Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Научный журнал «Вестник Майкопского государственного технологического университета» – ежеквартальный рецензируемый научный журнал, посвященный актуальным проблемам в области истории, педагогики и социологии.

Журнал «Вестник Майкопского государственного технологического университета» имеет международный стандартный номер сериального издания ISSN 2078-1024.

Учредитель издания – федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Майкопский государственный технологический университет».

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий массовых коммуникаций ПИ № ФС77-85521 от 04 июля 2023 года.

Подписку на журнал «Вестник Майкопского государственного технологического университета» можно оформить по индексу Э66022 на сайте Объединённого каталога «Пресса России» www.pressa-rf.ru, в электронном каталоге Почты России по индексу ПК399, а также по индексу 66022 в электронном каталоге УРАЛ-ПРЕСС.

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.

Соответствие рубрик журнала Номенклатуре научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени:

5.6. Исторические науки

5.6.1. Отечественная история (исторические науки)

5.6.2. Всеобщая история (исторические науки)

5.6.4. Этнология, антропология и этнография (исторические науки)

5.8. Педагогика

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (педагогические науки)

5.8.7. Методология и технология профессионального образования (педагогически е науки)

5.4 Социология

5.4.4. Социальная структура, социальные институты и процессы (социологические науки)

5.4.6. Социология культуры (социологические науки)

5.4.7. Социология управления (социологические науки)

Миссия журнала состоит в исследовании проблем формирования и развития личности в условиях мультикультурного общества; применения новых информационных технологий и интерактивных методов в контексте вузовской подготовки обучающихся; изучения особенностей взаимовлияния народов Северо-Западного Кавказа на различных этапах истории человечества; исследовании социокультурных явлений и процессов полиэтничного региона.

Статьи должны быть оформлены в соответствии с Правилами журнала. Ранее опубликованные материалы, а также материалы, представленные для публикации в другие журналы, к рассмотрению не принимаются.

Поступившие в редакцию статьи проходят рецензирование (см.  Порядок рецензирования), и затем редколлегия принимает решение о возможности их публикации в журнале.

Журнал адресован ученым, преподавателям, научным сотрудникам, аспирантам, студентам вузов социогуманитарной направленности, руководителям и специалистам структур исполнительной и законодательной власти, слушателям курсов повышения квалификации.

Полные тексты статей находятся в открытом и бесплатном доступе в сети Интернет на сайте журнала «Вестник Майкопского государственного технологического университета», на сайте Майкопского государственного технологический университета (В разделе научная библиотека), а также на платформах издательства «Лань», электронной библиотеки «КиберЛенинка», Научной электронной библиотеки.

Текущий выпуск

№ 2 (2025)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

11-21 11
Аннотация

Введение. В статье рассмотрена роль личности Шагин Гирея в социально-политическом положении Крымского ханства, которое пыталось сохранить свою независимость в борьбе между Российским и Османским государствами в последней четверти XVIII века. Целью статьи является восстановление исторического портрета последнего Крымского хана Шагин Гирея в контексте взаимоотношений независимого Крымского ханства с Османской и Российской империями.

Материалы и методы исследования. Важным объектом исследования в работе является дальнейшая судьба Шагин Гирея и переезд в Российскую империю после отречений от престола в 1783 году. В основе материалов исследования была использована зарубежная и отечественная научная литература. В ходе исследования были использованы методы: источниковедческий, историко-сравнительный, общенаучные (анализ, сравнение, обобщение, синтез).

Результаты исследования. Статья обусловлена введением в научный оборот малоизвестных историографических материалов зарубежной литературы. В работе комплексно исследуется биография Шагин Гирей, проводится развернутый анализ его реформаторской деятельности. На основе опубликованных источников автор описывает период переселения в Воронеж, а затем и в Калугу. На базе изучения современной зарубежной историографии автором описывается наименее исследованный период жизни Шагин Гирея после отъезда в Османскую империю в начале 1787 года, а также репрезентация обстоятельств смерти на острове Родос в отечественной историографии.

