Цифровые технологии в образовании: взгляд студентов медицинского вуза
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-1-65-80
Аннотация
Введение. Актуальность исследования цифровых технологий в образовании обусловлена их растущей интеграцией в учебный процесс. Исследования в данной области часто фокусируются на взгляде преподавателей, что подчеркивает необходимость более глубокого анализа опыта студентов и их восприятия цифрового обучения.
Материалы и методы: обзор литературных источников; статистический анализ результатов опроса в онлайн-формате, проведенного с 1 по 15 ноября 2024 года на базе Кубанского государственного медицинского университета.
Результаты. Большинство респондентов положительно оценивают доступные цифровые ресурсы, выражая интерес к специализированным курсам. Средняя оценка удовлетворенности свидетельствует о высоком уровне одобрения применения информационно-компьютерных технологий в обучении. Превалирующее число студентов ежедневно используют цифровые инструменты, однако выявлены проблемы с интернет-соединением и качеством звука во время онлайн-лекций.
Обсуждение. Дистанционный и смешанный форматы обучения оказались наиболее предпочтительными благодаря своей гибкости. Студенты подчеркивают важность экономии времени и возможности записи лекций для последующего изучения. Несмотря на общее положительное восприятие, в ходе исследования выявлены существующие проблемы, такие как недостаток практических навыков, вопросы конфиденциальности данных и снижение концентрации внимания.
Заключение. В исследовании отношения студентов к цифровым технологиям в образовании выявлены как преимущества цифровизации, так и недостатки, что позволит разработать стратегии оптимизации цифрового обучения.
Об авторах
А. Г. ЗаболотнийРоссия
Александр Григорьевич Заболотний, кандидат медицинских наук, доцент; главный научный сотрудник научного отдела; доцент кафедры глазных болезней
350012, г. Краснодар, ул. Красных партизан, д. 6; 350063, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. имени Митрофана Седина, д. 4
М. Е. Миргородская
Россия
Майя Евгеньевна Миргородская, младший научный сотрудник научного отдела; ассистент кафедры глазных болезней
350012, г. Краснодар, ул. Красных партизан, д. 6; 350063, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. имени Митрофана Седина, д. 4
А. О. Москаленко
Россия
Ангелина Олеговна Москаленко, студентка 5-го курса медико-профилактического факультета
350063, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. имени Митрофана Седина, д. 4
А. И. Лосева
Россия
Адалия Ильинична Лосева, студентка 5-го курса медико-профилактического факультета
350063, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. имени Митрофана Седина, д. 4
Список литературы
1. Уджуху И.А., Тугуз Ф.А., Двойникова Е.С. Цифровизация образования как культурная ценность // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2024. Т. 16, № 2. С. 119-126. DOI: 10.47370/2078-1024-2024-16-2-119-126
2. Cramarenco R.E., Burcă-Voicu M.I., Dabija D.C. Student perceptions of online education and digital technologies during the COVID-19 pandemic: A systematic review // Electronics. 2023. Т. 12, № 2. С. 319. DOI: 10.3390/electronics12020319
3. Медицинское образование в России: векторы перезагрузки в условиях пандемии / Литвинова Т.М. [и др.] // Национальное здравоохранение. 2021. № 2(1). С. 12-20. DOI: 10.47093/2713-069X.2021.2.1.12-20
4. Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В., Дробот Н.Н. Цифровая трансформация высшего образования в организации самостоятельной работы студентов медицинского вуза // Педагогический журнал. 2023. Т. 13, № 11-1. С. 523-534. DOI: 10.34670/AR.2023.89.28.072
5. Digital health competencies in medical school education: a scoping review and Delphi method study / Khurana M.P. [и др.] // BMC Med Educ. 2022. № 2(1)129. DOI: 10.1186/s12909-022-03163-7
6. Benefits of gamification in medical education / Krishnamurthy K. [и др.] // Clinical Anatomy. 2022. Vol. 35, No. 6. P. 795-807. DOI: 10.1002/ca.23916
7. Создание цифрового образовательного пространства для обучения студентов медицинского университета общеобразовательным дисциплинам [Электронный ресурс] / Мелконян К.И [и др.] // Инновации в образовании: материалы Тринадцатой Международной учебно-методической конференции ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России. М., 2023. С. 408-412. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54384611
8. Наумов Г.Н., Бабичев С.А. Роль преподавателя в условиях цифровизации высшего медицинского образования в России [Электронный ресурс] // Инновации в образовании: материалы Тринадцатой Международной учебно-методической конференции ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России. М., 20. С. 448-456. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54399816
9. Тхакушинов А.К., Бибалова С.А., Сиюхова А.М. Интерактивные технологии как средство повышения эффективности процесса обучения // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 4 (43. С. 133-142. DOI: 10.24411/2078–1024–2019–14014
10. Косова Ю.Д., Лаксаева Е.А., Аронова М.А. Отношение студентов медицинского вуза к обучению с применением дистанционных технологий // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2021. № 3. С. 162-167. DOI: 10.26456/vtpsyped/2021.3.162
11. Бихатова Э.Т., Иванчук О.В. Проблема формирование цифровых компетенций у студентов медицинских вузов // ЦИТИСЭ. 2021. № 4. С. 595-605. DOI: 10.15350/2409-7616.2021.4.55
12. Ковелина Т.А., Марухно В.М. Процесс цифровизации высшего медицинского образования: анализ аспектов и проблем [Электронный ресурс] // Инновации в образовании: материалы Тринадцатой Международной учебно-методической конференции ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России. М., 2023. С. 271-276. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54182635
13. Веселова Д.В., Пидшморга Ю.В., Яковлева Т.А. Особенности организации обучения бережливым технологиям в дистанционном формате на «Фабрике процессов» Кубанского государственного медицинского университета в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Удмуртского университета. 2020. Т. 30, № 5. С. 623628. DOI: 10.35634/2412-9593-2020-30-5-623-628
14. Цифровая трансформация и ее качественное влияние на компоненты информационнообразовательной среды / Волкова С.А. [и др.] // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2024. № 2 (68). С. 79-93. DOI: 10.25688/2072-9014.2024.68.2.08
15. Леонтьева А.В., Бибалова С.А., Хатит Ф.Р. Цифровая культура современного педагога как ресурс профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации образовательного пространства // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Т. 14, № 4. С. 127-136. DOI: 10.47370/2078–1024–2022–14–4–127–136.
Рецензия
Для цитирования:
Заболотний А.Г., Миргородская М.Е., Москаленко А.О., Лосева А.И. Цифровые технологии в образовании: взгляд студентов медицинского вуза. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2025;(2):65-80. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-1-65-80
For citation:
Zabolotniy A.G., Mirgorodskaya M.E., Moskalenko A.O., Loseva A.I. Digital technologies in education: the view of medical students. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2025;(2):65-80. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-1-65-80