Цифровизация в государственном и муниципальном управлении: анализ эффективности информационно-коммуникационных площадок органов власти в предоставлении услуг населению
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-2-125-138
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются вопросы эффективности информационно-коммуникационных площадок (ИКП) органов власти в предоставлении услуг населению. Актуальность обосновывается тем, что ИКП становятся неотъемлемой частью управленческих процессов, позволяя не только упрощать доступ граждан к государственным и муниципальным услугам, но и обеспечивать прозрачность принятия решений, оперативность обратной связи и укрепление доверия к институтам власти.
Методами и материалами исследования были избраны структурно-функциональный анализ, контент-анализ – исследование интернет-сайтов органов власти различного уровня, а также метод сравнения при их сопоставлении по различным критериям.
Результаты исследования. В отличие от коммерческого сектора, где цифровая трансформация ориентирована преимущественно на экономический эффект, в государственном управлении на первый план выходят такие аспекты, как обеспечение равного доступа к услугам, повышение прозрачности власти, учета региональной специфики и дифференцированного подхода к различным группам населения.
Обсуждение и заключение. Для анализа эффективности ИКП были рассмотрены три уровня управления в Российской Федерации: федеральный, региональный и муниципальный. Такой подход позволил выявить общие черты и различия в реализации цифровых решений на разных уровнях власти. Анализ показал, что цифровые платформы федерального уровня превосходят региональные и муниципальные по функционалу, удобству и актуальности, но уступают в ориентации на повседневные нужды граждан. Региональные платформы занимают промежуточное положение, сочетая информирование и базовые сервисы, тогда как муниципальные фокусируются на локальных задачах, но ограничены техническими и ресурсными возможностями.
Об авторах
М. С. НахушеваРоссия
Марина Сафарбиевна Нахушева, кандидат философских наук, доцент кафедры конституционного строительства и государственного муниципального управления
385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, д. 191
С. А. Киржинова
Россия
Светлана Аслановна Киржинова, кандидат филологических наук, доцент кафедры конституционного строительства и государственного муниципального управления
385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, д. 191
Список литературы
1. Богомолов Д.Н. Нормативно-правовая основа инновационных технологий в государственном и муниципальном управлении // Форум. Серия: Современное состояние и тенденции развития гуманитарных и экономических наук. 2024. № S1 (31). С. 98-101.
2. Мурадян К.А., Май-Борода Г.Н. Основные принципы внедрения инновационных технологий в сферу государственного и муниципального управления // Сборник научных статей XVIII Международной научной конференции. М., 2023. С. 152-154.
3. Дадабаева Д.У., Кяжкина Т.Ю., Огурцова Н.С. Проблемы внедрения инновационных управленческих технологий в системе государственного и муниципального управления // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации «Социальный инженер-2017»: материалы Всероссийской конференции молодых исследователей. М., 2017. С. 52-57.
4. Бабина Е.Н., Мухорьянова О.А., Шмыгалева П.В. Инновационные технологии в системе государственного и муниципального управления // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2022. № 4 (91). С. 7-13.
5. Долгова А.А., Грузинова И.С. Инновационные технологии в государственном и муниципальном управлении // International scientific and practical conference. 2020. С. 32-34.
6. Гриненко Т.Г., Меледеева Е. А. Влияние инновационных технологий управления на оптимизацию структуры государственных и муниципальных органов // Научные труды СЗИУ РАНХиГС. 2013. Т. 4, вып. 5 (12). С. 23-42.
7. Бабина Е.Н., Мухорьянова О.А., Шаталова О.И. Инновационные технологии как инструмент повышения качества государственного и муниципального управления // Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Нефтекамск, 2022. С. 37-41.
8. Синкина А.А. Роль инновационных, информационных и коммуникационных технологий в обеспечении качества предоставления услуг и повышения эффективности государственного (муниципального) управления // Cибирская академия финансов и банковского дела. 2014. С. 153-165.
9. Петросян С.И. Политическое управление и информационные технологии в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг // Издательство Грамота: в 3 ч. Ч. II. № 3 (53). 2015. С. 140-144.
10. Кайль Я.Я., Епинина Е.В., Зудина Е.В. Развитие инструментов электронного публичного администрирования // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. С. 25-28.
11. Козлова А.А, Горинова С.В. Исследование влияния информационных и цифровых технологий на региональное управление // Сборник научных трудов. 2020. Вып. 5. С. 33-37.
12. Носкова Г.В. Информационные технологии как инновации в государственном и муниципальном управлении // Инновационный потенциал развития науки в современном мире: достижения и инновации: материалы Международной научно-практической конференции. Уфа, 2022. С. 59-65.
13. Продиблох Н.Е., Болокова М.А. Инновации в государственном и муниципальном управлении как необходимое условие социально-экономического развития страны // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023. Т. 15, № 1. С. 141-148.
14. Зейтениди Н.Ю. Новый этап реформирования: цифровизация системы госуправления в России // Бюджет. 2018. № 9. С. 40-41.
Рецензия
Для цитирования:
Нахушева М.С., Киржинова С.А. Цифровизация в государственном и муниципальном управлении: анализ эффективности информационно-коммуникационных площадок органов власти в предоставлении услуг населению. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2025;(2):125-138. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-2-125-138
For citation:
Nakhusheva M.S., Kirzhinova S.A. Digitalization in public service: effectiveness analysis of information and communication platforms of government bodies in providing services to the population. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2025;(2):125-138. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-2-125-138