Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск
№ 2 (2025)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

11-21 8
Аннотация

Введение. В статье рассмотрена роль личности Шагин Гирея в социально-политическом положении Крымского ханства, которое пыталось сохранить свою независимость в борьбе между Российским и Османским государствами в последней четверти XVIII века. Целью статьи является восстановление исторического портрета последнего Крымского хана Шагин Гирея в контексте взаимоотношений независимого Крымского ханства с Османской и Российской империями.

Материалы и методы исследования. Важным объектом исследования в работе является дальнейшая судьба Шагин Гирея и переезд в Российскую империю после отречений от престола в 1783 году. В основе материалов исследования была использована зарубежная и отечественная научная литература. В ходе исследования были использованы методы: источниковедческий, историко-сравнительный, общенаучные (анализ, сравнение, обобщение, синтез).

Результаты исследования. Статья обусловлена введением в научный оборот малоизвестных историографических материалов зарубежной литературы. В работе комплексно исследуется биография Шагин Гирей, проводится развернутый анализ его реформаторской деятельности. На основе опубликованных источников автор описывает период переселения в Воронеж, а затем и в Калугу. На базе изучения современной зарубежной историографии автором описывается наименее исследованный период жизни Шагин Гирея после отъезда в Османскую империю в начале 1787 года, а также репрезентация обстоятельств смерти на острове Родос в отечественной историографии.

Обсуждение и заключение. В ходе исследования автором сделан вывод о том, что Шагин Гирей сыграл большую роль в реформировании Крымского ханства в его последние годы существования. Автором впервые комплексно проанализирован жизненный путь Шагин Гирея, в научный оборот введены ранее неизвестные в отечественной историографии биографические данные последнего крымского хана.

22-37 11
Аннотация

Введение. В настоящее время возрос научный интерес к представителям крымскотатарского дворянского сословия, все большее внимание уделяется теме повседневности мусульманской элиты Крыма в разные периоды времени. Исследуемый в статье круг вопросов является неизученным аспектом в истории Таврической губернии в конце XIX – начале ХХ вв. В статье рассматривается мурзачество глазами его современника – Исмаил-бея Гаспринского – педагога-реформатора и издателя, оказавшего существенное влияние на развитие культуры, образования и общественной жизни большинства тюрко-мусульманских народов Российской империи.

Цель работы – исследовать те аспекты общественной и частной жизни представителей данного сословия, которые наиболее емко информируют об их увлечениях, интересах и в целом – образе жизни. Именно эти составляющие являются яркими выразителями духа эпохи и помогают лучше понять особенности повседневной жизни представителей знатных крымскотатарских семей.

Материалы и методы. При написании статьи использовались общенаучные методы анализа и синтеза, сравнительно-исторический и проблемно-хронологический методы. Источниковой базой для исследования послужили неопубликованные источники: статьи газеты «Терджиман», а также книги, хранящиеся в Бахчисарайском музее-заповеднике.

Результаты исследования. В соответствии с принципами историзма и объективности автором были впервые введены в научный оборот неопубликованные источники по истории крымскотатарского дворянства.

Обсуждение и заключение. В статье была исследована общественная жизнь крымских мурз: посещение ими официальных мероприятий, участие в проводимых сельскохозяйственных выставках, благотворительных вечерах и акциях. Был рассмотрен досуг крымскотатарской элиты, свадебные торжества и увеселения. В ходе работы над статьей было выяснено, что интеллектуальное наследие И. Гаспринского является не только ценным источником по истории становления и развития национальной периодики и системы образования тюрко-мусульманского населения Российской империи в конце XIX – начале ХХ вв., но и позволяет заглянуть в практически неизученный мир повседневности крымских мурз.

38-54 6
Аннотация

Введение. Народная традиционная одежда является объектом изучения для многих специалистов. Пройдя длительный путь, одежда сохраняла элементы, передающиеся из поколения в поколение, которые стали со временем его традицией. Чтобы эти традиции могли быть понятны и доступны современнику, важна и требуется особая связь с первоисточником – предметом материальной культуры.

Материалы и методы. Объектом нашего исследования избрана одежда казачьего население линейных станиц Закубанья середины XIX – начала XX в. Настоящая работа ставит перед собой цель на региональном уровне выделить типы компонентов одежды. Задача исследования состоит не только в описании самого предмета материальной культуры, но и всех возможных коллизий, которые повлекли за собой его существование, потому из ряда методов исследований для работы выбираем хронологический и типологический методы.