Обсуждение и заключение. В ходе исследования автором сделан вывод о том, что Шагин Гирей сыграл большую роль в реформировании Крымского ханства в его последние годы существования. Автором впервые комплексно проанализирован жизненный путь Шагин Гирея, в научный оборот введены ранее неизвестные в отечественной историографии биографические данные последнего крымского хана.

22-37 14
Аннотация

Введение. В настоящее время возрос научный интерес к представителям крымскотатарского дворянского сословия, все большее внимание уделяется теме повседневности мусульманской элиты Крыма в разные периоды времени. Исследуемый в статье круг вопросов является неизученным аспектом в истории Таврической губернии в конце XIX – начале ХХ вв. В статье рассматривается мурзачество глазами его современника – Исмаил-бея Гаспринского – педагога-реформатора и издателя, оказавшего существенное влияние на развитие культуры, образования и общественной жизни большинства тюрко-мусульманских народов Российской империи.

Цель работы – исследовать те аспекты общественной и частной жизни представителей данного сословия, которые наиболее емко информируют об их увлечениях, интересах и в целом – образе жизни. Именно эти составляющие являются яркими выразителями духа эпохи и помогают лучше понять особенности повседневной жизни представителей знатных крымскотатарских семей.

Материалы и методы. При написании статьи использовались общенаучные методы анализа и синтеза, сравнительно-исторический и проблемно-хронологический методы. Источниковой базой для исследования послужили неопубликованные источники: статьи газеты «Терджиман», а также книги, хранящиеся в Бахчисарайском музее-заповеднике.

Результаты исследования. В соответствии с принципами историзма и объективности автором были впервые введены в научный оборот неопубликованные источники по истории крымскотатарского дворянства.

Обсуждение и заключение. В статье была исследована общественная жизнь крымских мурз: посещение ими официальных мероприятий, участие в проводимых сельскохозяйственных выставках, благотворительных вечерах и акциях. Был рассмотрен досуг крымскотатарской элиты, свадебные торжества и увеселения. В ходе работы над статьей было выяснено, что интеллектуальное наследие И. Гаспринского является не только ценным источником по истории становления и развития национальной периодики и системы образования тюрко-мусульманского населения Российской империи в конце XIX – начале ХХ вв., но и позволяет заглянуть в практически неизученный мир повседневности крымских мурз.

38-54 9
Аннотация

Введение. Народная традиционная одежда является объектом изучения для многих специалистов. Пройдя длительный путь, одежда сохраняла элементы, передающиеся из поколения в поколение, которые стали со временем его традицией. Чтобы эти традиции могли быть понятны и доступны современнику, важна и требуется особая связь с первоисточником – предметом материальной культуры.

Материалы и методы. Объектом нашего исследования избрана одежда казачьего население линейных станиц Закубанья середины XIX – начала XX в. Настоящая работа ставит перед собой цель на региональном уровне выделить типы компонентов одежды. Задача исследования состоит не только в описании самого предмета материальной культуры, но и всех возможных коллизий, которые повлекли за собой его существование, потому из ряда методов исследований для работы выбираем хронологический и типологический методы.

Результат исследования. Уникальные предметы быта, в том числе и предметы традиционной одежды на сегодняшний день являются достоянием музеев; доступность к экспонатам-подлинникам одежды для разного рода специалистов в силу разных причин ограничена. Музеи публикуют материалы из своих фондов; информация эта чаще всего заключается в перечне предметов, которые имеются в музее, и их этнической принадлежности. Для того чтобы ввести в научный оборот материалы по одежде, этого недостаточно; в первую очередь необходимо знать подробное описание предмета материальной культуры, и, кроме того, без типологии предмета можно упустить из вида важные детали. На территории Краснодарского края, помимо краеведческих музеев, в 1980-е гг. были созданы и действовали в некоторых станицах так называемые Народные музеи, в которых были представлены предметы быта казачьего населения станиц, в том числе и предметы одежды. Со временем по ряду причин некоторые из этих музеев прекратили свое существование; судьба экспонатов-подлинников одежды тоже сложилась по-разному. Потому в свое время накопленные в этих Народных музеях материалы и материалы, собранные в территориально удаленных краеведческих музеях, бесспорно, будут являться ценнейшими источниками для последующих поколений исследователей и разного рода специалистов.

