптомов профессионального выгорания и недостаточной степенью разработанности и реализации целенаправленной профилактической работы по преодолению негативных состояний позволило обозначить проблему, состоящую в проектировании и апробации педагогической модели, обеспечивающей снижение симптоматики профессионального выгорания у молодых учителей. Цель исследования – обосновать и экспериментально апробировать модель педагогической профилактики профессионального выгорания молодых учителей.
Методы исследования: анализ, синтез, моделирование.
Результаты проведенного исследования показали эффективность разработанной модели, основанной на личностно-деятельностном, системном, полисубъектном и комплексном подходах, содержательным компонентом которой является модульная программа педагогической профилактики профессионального выгорания молодых учителей, направленная на формирование информационной компетентности молодых учителей о проблеме выгорания, обучение психотехникам саморегуляции и самозащиты, развитие трудовой мотивации и творческого потенциала.
Ключевыми факторами экономики нового уклада являются электронные технологии и услуги, а также представленные в цифровом виде образовательные услуги. Сегодня очевидна общепризнанная роль цифровой экономики как драйвера прогрессивных изменений и инструмента качественной модернизации института образования. В условиях цифровой перестройки всех сфер жизнедеятельности человека важнейшее место принадлежит формированию цифровой образовательной среды как инструменту гибкой адаптации учебных заведений к перманентно меняющимся условиям внешней среды (требования федеральных государственных образовательных стандартов, конкурентная борьба вузов в образовательном пространстве, запросы работодателей и пр.). Одним из путей цифровизации образования является внедрение в учебный процесс электронных учебных курсов как инновационного контента организации учебной деятельности. В связи с этим проблема данного исследования может быть сформулирована следующим образом: какова технология проектирования и содержание электронного учебного курса? Цель работы: раскрыть технологию проектирования электронного учебного курса в контексте профессиональной подготовки будущих работников туристской индустрии. Для достижения указанной цели применялся комплекс научных методов: изучение научной и методической литературы, анализ, проектирование, обобщение.
Результаты исследования: раскрыто понятие «электронный учебный курс», представлены виды электронных учебных курсов; описан алгоритм разработки электронного учебного курса; приведен пример электронного учебного курса по дисциплине «Программный туризм и безопасность туризма»; описаны преимущества использования в учебном процессе подготовки будущих работников индустрии туризма предложенного автором электронного учебного курса. Ключевые выводы: электронный учебный курс представляет собой самостоятельную учебную единицу, контент электронного обучения, ориентированный преимущественно на самообучение; существует три вида электронных учебных курсов, отличающихся степенью представления материалов рабочих программ – от полного соответствия содержанию рабочей программы дисциплины до частичного, фрагментарного представления отдельных ее элементов по усмотрению преподавателя; алгоритм проектирования электронного учебного курса представлен определением его структуры в соответствии с установленными каждым вузом требованиями, подготовкой соответствующих дидактических материалов, составлением информационной карты, представлением в системе управления электронным обучением, процедурами утверждения и согласования соответствующими структурами вуза; предложенный автором электронный учебный курс по дисциплине «Программный туризм и безопасность туризма» имеет блочную структуру, содержит параметры представления материала по каждому элементу блока; собственный опыт внедрения в профессиональную подготовку будущих работников индустрии туризма электронного учебного курса показал его востребованность образовательной практикой.
Ключевыми факторами экономики нового уклада является формирование доступной среды для людей с инвалидностью, в том числе и детей с ограниченными возможностями, что входит в число приоритетных задач государств, включенных в мировое образовательное пространство, и рассматривается как реализация конституционных прав граждан. Данная деятельность инициирована рядом международных и отечественных документов. В нашей стране формирование доступной среды осуществляется в аспекте реализации Государственной программы РФ «Доступная среда», предусматривающей создание безбарьерной среды для эффективной интеграции в общество граждан с ограниченными возможностями здоровья. Это особым образом инициирует педагогические исследования, посвященные вопросам изучения образовательных возможностей доступного туризма для полноценной интеграции в обществе детей с ограниченными возможностями. Данное обстоятельство подтверждает актуальность нашего исследования и позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в выявлении возможностей доступного туризма как образовательного ресурса для социализации детей с ограниченными возможностями.
Цель исследования: обосновать возможности доступного туризма как образовательного ресурса для социализации детей с ограниченными возможностями. Для реализации указанной цели использовались следующие методы исследования: изучение научной литературы и сведений интернет-источников, анализ, обобщение, описание.