Результат исследования. Уникальные предметы быта, в том числе и предметы традиционной одежды на сегодняшний день являются достоянием музеев; доступность к экспонатам-подлинникам одежды для разного рода специалистов в силу разных причин ограничена. Музеи публикуют материалы из своих фондов; информация эта чаще всего заключается в перечне предметов, которые имеются в музее, и их этнической принадлежности. Для того чтобы ввести в научный оборот материалы по одежде, этого недостаточно; в первую очередь необходимо знать подробное описание предмета материальной культуры, и, кроме того, без типологии предмета можно упустить из вида важные детали. На территории Краснодарского края, помимо краеведческих музеев, в 1980-е гг. были созданы и действовали в некоторых станицах так называемые Народные музеи, в которых были представлены предметы быта казачьего населения станиц, в том числе и предметы одежды. Со временем по ряду причин некоторые из этих музеев прекратили свое существование; судьба экспонатов-подлинников одежды тоже сложилась по-разному. Потому в свое время накопленные в этих Народных музеях материалы и материалы, собранные в территориально удаленных краеведческих музеях, бесспорно, будут являться ценнейшими источниками для последующих поколений исследователей и разного рода специалистов.

Обсуждение и заключение. Работа по выявлению типов предмета материальной культуры в бывших линейных станицах Закубанья, на примере женских и мужских рубах, показала, что самые архаичные формы – туникообразные рубахи – у коренного населения станиц Закубанья в употреблении не были; среди исследуемых экспонатов-подлинников выявлены варианты рубах женских, не описанных ни одним, известным автору, этнографическим литературным источником.

55-64 4
Аннотация

Введение. Актуальность избранной темы обусловлена тем, что до настоящего времени значительная часть исследований участия народов СССР в Великой Отечественной войне в рядах Красной армии ограниченно касалось точных цифр в отношении крымских татар. Только с возвращением Крыма в состав Российской Федерации в 2014 году появились новые возможности в освещении темы. Статья посвящена определению вклада народов России в Победу Великой Отечественной войны на примере крымских татар, служивших в годы войны в рядах Рабоче-крестьянской Красной армии. Целью исследования является установление численного состава крымских татар в рядах Красной армии как накануне войны, так и на всем ее протяжении.

Материалы и методы. Примененная методология исследования базируется на принципах историзма, объективности и системности. В работе использовались историко-биографический и историко-системные методы.

Результаты исследования. Главным источником информации послужили опубликованные данные Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, которые были систематизированы и сгруппированы и в которых выделена информация и итоговые цифры об офицерах и рядовом составе, награждениях, участниках партизанского и подпольного движения, погибших и пропавших без вести, фактах дезертирства. Научная новизна работы состоит в том, что впервые названо число крымских татар, находившихся в рядах Красной армии до объявления всеобщей мобилизации, в сравнительном отношении с другими народами и общей численностью Вооруженных сил СССР.

Обсуждение и заключение. Названо общее количество крымских татар – участников боевых действий, общее количество погибших и пропавших без вести, награжденных. Впервые проведена сравнительная характеристика воинской службы в годы Великой Отечественной войны народов СССР, подвергшихся депортации, – балкарцев, ингушей, калмыков, карачаевцев, крымских татар, чеченцев – в сферах довоенной мобилизации, воинского призыва начала войны, государственной политики награждений, послевоенной судьбы военнослужащих в местах спецпоселений. Практическая значимость исследования определяется тем, что материал может быть использован для определения количественных показателей представителей других советских народов.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

65-80 8
Аннотация

Введение. Актуальность исследования цифровых технологий в образовании обусловлена их растущей интеграцией в учебный процесс. Исследования в данной области часто фокусируются на взгляде преподавателей, что подчеркивает необходимость более глубокого анализа опыта студентов и их восприятия цифрового обучения.

Материалы и методы: обзор литературных источников; статистический анализ результатов опроса в онлайн-формате, проведенного с 1 по 15 ноября 2024 года на базе Кубанского государственного медицинского университета.

