К вопросу о формировании универсальных компетенций иностранных студентов
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-1-103-109
Аннотация
Иностранные граждане обучаются в российских вузах по образовательным программам в соответствии с ФГОС, рассчитанным на довузовскую подготовку российских граждан. Особенно явственно это прослеживается при формировании универсальных компетенций (УК). Выявление и поиск решения возникающих при этом проблем определяют актуальность предпринятого исследования.
Мы поставили целью определить, насколько существенны различия между содержанием довузовского российского и иностранного образования, необходимым для формирования УК-11 – гражданская позиция и сопряженной с ней УК-9 – инклюзивная культура, применив для этого метод сравнительного анализа. Материалом послужили документы об иностранном образовании.
При разработке образовательной программы в части формирования УК-11 вузы учитывают преемственность с общеобразовательным предметом обществознание, который российские школьники изучают на базовом или углубленном уровне. В связи с этим содержание иностранного образования оценивалось с позиции присутствия в нем дисциплин предметной области «общественные науки». Проведенный анализ показал полное или частичное их отсутствие в довузовском иностранном образовании. Между тем оказалось, что инклюзивная позиция многих иностранных студентов, в отличие от российских, практически сформирована.
Таким образом, вузу необходимо разрабатывать индивидуальные образовательные программы для иностранных обучающихся, предусматривающие расширение перечня вариативных и факультативных дисциплин, изменение соотношения контактной работы с преподавателем и самостоятельной работы обучающегося. Оптимальной формой остается предшествующее или параллельное освоение специально разработанной дополнительной образовательной программы.
Об авторах
Николай Григорьевич СпичакРоссия
Спичак Николай Григорьевич, старший преподаватель
Сыктывкар
+7 (912) 557 18 20
Ирина Валерьевна Фёдорова
Россия
Фёдорова Ирина Валерьевна, старший преподаватель
Сыктывкар
Список литературы
1. Андреева Е.Е. О сущности понятия инклюзивной культуры // Вестник социально-гуманитарного образования. 2021. № 1. С. 4–9.
2. Гох А.Ф., Шестакова Н.Н., Юрков Д.В. Инклюзивная культура: от образовательного к социокультурному контексту // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2019. № 2 (48). С. 189–198.
3. Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета: коллективная монография / под науч. ред. И.Ю. Тархановой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. 383 с.
4. Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утв. Коллегией Минпросвещения России от 24.12.2018) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe.
5. Николаева Е.В. Теоретические аспекты понятия «гражданская позиция» // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы XI Международной научно-практической конференции (Тамбов, 25 мая – 01 июня 2015 г.). Тамбов: Бизнес – Наука – Общество, 2015. С. 450–453.
6. Обществознание: примерная рабочая программа среднего общего образования. Базовый уровень (для 10–11 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 7/22 от 29.09.2022) / Ин-т стратегии развития образования Рос. академии образования // Реестр примерных основных общеобразовательных программ. Режим доступа: https:// fgosreestr.ru/uploads/files/721c33c4ee41714a1e3a56e19f310878.pdf.
7. Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования / С.М. Авдеева [и др.] // Аналитический доклад к XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (Москва, 13–30 апреля 2021 г.). М.: НИУ ВШЭ, 2021. № 3. 52 с.
8. Плотникова Е.Ю. Понятие и сущность гражданской позиции в педагогике и психологии // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 6 (28). С. 218–224.
9. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgosvo.ru/
Рецензия
Для цитирования:
Спичак Н.Г., Фёдорова И.В. К вопросу о формировании универсальных компетенций иностранных студентов. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023;(1):103-109. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-1-103-109
For citation:
Spichak N.G., Fedorova I.V. Revisiting the formation of universal competencies of foreign students. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2023;(1):103-109. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-1-103-109