Результаты исследования: раскрыта роль культурно-познавательного туризма как эффективного инструмента социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья в условиях специально организованной доступной среды; на примере безбарьерного инклюзивного туризма описан опыт использования доступной среды как образовательного ресурса для социализации детей с ограниченными возможностями.
Ключевые выводы: культурно-познавательный туризм оказывает влияние на воспитание личности ребенка с инвалидностью, развивая, прежде всего, его эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию и создавая условия для духовной сублимации его потребностей, которые не могут зачастую быть удовлетворены в реальной жизни; создание безбарьерной среды применительно к туристской деятельности включает технологии дополненной реальности (мобильные приложения для музеев, виртуальные экскурсии, экскурсии на жестовом языке, тактильные карты и др.). Сформулирован вывод о том, что развитие доступного туризма выступает мощным фактором социализации детей с ограниченными возможностями в условиях новой образовательной среды.
Иностранные граждане обучаются в российских вузах по образовательным программам в соответствии с ФГОС, рассчитанным на довузовскую подготовку российских граждан. Особенно явственно это прослеживается при формировании универсальных компетенций (УК). Выявление и поиск решения возникающих при этом проблем определяют актуальность предпринятого исследования.
Мы поставили целью определить, насколько существенны различия между содержанием довузовского российского и иностранного образования, необходимым для формирования УК-11 – гражданская позиция и сопряженной с ней УК-9 – инклюзивная культура, применив для этого метод сравнительного анализа. Материалом послужили документы об иностранном образовании.
При разработке образовательной программы в части формирования УК-11 вузы учитывают преемственность с общеобразовательным предметом обществознание, который российские школьники изучают на базовом или углубленном уровне. В связи с этим содержание иностранного образования оценивалось с позиции присутствия в нем дисциплин предметной области «общественные науки». Проведенный анализ показал полное или частичное их отсутствие в довузовском иностранном образовании. Между тем оказалось, что инклюзивная позиция многих иностранных студентов, в отличие от российских, практически сформирована.
Таким образом, вузу необходимо разрабатывать индивидуальные образовательные программы для иностранных обучающихся, предусматривающие расширение перечня вариативных и факультативных дисциплин, изменение соотношения контактной работы с преподавателем и самостоятельной работы обучающегося. Оптимальной формой остается предшествующее или параллельное освоение специально разработанной дополнительной образовательной программы.
В настоящее время федеральные государственные стандарты высшего образования программы бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция предусматривают использование в образовательной деятельности вуза технологий проектного обучения. Данные технологии выступают методическими основаниями образовательной деятельности в высших учебных заведениях. Применение новых образовательных технологий актуализировало целесообразность появления в учебных планах вузов такой учебной дисциплины как «Проектный практикум».
Проблема исследования заключается в следующем: каким образом проектный практикум как учебная дисциплина формирует универсальные и общепрофессиональные компетенции будущих юристов?
Целью данной работы является исследование структуры содержания учебного курса «Проектный практикум» и формирования у обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» универсальных и профессиональных компетенций.
Методология и методы исследования. Теоретическую базу исследования составили разработки по технологии проектного обучения. Основной метод исследования: анализ.
В статье были рассмотрены основные универсальные и общепрофессиональные компетенции, формируемые в рамках изучения курса «Проектный практикум», а также основное содержание курса, способствующее формированию данных компетенций. Автор выделяет два типа образовательного результата учебной дисциплины «Проектный практикум»: приобретение и развитие компетенций, необходимых для решения профессиональных задач и приобретение опыта в самоорганизации и самообразовании.
Сделаны выводы о том, что использование технологии проектного обучения в рамках учебного курса «Проектный практикум» способствует успешному формированию универсальных и общепрофессиональных компетенций будущих юристов, активизирует учебную деятельность.