Результаты. Большинство респондентов положительно оценивают доступные цифровые ресурсы, выражая интерес к специализированным курсам. Средняя оценка удовлетворенности свидетельствует о высоком уровне одобрения применения информационно-компьютерных технологий в обучении. Превалирующее число студентов ежедневно используют цифровые инструменты, однако выявлены проблемы с интернет-соединением и качеством звука во время онлайн-лекций.

Обсуждение. Дистанционный и смешанный форматы обучения оказались наиболее предпочтительными благодаря своей гибкости. Студенты подчеркивают важность экономии времени и возможности записи лекций для последующего изучения. Несмотря на общее положительное восприятие, в ходе исследования выявлены существующие проблемы, такие как недостаток практических навыков, вопросы конфиденциальности данных и снижение концентрации внимания.

Заключение. В исследовании отношения студентов к цифровым технологиям в образовании выявлены как преимущества цифровизации, так и недостатки, что позволит разработать стратегии оптимизации цифрового обучения.

81-98 8
Аннотация

Введение. Управление современной средней общеобразовательной организацией требует комплексного подхода, сочетающего стабильность, гибкость, инновационность. Интеграция фундаментальных подходов к управлению вызывает необходимость решения проблемы органичного сочетания двух принципиально разных парадигм управления – стабильного процессного подхода и динамичного проектного метода. Синтез процессного и проектного методов управления образовательной организацией характеризуется наличием комплекса взаимосвязанных организационно-управленческих противоречий, требующих системного решения. Разрешение проблемы реализации процессно-проектного подхода в управлении образовательной организацией связано с разработкой интегрированной модели управления, сформированной с учетом специфики управленческих концепций. Цель исследований состоит в формировании интегрированной процессно-проектной модели управления образовательной организацией. Материалы и методы. При подготовке статьи использовались научно обоснованные материалы: статьи в рецензируемых журналах по процессному и проектному управлению, гибридным моделям, монографии и коллективные труды по управлению в образовании. В исследовании использовались: теоретические методы: системный анализ; сравнительный анализ; матричное и математическое моделирование. Результаты исследования. Анализ содержания матричной процессно-проектной модели и концептуального описания математических моделей управления образовательной организацией предоставил возможность сформировать интегрированную процессно-проектную модель функционирования образовательной организации. Обсуждение и заключение. Сравнение базовых характеристик подходов позволяет получить представление о преимуществах их интеграции, сформулировать принципы создания сбалансированной системы управления образовательной организацией. Базовые компоненты модели включают комплекс матричных моделей, а также математические модели процессного и проектного управления.

99-110 5
Аннотация

Введение. В связи с нарастанием значения технологии искусственного интеллекта в высшем образовании актуализируется необходимость разработки методики применения преподавателями технологий ИИ в подготовке студенческих письменных работ, отвечающих всем установленным нормативным требованиям и правилам академической этики.

Материалы и методы. В июле 2024 г. автор на условиях конфиденциальности и анонимности провел групповое фокусированное интервью с семью экспертами из числа коллег в возрасте от 35 до 60 лет, работающих по социально-гуманитарному профилю не менее пяти лет в вузах г. Москвы и г. Уфы, а также педагогический эксперимент и онлайн-опрос 46 студентов-выпускников различных направлений обучения Башкирского государственного медицинского университета и Башкирского государственного педагогического университета в социальной сети «ВКонтакте» в возрасте от 22 до 25 лет, из которых 57,25% – женщины, 42,75% – мужчины, 93% составляют уроженцы Башкортостана.

Результаты исследования. Разработанная в ходе исследования авторская методика включает в себя следующие основные составляющие. Вначале научный руководитель определяет общее направление работы, перечень конкретных инструментов ИИ, ограничения использования ИИ, ответственность обучающегося и пр. В свою очередь обучающийся с помощью инструментов ИИ создает первую редакцию письменной работы с учетом того, что высока вероятность придумывания искусственной нейросетью фактов и источников. На заключительном этапе научный руководитель делает общую оценку содержания и формы письменной работы, вместе с обучающимся обсуждают достигнутый результат.

Обсуждение и заключение. В целом авторская методика позволяет интегрировать инструменты ИИ в классические аудиторные и внеуадиторные занятия при обязательном научном руководстве преподавателем-человеком.