Обсуждение и заключение. Работа по выявлению типов предмета материальной культуры в бывших линейных станицах Закубанья, на примере женских и мужских рубах, показала, что самые архаичные формы – туникообразные рубахи – у коренного населения станиц Закубанья в употреблении не были; среди исследуемых экспонатов-подлинников выявлены варианты рубах женских, не описанных ни одним, известным автору, этнографическим литературным источником.

55-64 7
Аннотация

Введение. Актуальность избранной темы обусловлена тем, что до настоящего времени значительная часть исследований участия народов СССР в Великой Отечественной войне в рядах Красной армии ограниченно касалось точных цифр в отношении крымских татар. Только с возвращением Крыма в состав Российской Федерации в 2014 году появились новые возможности в освещении темы. Статья посвящена определению вклада народов России в Победу Великой Отечественной войны на примере крымских татар, служивших в годы войны в рядах Рабоче-крестьянской Красной армии. Целью исследования является установление численного состава крымских татар в рядах Красной армии как накануне войны, так и на всем ее протяжении.

Материалы и методы. Примененная методология исследования базируется на принципах историзма, объективности и системности. В работе использовались историко-биографический и историко-системные методы.

Результаты исследования. Главным источником информации послужили опубликованные данные Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, которые были систематизированы и сгруппированы и в которых выделена информация и итоговые цифры об офицерах и рядовом составе, награждениях, участниках партизанского и подпольного движения, погибших и пропавших без вести, фактах дезертирства. Научная новизна работы состоит в том, что впервые названо число крымских татар, находившихся в рядах Красной армии до объявления всеобщей мобилизации, в сравнительном отношении с другими народами и общей численностью Вооруженных сил СССР.

Обсуждение и заключение. Названо общее количество крымских татар – участников боевых действий, общее количество погибших и пропавших без вести, награжденных. Впервые проведена сравнительная характеристика воинской службы в годы Великой Отечественной войны народов СССР, подвергшихся депортации, – балкарцев, ингушей, калмыков, карачаевцев, крымских татар, чеченцев – в сферах довоенной мобилизации, воинского призыва начала войны, государственной политики награждений, послевоенной судьбы военнослужащих в местах спецпоселений. Практическая значимость исследования определяется тем, что материал может быть использован для определения количественных показателей представителей других советских народов.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

65-80 13
Аннотация

Введение. Актуальность исследования цифровых технологий в образовании обусловлена их растущей интеграцией в учебный процесс. Исследования в данной области часто фокусируются на взгляде преподавателей, что подчеркивает необходимость более глубокого анализа опыта студентов и их восприятия цифрового обучения.

Материалы и методы: обзор литературных источников; статистический анализ результатов опроса в онлайн-формате, проведенного с 1 по 15 ноября 2024 года на базе Кубанского государственного медицинского университета.

Результаты. Большинство респондентов положительно оценивают доступные цифровые ресурсы, выражая интерес к специализированным курсам. Средняя оценка удовлетворенности свидетельствует о высоком уровне одобрения применения информационно-компьютерных технологий в обучении. Превалирующее число студентов ежедневно используют цифровые инструменты, однако выявлены проблемы с интернет-соединением и качеством звука во время онлайн-лекций.

Обсуждение. Дистанционный и смешанный форматы обучения оказались наиболее предпочтительными благодаря своей гибкости. Студенты подчеркивают важность экономии времени и возможности записи лекций для последующего изучения. Несмотря на общее положительное восприятие, в ходе исследования выявлены существующие проблемы, такие как недостаток практических навыков, вопросы конфиденциальности данных и снижение концентрации внимания.

Заключение. В исследовании отношения студентов к цифровым технологиям в образовании выявлены как преимущества цифровизации, так и недостатки, что позволит разработать стратегии оптимизации цифрового обучения.