Основополагающими позициями современного образования являются стандартизация и модернизация, ориентированные на решение проблемы повышения конкурентоспособности страны через подготовку компетентных кадров для развития цифровой экономики. Образование, как сектор экономики и социальной деятельности, ориентировано на широкое использование ресурсов интернета, расширение возможностей научно-педагогических работников по использованию цифровых ресурсов, коммуникации в цифровой образовательной среде с учетом реальных экономических тенденций. В ходе теоретического анализа и изучения образовательной практики вузов выявлены объективные противоречия между требованиями нормативно-правовых актов, регулирующих создание в вузах цифровой образовательной среды, и недостаточной разработанностью сущностных характеристик профессиональной деятельности научно-педагогического работника в условиях цифрового образовательного пространства вуза. Поиск решения выявленного противоречия позволяет сформулировать проблему исследования: каковы особенности профессиональной деятельности научно-педагогического работника в условиях цифровой образовательной среды, влияющие на ее результативность?
Цель исследования: теоретически обосновать основные направления профессиональной деятельности научно-педагогического работника в условиях цифровой образовательной среды. Методология исследования базировалась на изучении научных сведений и опыта педагогической деятельности в зарубежной и отечественной литературе, использовании методов теоретического и эмпирического исследования: анализа, обобщения, дедукции.
Результаты исследования: обоснованы особенности цифровой образовательной среды современного вуза; раскрыта структурно-содержательная характеристика деятельности научнопедагогического работника в цифровом пространстве вуза.
Ключевые выводы: ключевая роль цифровых технологий заключается в инновационном развитии высшего образования, а именно в компетентности современных преподавателей высшей школы работать в цифровой образовательной среде; структурно-содержательная характеристика деятельности научно-педагогического работника в цифровом пространстве вуза включает ряд направлений: взаимодействие с субъектами образования в электронной информационно-образовательной среде вуза, создание электронного методического инструментария по читаемым дисциплинам, использование различные форм организации учебных занятий в электронной образовательной среде, создание цифрового портфолио и др. Всё это значительно расширяет горизонты организации учебной деятельности в цифровом образовательном пространстве.
В условиях постоянного обновления современного образования приобретает актуальность разработка методов повышения эффективности развития профессиональных компетенций в обучении иностранному языку в неязыковом вузе.
Необходимо разрешить противоречие, вызванное исключением перевода из современных методов обучения и резервами методов с применением перевода. Проблема состоит в выявлении способов внедрения заданий с использованием родного языка в современные методы обучения иностранному языку в неязыковом вузе.
Цель статьи – уточнение роли перевода в обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Выявляется сущность перевода в иноязычном обучении в неязыковом вузе, раскрывается психологический механизм овладения иностранным языком и место перевода в этом процессе, оценивается степень необходимости использования двуязычных упражнений в профессиональном обучении иностранному языку.
Методологической основой явились положения о природосообразности процесса обучения. В работе были использованы методы сравнения, анализа, наблюдения, проведен педагогический эксперимент. Опытно-экспериментальной базой выступил Майкопский государственный технологический университет.
Определена сущность понятия «перевод» в методике иноязычного обучения, разработана модель обучения иностранному языку в неязыковом вузе, составлено учебное пособие, сделан вывод: развитие профессиональной компетенции обучаемых неязыкового вуза в части «иноязычной деловой коммуникации» будет более эффективным, если внедрить в систему иноязычного обучения в неязыковом вузе модель обучения иностранному языку в неязыковом вузе с применением перевода как способа и цели обучения.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
В России волонтерство стало чрезвычайно популярно в последнее десятилетие. Целью данного исследования является выявление основных этапов становления волонтерства в России, влияние истории и культуры страны на специфику добровольческой деятельности.
Изучением вопросов деятельности добровольческих объединений занимаются различные науки, например, такие как: социология, психология, история и др. В волонтерских сообществах принимают участие представители разных слоев общества. Несмотря на то что волонтерство как явление появилось относительно недавно, оно приобрело немаловажную общественную значимость. Волонтерское движение в последние годы приобрело массовый характер.
В статье предпринята попытка выделить основные этапы развития волонтерского движения в России. Представлена историко-культурная характеристика каждого из этапов: религиозного, дореволюционного, советского и современного. Определена специфика этапов – изменение отношения общества к волонтерской деятельности. Автор показывает, как расширялась сфера деятельности волонтеров. Обращено внимание на формирование нормативно-правовой базы волонтерской деятельности на современном этапе. Раскрыта специфика международного волонтерства.
Автором сделан вывод, что постепенно формируется культура волонтерства, но как и все новые явления она еще не сложилась окончательно. Тем не менее, можно отметить, что волонтерская деятельность в настоящий момент является социально значимым направлением для общества и государства.