111-124 3
Аннотация

Введение. Актуальность данного исследования заключается в том, что в современных условиях наблюдается востребованность специалистов, владеющих несколькими иностранными языками. Вузовская программа «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» готовит специалистов, отвечающих подобным запросам на рынке труда. При обучении второму иностранному языку на данной программе возникает ряд проблем в методике преподавания.

Постановка проблемы исследования определяется недостатком учебно-методического обеспечения преподавания данной дисциплины, сжатыми временными рамками освоения второго иностранного языка.

Цели исследования заключаются в выявлении трудностей обучаемых на занятиях по практике второго иностранного языка, французского, в условиях неязыкового вуза по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» на начальном этапе, описании методических способов и приемов обучения французскому языку на занятиях по практике второго иностранного языка в рамках коммуникативно-когнитивного подхода, направленных на решение проблем студентов.

Материалы и методы. Методами исследования являются метод наблюдения и системного анализа, методический эксперимент.

Результаты исследования. В качестве результата исследования представлена возможность использования описанных в статье мотивирующих методических способов и приемов для разработки методики обучения второму иностранному языку, французскому, на базе русского языка и английского как первого иностранного в условиях переводческой программы в неязыковом вузе на начальном этапе обучения.

Обсуждение и заключение. Сделаны ключевые выводы о том, что обучение второму иностранному языку на базе русского языка и первого иностранного языка, английского, с использованием коммуникативно-когнитивного подхода, описанного в исследовании мотивирующих методических приемов и способов обучения, выявленных и апробированных в ходе обучения на переводческой программе, способствует достижению цели обучения – формированию лингвистической и коммуникативной компетенции на втором иностранном языке.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

125-138 4
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются вопросы эффективности информационно-коммуникационных площадок (ИКП) органов власти в предоставлении услуг населению. Актуальность обосновывается тем, что ИКП становятся неотъемлемой частью управленческих процессов, позволяя не только упрощать доступ граждан к государственным и муниципальным услугам, но и обеспечивать прозрачность принятия решений, оперативность обратной связи и укрепление доверия к институтам власти.

Методами и материалами исследования были избраны структурно-функциональный анализ, контент-анализ – исследование интернет-сайтов органов власти различного уровня, а также метод сравнения при их сопоставлении по различным критериям.

Результаты исследования. В отличие от коммерческого сектора, где цифровая трансформация ориентирована преимущественно на экономический эффект, в государственном управлении на первый план выходят такие аспекты, как обеспечение равного доступа к услугам, повышение прозрачности власти, учета региональной специфики и дифференцированного подхода к различным группам населения.

Обсуждение и заключение. Для анализа эффективности ИКП были рассмотрены три уровня управления в Российской Федерации: федеральный, региональный и муниципальный. Такой подход позволил выявить общие черты и различия в реализации цифровых решений на разных уровнях власти. Анализ показал, что цифровые платформы федерального уровня превосходят региональные и муниципальные по функционалу, удобству и актуальности, но уступают в ориентации на повседневные нужды граждан. Региональные платформы занимают промежуточное положение, сочетая информирование и базовые сервисы, тогда как муниципальные фокусируются на локальных задачах, но ограничены техническими и ресурсными возможностями.

139-151 4
Аннотация

Введение. Сегодня общественные трансформации задевают все аспекты жизни общества. Стремительные изменения в социуме, экономике, культуре, политике и других областях приводят к смене ценностных ориентиров. Технологический прогресс, активное применение искусственного интеллекта неизбежно приводят к пересмотру традиционных требований к профессии, что в свою очередь создает современные тренды в системе подготовки студентов в высших учебных заведениях. Таким образом, внедрение новых технологий и трансформации в обществе сменяют привычные компетенции, ожидая от работников навыков, соответствующих веяниям современного мира, тем самым создаются перспективы для развития общества.

Материалы и методы. В статье используются результаты социологических исследований отечественных ученых, а также авторами были проведены фокус-групповая дискуссия среди студентов Пензенского государственного университета и глубинное интервью с потенциальными работодателями Пензенской области.

