Модель профилактики профессионального выгорания молодых учителей
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-1-77-84
Аннотация
Современные процессы трансформации общего образования, появление новых технологий, усиление ситуации неопределенности во всех сферах жизни общества, расширение спектра направлений деятельности учителя, постоянное повышение требований к уровню его профессиональной подготовки детерминирует появление у молодых педагогов симптомов профессионального выгорания уже в первые годы профессиональной деятельности. Выявленное противоречие между потребностью молодых учителей в работе по минимизации симптомов профессионального выгорания и недостаточной степенью разработанности и реализации целенаправленной профилактической работы по преодолению негативных состояний позволило обозначить проблему, состоящую в проектировании и апробации педагогической модели, обеспечивающей снижение симптоматики профессионального выгорания у молодых учителей. Цель исследования – обосновать и экспериментально апробировать модель педагогической профилактики профессионального выгорания молодых учителей.
Методы исследования: анализ, синтез, моделирование.
Результаты проведенного исследования показали эффективность разработанной модели, основанной на личностно-деятельностном, системном, полисубъектном и комплексном подходах, содержательным компонентом которой является модульная программа педагогической профилактики профессионального выгорания молодых учителей, направленная на формирование информационной компетентности молодых учителей о проблеме выгорания, обучение психотехникам саморегуляции и самозащиты, развитие трудовой мотивации и творческого потенциала.
Об авторах
Екатерина Владимировна КорзенковаРоссия
Корзенкова Екатерина Владимировна, магистрант
г. Майкоп
тел.: +7 (969 ) 222 26 78
Бэлла Казбековна Джабатырова
Россия
Джабатырова Бэлла Казбековна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и туризма
г. Майкоп
+7 (918) 421 79 68
Наталия Николаевна Крафт
Россия
Крафт Наталия Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Садовникова Н.О. Профессиональный кризис личности педагога: содержание и основные признаки // Научный диалог. 2016. № 11 (59). С. 400–411.
2. Герьянская Н.О. Психоэмоциональное здоровье педагога в условиях модернизации образования // Сибирский психологический журнал. 2008. № 29. С. 86–89.
3. Корзенкова Е.В., Джабатырова Б.К. Детерминанты профессионального выгорания молодых учителей // Наука. Образование. Молодежь: сборник статей XIX Всероссийской научной конференции молодых ученых и аспирантов. Майкоп: АГУ, 2022. С. 61–66.
4. Бегидова С.Н., Джабатырова Б.К., Бегидов В.С. Проектирование образовательных технологий // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 8 (151). С. 4–8.
5. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. СПб., 2009. 278 с.
Рецензия
Для цитирования:
Корзенкова Е.В., Джабатырова Б.К., Крафт Н.Н. Модель профилактики профессионального выгорания молодых учителей. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023;(1):77-84. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-1-77-84
For citation:
Korzenkova E.V., Dzhabatyrova B.K., Kraft N.N. A model of young teachers’ professional burnout prevention. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2023;(1):77-84. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-1-77-84