Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Методика применения технологий искусственного интеллекта для создания студенческих письменных работ в российских вузах

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-2-99-110

Аннотация

Введение. В связи с нарастанием значения технологии искусственного интеллекта в высшем образовании актуализируется необходимость разработки методики применения преподавателями технологий ИИ в подготовке студенческих письменных работ, отвечающих всем установленным нормативным требованиям и правилам академической этики.

Материалы и методы. В июле 2024 г. автор на условиях конфиденциальности и анонимности провел групповое фокусированное интервью с семью экспертами из числа коллег в возрасте от 35 до 60 лет, работающих по социально-гуманитарному профилю не менее пяти лет в вузах г. Москвы и г. Уфы, а также педагогический эксперимент и онлайн-опрос 46 студентов-выпускников различных направлений обучения Башкирского государственного медицинского университета и Башкирского государственного педагогического университета в социальной сети «ВКонтакте» в возрасте от 22 до 25 лет, из которых 57,25% – женщины, 42,75% – мужчины, 93% составляют уроженцы Башкортостана.

Результаты исследования. Разработанная в ходе исследования авторская методика включает в себя следующие основные составляющие. Вначале научный руководитель определяет общее направление работы, перечень конкретных инструментов ИИ, ограничения использования ИИ, ответственность обучающегося и пр. В свою очередь обучающийся с помощью инструментов ИИ создает первую редакцию письменной работы с учетом того, что высока вероятность придумывания искусственной нейросетью фактов и источников. На заключительном этапе научный руководитель делает общую оценку содержания и формы письменной работы, вместе с обучающимся обсуждают достигнутый результат.

Обсуждение и заключение. В целом авторская методика позволяет интегрировать инструменты ИИ в классические аудиторные и внеуадиторные занятия при обязательном научном руководстве преподавателем-человеком.

Об авторе

С. В. Трусов
Университет «Синергия»
Россия

Сергей Викторович Трусов, доцент кафедры общественного здоровья и медико-социальных дисциплин

125315, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 80Б, корп. 5



Список литературы

1. Агальцова Д.В., Валькова Ю.Е. Технологии искусственного интеллекта для преподавателя вуза // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 2. С. 5-7.

2. Безуглый Т.А., Ершова М.Е. Использование текстовых нейросетей и искусственного интеллекта в учебных работах студентов // Проблемы современного образования. 2023. № 5. С. 206-216.

3. Паскова А.А. Практические аспекты применения ChatGPT в высшем образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023. Т. 15, № 3. С. 67-74.

4. Паршутина Г.А., Камалетдинова С.М. Искусственный интеллект глазами студентов вузов: преимущества, опасения и возможные сложности // Вопросы прикладной лингвистики. 2023. № 55. С. 98-124.

5. Программа развития ТГУ [Электронный ресурс]. Режим доступа https://priority2030.ru/analytics/j8wbik3emg/about/program (дата обращения: 25.12.2024)

6. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Методика обучения учащихся и студентов написанию эссе в триаде «обучающийся – преподаватель – искусственный интеллект» // Вестник Московского университета. Серия, 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. Т. 27, № 2. С. 38-54.

7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. M.: Добросвет, 2000. 596 с.

8. Яковлев М.В. Даркнет и политическое // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2022. № 3. С. 408-418.

9. Almusharraf N., Alotaibi H. An error-analysis study from an EFL writing context: Human and automated essay scoring approaches // Technology, Knowledge and Learning, 2023. Vol. 28, No. 3. P. 1015-1031. https://doi.org/10.1007/s10758-022-09592-z

10. Time to revisit existing student’s performance evaluation approach in higher education sector in a new era of ChatGPT – A case study / Chaudhry I.S. [et al.] // Cogent Education. 2023. Vol. 10, No. 1. Article 2210461. https://doi.org/10.1080/2331186X.2023.2210461

11. Opinion Paper: «So what if ChatGPT wrote it?» Multidisciplinary perspectives on opportunities, challenges and implications of generative conversational AI for research, practice and policy / Dwivedi Y.K. [et al.] // International Journal of Information Management. 2023. No.., Article 102642. https://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2023.102642

12. A SWOT analysis of ChatGPT: Implications for educational practice and research / Farrokhnia M. [et al.] // Innovations in Education and Teaching International. 2023. No. 1-15. https://doi.org/10.1080/14703297.2023.2195846