81-98 11
Аннотация

Введение. Управление современной средней общеобразовательной организацией требует комплексного подхода, сочетающего стабильность, гибкость, инновационность. Интеграция фундаментальных подходов к управлению вызывает необходимость решения проблемы органичного сочетания двух принципиально разных парадигм управления – стабильного процессного подхода и динамичного проектного метода. Синтез процессного и проектного методов управления образовательной организацией характеризуется наличием комплекса взаимосвязанных организационно-управленческих противоречий, требующих системного решения. Разрешение проблемы реализации процессно-проектного подхода в управлении образовательной организацией связано с разработкой интегрированной модели управления, сформированной с учетом специфики управленческих концепций. Цель исследований состоит в формировании интегрированной процессно-проектной модели управления образовательной организацией. Материалы и методы. При подготовке статьи использовались научно обоснованные материалы: статьи в рецензируемых журналах по процессному и проектному управлению, гибридным моделям, монографии и коллективные труды по управлению в образовании. В исследовании использовались: теоретические методы: системный анализ; сравнительный анализ; матричное и математическое моделирование. Результаты исследования. Анализ содержания матричной процессно-проектной модели и концептуального описания математических моделей управления образовательной организацией предоставил возможность сформировать интегрированную процессно-проектную модель функционирования образовательной организации. Обсуждение и заключение. Сравнение базовых характеристик подходов позволяет получить представление о преимуществах их интеграции, сформулировать принципы создания сбалансированной системы управления образовательной организацией. Базовые компоненты модели включают комплекс матричных моделей, а также математические модели процессного и проектного управления.

99-110 8
Аннотация

Введение. В связи с нарастанием значения технологии искусственного интеллекта в высшем образовании актуализируется необходимость разработки методики применения преподавателями технологий ИИ в подготовке студенческих письменных работ, отвечающих всем установленным нормативным требованиям и правилам академической этики.

Материалы и методы. В июле 2024 г. автор на условиях конфиденциальности и анонимности провел групповое фокусированное интервью с семью экспертами из числа коллег в возрасте от 35 до 60 лет, работающих по социально-гуманитарному профилю не менее пяти лет в вузах г. Москвы и г. Уфы, а также педагогический эксперимент и онлайн-опрос 46 студентов-выпускников различных направлений обучения Башкирского государственного медицинского университета и Башкирского государственного педагогического университета в социальной сети «ВКонтакте» в возрасте от 22 до 25 лет, из которых 57,25% – женщины, 42,75% – мужчины, 93% составляют уроженцы Башкортостана.

Результаты исследования. Разработанная в ходе исследования авторская методика включает в себя следующие основные составляющие. Вначале научный руководитель определяет общее направление работы, перечень конкретных инструментов ИИ, ограничения использования ИИ, ответственность обучающегося и пр. В свою очередь обучающийся с помощью инструментов ИИ создает первую редакцию письменной работы с учетом того, что высока вероятность придумывания искусственной нейросетью фактов и источников. На заключительном этапе научный руководитель делает общую оценку содержания и формы письменной работы, вместе с обучающимся обсуждают достигнутый результат.

Обсуждение и заключение. В целом авторская методика позволяет интегрировать инструменты ИИ в классические аудиторные и внеуадиторные занятия при обязательном научном руководстве преподавателем-человеком.

111-124 6
Аннотация

Введение. Актуальность данного исследования заключается в том, что в современных условиях наблюдается востребованность специалистов, владеющих несколькими иностранными языками. Вузовская программа «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» готовит специалистов, отвечающих подобным запросам на рынке труда. При обучении второму иностранному языку на данной программе возникает ряд проблем в методике преподавания.

Постановка проблемы исследования определяется недостатком учебно-методического обеспечения преподавания данной дисциплины, сжатыми временными рамками освоения второго иностранного языка.

