Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

К вопросу о формировании универсальных компетенций иностранных студентов

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-1-103-109

Аннотация

Иностранные граждане обучаются в российских вузах по образовательным программам в соответствии с ФГОС, рассчитанным на довузовскую подготовку российских граждан. Особенно явственно это прослеживается при формировании универсальных компетенций (УК). Выявление и поиск решения возникающих при этом проблем определяют актуальность предпринятого исследования.
Мы поставили целью определить, насколько существенны различия между содержанием довузовского российского и иностранного образования, необходимым для формирования УК-11 – гражданская позиция и сопряженной с ней УК-9 – инклюзивная культура, применив для этого метод сравнительного анализа. Материалом послужили документы об иностранном образовании.
При разработке образовательной программы в части формирования УК-11 вузы учитывают преемственность с общеобразовательным предметом обществознание, который российские школьники изучают на базовом или углубленном уровне. В связи с этим содержание иностранного образования оценивалось с позиции присутствия в нем дисциплин предметной области «общественные науки». Проведенный анализ показал полное или частичное их отсутствие в довузовском иностранном образовании. Между тем оказалось, что инклюзивная позиция многих иностранных студентов, в отличие от российских, практически сформирована.
Таким образом, вузу необходимо разрабатывать индивидуальные образовательные программы для иностранных обучающихся, предусматривающие расширение перечня вариативных и факультативных дисциплин, изменение соотношения контактной работы с преподавателем и самостоятельной работы обучающегося. Оптимальной формой остается предшествующее или параллельное освоение специально разработанной дополнительной образовательной программы.

Об авторах

Николай Григорьевич Спичак
ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»
Россия

Спичак Николай Григорьевич, старший преподаватель

Сыктывкар

+7 (912) 557 18 20



Ирина Валерьевна Фёдорова
ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»
Россия

Фёдорова Ирина Валерьевна, старший преподаватель

Сыктывкар



Список литературы

1. Андреева Е.Е. О сущности понятия инклюзивной культуры // Вестник социально-гуманитарного образования. 2021. № 1. С. 4–9.

2. Гох А.Ф., Шестакова Н.Н., Юрков Д.В. Инклюзивная культура: от образовательного к социокультурному контексту // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2019. № 2 (48). С. 189–198.

3. Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета: коллективная монография / под науч. ред. И.Ю. Тархановой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. 383 с.

4. Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утв. Коллегией Минпросвещения России от 24.12.2018) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe.

5. Николаева Е.В. Теоретические аспекты понятия «гражданская позиция» // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы XI Международной научно-практической конференции (Тамбов, 25 мая – 01 июня 2015 г.). Тамбов: Бизнес – Наука – Общество, 2015. С. 450–453.

6. Обществознание: примерная рабочая программа среднего общего образования. Базовый уровень (для 10–11 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 7/22 от 29.09.2022) / Ин-т стратегии развития образования Рос. академии образования // Реестр примерных основных общеобразовательных программ. Режим доступа: https:// fgosreestr.ru/uploads/files/721c33c4ee41714a1e3a56e19f310878.pdf.

7. Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования / С.М. Авдеева [и др.] // Аналитический доклад к XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (Москва, 13–30 апреля 2021 г.). М.: НИУ ВШЭ, 2021. № 3. 52 с.

8. Плотникова Е.Ю. Понятие и сущность гражданской позиции в педагогике и психологии // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 6 (28). С. 218–224.

9. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgosvo.ru/


Рецензия

Для цитирования:


Спичак Н.Г., Фёдорова И.В. К вопросу о формировании универсальных компетенций иностранных студентов. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023;(1):103-109. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-1-103-109

For citation:


Spichak N.G., Fedorova I.V. Revisiting the formation of universal competencies of foreign students. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2023;(1):103-109. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-1-103-109

Просмотров: 171


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)