На сегодняшний день не подлежит сомнению тот факт, что традиционные роли правительства и государственного управления должны адаптироваться к возникающим и будущим потребностям общества. В данном контексте необходимо отметить, что инновационные технологии могут привнести новые возможности в государственный сектор, улучшить взаимодействие между органами управления и гражданами за счет упрощения процедур, а также способствовать открытости и прозрачности действий. Перепроектирование политических институтов и переосмысление принципов их работы в более широком смысле может сделать государственный сектор более интерактивным и эффективным. С учетом вышеизложенного цель статьи заключается в проведении исследования отличительных черт внедрения и реализации инновации в системе государственного и муниципального управления России на пути обеспечения социально-экономического развития страны. Методы исследования включают в себя общетеоретические и специальные приемы познания, а именно, анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, прогнозирование, экстраполяция. В процессе исследования отдельное внимание уделено влиянию инноваций на социально-экономическое развитие страны на государственном уровне, которое детерминировано на примере трех основных плоскостей их реализации, охватывающих практически все сферы общественной жизни. На местном уровне преимущества использования инноваций в деятельности публичной власти проанализированы в разрезе граждан, бизнес-структур и некоммерческих организаций, а также самих органов местного самоуправления. По результатам исследования сформулированы предложения, касающиеся развития научно-методического обеспечения инновационной деятельности органов власти в России и активизации использования прогрессивных финансовых инструментов, способствующих появлению управленческих инноваций.
Начало ХХI века можно охарактеризовать как качественно новый этап развития человеческой цивилизации, для которого центральным понятием становится конвергенция – объединение, сближение и взаимопроникновение наук и технологий.
Особое внимание в статье уделяется конвергенции четырех ведущих научных направлений: нанотехнологий, биотехнологий, информационных технологий и когнитивных технологий (НБИКконвергенции). Подчеркивается, что присоединение к этому блоку социально-гуманитарных технологий – еще более усиливает их взаимный синергетический эффект.
Исследование конвергенции наук и технологий как нового этапа интеграции научного знания является целью данной работы.
В качестве методологической основы исследования выступают общие методы научного познания, такие как анализ, синтез, обобщение; системный подход, связанный с представлением об объекте как целостной системе, с выявлением многообразных типов связей сложного объекта и сведением их в единую теоретическую картину.
Актуальность затронутой темы и ее практическая значимость связана с усилением в последнее время позиций фундаментальных исследований, для которых конвергенция становится основным методом и источником будущих знаний.
Ключевым выводом можно считать обоснование плотного вхождения понятия «конвергенция» в общую структуру современного научного знания в процессе перехода к этапу направленной осознанной эволюции человека.
В настоящее время существенно выросла потребность в укреплении позиций российской идентичности при одновременном формировании патриотизма и патриотических принципов в обществе. Одним из существенных факторов в формировании российской самоидентификации является существование доверия к разным социальным группам, в данном контексте к официальной власти и ее представителям. В этой связи актуальным является изучение отражения института доверия на формирование российской идентичности, а также на межличностное общение. Цель исследования заключается в установлении роли фактора «доверие» на формирование российской идентичности молодого поколения дагестанцев, а также на характер и интенсивность межнационального общения. Методом исследования является массовый стандартизированный опрос. Аналитика показывает, что в массовом сознании опрошенной дагестанской молодежи превалирует суждение «скорее доверяю», причем можно констатировать уменьшение уровня доверия с повышением образовательного статуса опрошенной дагестанской молодежи. Существование институциональной формы доверия в общественном сознании молодого поколения дагестанцев играет важнейшую роль во взаимосвязанном процессе – с одной стороны, формирует и укрепляет позиции российской идентичности, с другой – способствует выработке принципов толерантности, взаимопонимания. Данные факторы являются важнейшими в рамках развития позитивного межнационального климата и сохранения стабильности в российском социуме. Глубинный анализ и сопоставление ряда вопросов между собой свидетельствует, что подмассив испытывающих доверие органам власти положительно оценивает межэтническую сферу на территории своего проживания, причем с акцентированием внимания на отсутствии почвы для межнационального противостояния и конфликтов. Аналитический материал показывает, что важнейшим фактором оказывающим влияние на формирование доверия и межнациональную стабильность оказывает межличностная коммуникация. На основе авторского исследования установлено, что опрошенная молодежь ориентирована на тесные этноконтакты, причем их респонденты оценивают позитивно.