Цели исследования заключаются в выявлении трудностей обучаемых на занятиях по практике второго иностранного языка, французского, в условиях неязыкового вуза по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» на начальном этапе, описании методических способов и приемов обучения французскому языку на занятиях по практике второго иностранного языка в рамках коммуникативно-когнитивного подхода, направленных на решение проблем студентов.

Материалы и методы. Методами исследования являются метод наблюдения и системного анализа, методический эксперимент.

Результаты исследования. В качестве результата исследования представлена возможность использования описанных в статье мотивирующих методических способов и приемов для разработки методики обучения второму иностранному языку, французскому, на базе русского языка и английского как первого иностранного в условиях переводческой программы в неязыковом вузе на начальном этапе обучения.

Обсуждение и заключение. Сделаны ключевые выводы о том, что обучение второму иностранному языку на базе русского языка и первого иностранного языка, английского, с использованием коммуникативно-когнитивного подхода, описанного в исследовании мотивирующих методических приемов и способов обучения, выявленных и апробированных в ходе обучения на переводческой программе, способствует достижению цели обучения – формированию лингвистической и коммуникативной компетенции на втором иностранном языке.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

125-138 7
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются вопросы эффективности информационно-коммуникационных площадок (ИКП) органов власти в предоставлении услуг населению. Актуальность обосновывается тем, что ИКП становятся неотъемлемой частью управленческих процессов, позволяя не только упрощать доступ граждан к государственным и муниципальным услугам, но и обеспечивать прозрачность принятия решений, оперативность обратной связи и укрепление доверия к институтам власти.

Методами и материалами исследования были избраны структурно-функциональный анализ, контент-анализ – исследование интернет-сайтов органов власти различного уровня, а также метод сравнения при их сопоставлении по различным критериям.

Результаты исследования. В отличие от коммерческого сектора, где цифровая трансформация ориентирована преимущественно на экономический эффект, в государственном управлении на первый план выходят такие аспекты, как обеспечение равного доступа к услугам, повышение прозрачности власти, учета региональной специфики и дифференцированного подхода к различным группам населения.

Обсуждение и заключение. Для анализа эффективности ИКП были рассмотрены три уровня управления в Российской Федерации: федеральный, региональный и муниципальный. Такой подход позволил выявить общие черты и различия в реализации цифровых решений на разных уровнях власти. Анализ показал, что цифровые платформы федерального уровня превосходят региональные и муниципальные по функционалу, удобству и актуальности, но уступают в ориентации на повседневные нужды граждан. Региональные платформы занимают промежуточное положение, сочетая информирование и базовые сервисы, тогда как муниципальные фокусируются на локальных задачах, но ограничены техническими и ресурсными возможностями.

139-151 7
Аннотация

Введение. Сегодня общественные трансформации задевают все аспекты жизни общества. Стремительные изменения в социуме, экономике, культуре, политике и других областях приводят к смене ценностных ориентиров. Технологический прогресс, активное применение искусственного интеллекта неизбежно приводят к пересмотру традиционных требований к профессии, что в свою очередь создает современные тренды в системе подготовки студентов в высших учебных заведениях. Таким образом, внедрение новых технологий и трансформации в обществе сменяют привычные компетенции, ожидая от работников навыков, соответствующих веяниям современного мира, тем самым создаются перспективы для развития общества.

Материалы и методы. В статье используются результаты социологических исследований отечественных ученых, а также авторами были проведены фокус-групповая дискуссия среди студентов Пензенского государственного университета и глубинное интервью с потенциальными работодателями Пензенской области.

Результаты исследования. В статье представлены основания необходимости внедрения научно-исследовательской работы в образовательный процесс студентов в университете. Особое внимание уделено изучению соответствия потребностей работодателей к компетенциям соискателей и ожиданиям выпускников о предъявляемых требованиях для успешного трудоустройства. Социологические исследования показали, что взгляды на необходимость внедрения научной и творческой работы у современной российской молодежи расходятся с мнением работодателей. Так как не все студенты поддерживают решение включить в обучение дополнительные занятия, связанные с научными исследованиями и творческой работой, поскольку не видят ее пользы для себя в настоящее время и в будущем. При этом работодатели выражают потребность в выпускниках с навыками в области научной и творческой деятельности.