Результаты исследования. В статье представлены основания необходимости внедрения научно-исследовательской работы в образовательный процесс студентов в университете. Особое внимание уделено изучению соответствия потребностей работодателей к компетенциям соискателей и ожиданиям выпускников о предъявляемых требованиях для успешного трудоустройства. Социологические исследования показали, что взгляды на необходимость внедрения научной и творческой работы у современной российской молодежи расходятся с мнением работодателей. Так как не все студенты поддерживают решение включить в обучение дополнительные занятия, связанные с научными исследованиями и творческой работой, поскольку не видят ее пользы для себя в настоящее время и в будущем. При этом работодатели выражают потребность в выпускниках с навыками в области научной и творческой деятельности.

Обсуждение и заключение. Авторы пришли к выводу, что от привлечения студентов к НИР следует ожидать положительного эффекта, но при условии их постоянного включения в течение всего периода обучения. В высшей школе следует создать благоприятные условия для научной деятельности учащихся: организовать работу научных групп по интересам, предоставить необходимое материально-техническое оснащение, предоставить научно-методический материал и стимулировать работу, поощряя морально и материально.

152-161 4
Аннотация

Введение. Университеты занимают центральное место в культуре любой цивилизации, аккумулируя достижения человечества в науке и образовании. Именно они формируют ядро научного сообщества, сохраняя и передавая накопленные знания новым поколениям. Их главная цель – подготовка квалифицированных специалистов, способных развивать общество и двигать прогресс вперед. Однако деятельность университетов выходит далеко за пределы простого обучения студентов. Они активно влияют на общественную жизнь, стимулируют создание научных сообществ, поддержку инновационных проектов и распространение передовых идей. История показывает, что вокруг университетов традиционно собирались наиболее талантливые и активные представители интеллигенции. Многие выдающиеся мыслители, писатели, художники и политики получили образование именно в стенах вузов. Университеты были местом рождения многих общественных движений, политических партий и творческих союзов. Методологическая база исследования опирается на общенаучные методы синтеза, анализа, обобщения и систематизации.

Результаты исследования. Выявление ключевой роли университетов в формировании интеллектуального потенциала общества и обеспечении устойчивого развития государства и всего мирового сообщества.

Обсуждение и заключение. Сегодня, несмотря на изменения в мире, университеты остаются важным элементом культурного ландшафта каждой страны. Они помогают сохранять национальные традиции, воспитывать патриотизм и формировать мировоззрение молодежи. Более того, университеты обеспечивают связь между поколениями, поддерживая преемственность знаний и опыта. Можно смело утверждать, что качество высшего образования отражает общий уровень развития общества. Чем сильнее и авторитетнее университеты, тем выше вероятность успешного будущего страны.

162-177 4
Аннотация

Введение. В статье преследуется цель – выявить уровень вовлеченности НКО Республики Адыгея в деятельность по профилактике терроризма, экстремизма и глобальных информационных угроз. В ходе исследования выявлена структура системы некоммерческой сферы Республики Адыгея на современном этапе; рассмотрены основные направления деятельности НКО в Адыгее; проанализированы проблемы вовлеченности населения в мероприятия, организованные НКО Республики Адыгея; определены формы деятельности НКО, способствующие противодействию экстремизму, терроризму и информационным угрозам.

Материалы и методы. Основными методами в исследовании стали анализ документов, размещенных на официальных сайтах региональных органов власти и НКО Республики Адыгея. Также был проведен социологический опрос населения РА.

Результаты исследования. В ходе исследования получены результаты, свидетельствующие, что среди НКО Республики Адыгея нет организаций, главной целью которых является работа с населением по противодействию терроризму, экстремизму и глобальным информационным угрозам; в реальности вовлеченность в деятельность НКО жителей Республики Адыгея характеризуется как низкая; отмечена объективная потребность населения в повышении деятельностной активности НКО в вопросах профилактики терроризма, экстремизма и глобальных информационных угроз. При этом можно говорить о позитивном косвенном влиянии деятельности НКО на формирование условий жизни региона, которые не способствуют проявлению таких явлений, как терроризм, экстремизм и преступления в информационной сфере.

Обсуждение и заключение. Проведенное исследование может способствовать повышению уровня социокультурной компетентности руководителей и работников системы НКО в вопросах деятельности организаций, способствующей противодействию экстремизму, терроризму и информационным угрозам, а также оптимизации и рационализации механизмов управления со стороны органов власти республики по поддержке НКО, которые в перечне целей имеют цель – противодействие экстремизму, терроризму и информационным угрозам.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)