13. Exploring an AI-based writing Assistant’s impact on English language learners / Gaye, J.M. [et al.] // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2022. No. 3. Article 100055. https://doi.org/10.1016/j.caeai.2022.100055

14. Hapsari I.P., Wu T.T. AI Chatbots learning model in English speaking skill: Alleviating speaking anxiety, boosting enjoyment, and fostering critical thinking // Proceedings of the International Conference on Innovative Technologies and Learning. 2022. P. 444–453. Cham: Springer International Publishing. https://doi.org/10.1007/978-3-031-15273-3_49

15. Ethics of AI in education: Towards a community-wide framework / Holmes W. [et al.] // International Journal of Artificial Intelligence in Education. 2022. Vol. 32, No. 3. P. 504-526. https:// doi.org/10.1007/s40593-021-00239-1

16. Online peer feedback patterns of success and failure in argumentative essay writing / Kerman N.T. [et al.] // Interactive Learning Environments. 2022. P. 1-13. https://doi.org/10.1080/10494820.2022.2093914

17. Kreps S., McCain R.M., Brundage M. All the news that’s fit to fabricate: AIgenerated text as a tool of media misinformation // Journal of Experimental Political Science. 2022. No. 9 (1). P. 104- 117. https://doi.org/10.1017/XPS.2020.37

18. Lameras P., Arnab S. Power to the teachers: An exploratory review on artificial intelligence in education // In Information. 2022. No. 13 (1). P. 14. https://doi.org/10.3390/info13010014

19. Latifi S., Noroozi O., Talaee E. Worked example or scripting? Fostering students’ online argumentative peer feedback, essay writing and learning // Interactive Learning Environments. 2023. Vol., No. 31 (2). P. 655-669. https://doi.org/10.1080/10494820.2020.1799032

20. Li A.W. Using Peerceptiv to support AI-based online writing assessment across the disciplines // Assessing Writing. 2023. No. 57. Article 100746. https://doi.org/10.1016/j.asw.2023.100746

21. Exploring Artificial Intelligence in Academic Essay: Higher Education Student’s Perspective / Malik A.R. [et al.] // International Journal of Educational Research Open, 2023. No. 5. P. 100296. https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2023.100296

22. Mazzone M., Elgammal A. Art, creativity, and the potential of artificial intelligence // In Arts. 2019. No. 8(1). P. 26. https://doi.org/10.3390/arts8010026

23. Miranty D., Widiati U. An automated writing evaluation (AWE) in higher education // Pegem Journal of Education and Instruction. 2021. No. 11(4 SE-Article). P. 126-137. https://doi.org/10.47750/pegegog.11.04.12

24. Rospigliosi, P. Artificial intelligence in teaching and learning: What questions should we ask of ChatGPT? // Interactive Learning Environments. 2022. No. 31(1). P. 1-3. https://doi.org/10.1080/10494820.2023.2180191

25. Storey V.A. AI technology and academic writing: knowing and mastering the «Craft Skills» // International Journal of Adult Education and Technology (IJAET). 2023. No. 14(1). P. 1-15. https://doi.org/10.4018/IJAET.325795

26. Su J., Zhong Y., Ng D.T.K. A meta-review of literature on educational approaches for teaching AI at the K-12 levels in the Asia-Pacific region // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2022. No. 3. Article 100065. https://doi.org/10.1016/j.caeai.2022.100065

27. Argumentation competence: Students’ argumentation knowledge, behavior and attitude and their relationships with domain-specific knowledge acquisition / Valero Haro A. [et al.] // Journal of Constructivist Psychology. 2022. No. 35(1). P. 123-145. https://doi.org/10.1080/10720537.2020.1734995

28. Yakovlev M.V., Gareev E.S., Burangulov E.R. Commercial Use of Distance Learning Technologies in the Digital Knowledge Economy: Trends and Prospects // Education in the Asia-Pacific Region: Issues, Concerns and Prospects, 2022. No. 65. P. 391-396. https://doi.org/10.1007/978-981-16-9069-3_43.


Рецензия

Для цитирования:


Трусов С.В. Методика применения технологий искусственного интеллекта для создания студенческих письменных работ в российских вузах. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2025;(2):99-110. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-2-99-110

For citation:


Trusov S.V. Methodology of using artificial intelligence technologies to create student written works in Russian universities. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2025;(2):99-110. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-2-99-110

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)