Обсуждение и заключение. Авторы пришли к выводу, что от привлечения студентов к НИР следует ожидать положительного эффекта, но при условии их постоянного включения в течение всего периода обучения. В высшей школе следует создать благоприятные условия для научной деятельности учащихся: организовать работу научных групп по интересам, предоставить необходимое материально-техническое оснащение, предоставить научно-методический материал и стимулировать работу, поощряя морально и материально.

152-161 6
Аннотация

Введение. Университеты занимают центральное место в культуре любой цивилизации, аккумулируя достижения человечества в науке и образовании. Именно они формируют ядро научного сообщества, сохраняя и передавая накопленные знания новым поколениям. Их главная цель – подготовка квалифицированных специалистов, способных развивать общество и двигать прогресс вперед. Однако деятельность университетов выходит далеко за пределы простого обучения студентов. Они активно влияют на общественную жизнь, стимулируют создание научных сообществ, поддержку инновационных проектов и распространение передовых идей. История показывает, что вокруг университетов традиционно собирались наиболее талантливые и активные представители интеллигенции. Многие выдающиеся мыслители, писатели, художники и политики получили образование именно в стенах вузов. Университеты были местом рождения многих общественных движений, политических партий и творческих союзов. Методологическая база исследования опирается на общенаучные методы синтеза, анализа, обобщения и систематизации.

Результаты исследования. Выявление ключевой роли университетов в формировании интеллектуального потенциала общества и обеспечении устойчивого развития государства и всего мирового сообщества.

Обсуждение и заключение. Сегодня, несмотря на изменения в мире, университеты остаются важным элементом культурного ландшафта каждой страны. Они помогают сохранять национальные традиции, воспитывать патриотизм и формировать мировоззрение молодежи. Более того, университеты обеспечивают связь между поколениями, поддерживая преемственность знаний и опыта. Можно смело утверждать, что качество высшего образования отражает общий уровень развития общества. Чем сильнее и авторитетнее университеты, тем выше вероятность успешного будущего страны.

162-177 6
Аннотация

Введение. В статье преследуется цель – выявить уровень вовлеченности НКО Республики Адыгея в деятельность по профилактике терроризма, экстремизма и глобальных информационных угроз. В ходе исследования выявлена структура системы некоммерческой сферы Республики Адыгея на современном этапе; рассмотрены основные направления деятельности НКО в Адыгее; проанализированы проблемы вовлеченности населения в мероприятия, организованные НКО Республики Адыгея; определены формы деятельности НКО, способствующие противодействию экстремизму, терроризму и информационным угрозам.

Материалы и методы. Основными методами в исследовании стали анализ документов, размещенных на официальных сайтах региональных органов власти и НКО Республики Адыгея. Также был проведен социологический опрос населения РА.

Результаты исследования. В ходе исследования получены результаты, свидетельствующие, что среди НКО Республики Адыгея нет организаций, главной целью которых является работа с населением по противодействию терроризму, экстремизму и глобальным информационным угрозам; в реальности вовлеченность в деятельность НКО жителей Республики Адыгея характеризуется как низкая; отмечена объективная потребность населения в повышении деятельностной активности НКО в вопросах профилактики терроризма, экстремизма и глобальных информационных угроз. При этом можно говорить о позитивном косвенном влиянии деятельности НКО на формирование условий жизни региона, которые не способствуют проявлению таких явлений, как терроризм, экстремизм и преступления в информационной сфере.

Обсуждение и заключение. Проведенное исследование может способствовать повышению уровня социокультурной компетентности руководителей и работников системы НКО в вопросах деятельности организаций, способствующей противодействию экстремизму, терроризму и информационным угрозам, а также оптимизации и рационализации механизмов управления со стороны органов власти республики по поддержке НКО, которые в перечне целей имеют цель – противодействие экстремизму, терроризму и информационным угрозам.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.