Преимущества использования ментальных карт при обучении иностранному языку
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-1-70-76
Аннотация
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания иностранного языка становится широко распространенной практикой как в школе, так и в вузе. Цифровые ресурсы, включающие электронные словари и библиотечные системы, онлайн-курсы, иноязычные сайты новостных агентств, видеоматериалы и подкасты, находятся в открытом доступе и предоставляют большие возможности их применения в образовательных целях. Эти новые реалии определяют актуальность данного исследования, проблема которого заключается в раскрытии потенциала использования интернет-ресурсов, а именно, эффективности ментальных карт при изучении иностранного языка.
Цель статьи – изучить метод ментальных карт и выявить преимущества их использования при обучении иностранному языку. Научные методы: анализ и синтез, сравнение и обобщение позволили изучить разные подходы ученых к определению понятия «коммуникативной компетенции», возможности применения интеллект-карт в образовательных целях, проанализировать доступные цифровые ресурсы по составлению подобных диаграмм, а также сделать вывод об их значимой роли при обучении языку. В ходе исследования были получены следующие результаты: ментальные карты способствуют развитию основных навыков и умений, формированию коммуникативной компетенции; цифровые ресурсы делают работу с интеллект-картами не только более результативной, но и интересной, что повышает мотивацию студентов к овладению иностранным языком. Сделан вывод о преимуществах использования ментальных карт при обучении иностранному языку. Данная статья имеет теоретическую и практическую значимость, так как дает подробный анализ теоретического материала и демонстрирует результаты его применения на практике.
Об авторе
Альвина Николаевна КолесниченкоРоссия
Колесниченко Альвина Николаевна, доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки»
Ростов-на-Дону
тел.: +7 (904) 446 60 18
Список литературы
1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. 2002. № 2. С. 58–64.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–44.
3. Hymes D. On Communicative Competence. In J. B. Pride and J. Holmes (eds.). Sociolinguistics. Harmondsworth: Penguin, 1972.
4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для пед. вузов и учителей. 3-е изд. М.: Просвещение, 2005. 239 с.
5. Кузьмина Е.М. Формирование коммуникативной компетентности студентов вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2006. 23 с.
6. Колесниченко А.Н. Роль подкастов в формировании коммуникативной компетенции студентов при обучении иностранному языку в техническом вузе // Самарский научный вестник. 2022. Т. 11, № 2. С. 287–291.
7. Исаева Т.Е. Компетенции и «электронная» педагогическая культура преподавателя высшей школы в постпандемическом мире // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 6. С. 80–96.
8. Бьюзен Тони. Карты памяти. Используй свою память на 100%. М.: РОСМЭН, 2007. 96 с.
9. Симонова О.Б. К вопросу использования метода ментальных карт при преподавании иностранного языка в техническом вузе // Транспорт: наука, образование, производство: сборник трудов Международной научно-практической конференции. Ростов н/Д: РГУПС, 2019. С. 265–269.
10. Odaryuk I. Using Mind Maps to motivate the digital generation of students to learn foreign languages // E3S Web of Conferences 273, 12146 (2021) INTERAGROMASH 2021. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127312146.
Рецензия
Для цитирования:
Колесниченко А.Н. Преимущества использования ментальных карт при обучении иностранному языку. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023;(1):70-76. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-1-70-76
For citation:
Kolesnichenko A.N. dvantages of using mental maps in teaching a foreign language. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2023;(1):70-76. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-1-70-76