Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Доступный туризм как образовательный ресурс для социализации детей с ограниченными возможностями

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-1-95-102

Аннотация

Ключевыми факторами экономики нового уклада является формирование доступной среды для людей с инвалидностью, в том числе и детей с ограниченными возможностями, что входит в число приоритетных задач государств, включенных в мировое образовательное пространство, и рассматривается как реализация конституционных прав граждан. Данная деятельность инициирована рядом международных и отечественных документов. В нашей стране формирование доступной среды осуществляется в аспекте реализации Государственной программы РФ «Доступная среда», предусматривающей создание безбарьерной среды для эффективной интеграции в общество граждан с ограниченными возможностями здоровья. Это особым образом инициирует педагогические исследования, посвященные вопросам изучения образовательных возможностей доступного туризма для полноценной интеграции в обществе детей с ограниченными возможностями. Данное обстоятельство подтверждает актуальность нашего исследования и позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в выявлении возможностей доступного туризма как образовательного ресурса для социализации детей с ограниченными возможностями.
Цель исследования: обосновать возможности доступного туризма как образовательного ресурса для социализации детей с ограниченными возможностями. Для реализации указанной цели использовались следующие методы исследования: изучение научной литературы и сведений интернет-источников, анализ, обобщение, описание.
Результаты исследования: раскрыта роль культурно-познавательного туризма как эффективного инструмента социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья в условиях специально организованной доступной среды; на примере безбарьерного инклюзивного туризма описан опыт использования доступной среды как образовательного ресурса для социализации детей с ограниченными возможностями.
Ключевые выводы: культурно-познавательный туризм оказывает влияние на воспитание личности ребенка с инвалидностью, развивая, прежде всего, его эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию и создавая условия для духовной сублимации его потребностей, которые не могут зачастую быть удовлетворены в реальной жизни; создание безбарьерной среды применительно к туристской деятельности включает технологии дополненной реальности (мобильные приложения для музеев, виртуальные экскурсии, экскурсии на жестовом языке, тактильные карты и др.). Сформулирован вывод о том, что развитие доступного туризма выступает мощным фактором социализации детей с ограниченными возможностями в условиях новой образовательной среды.

Об авторе

Татьяна Николаевна Поддубная
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»
Россия

Поддубная Татьяна Николаевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социально-культурного сервиса и туризма

Краснодар

+7 (928) 468 43 58 



Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» [Электронный ресурс]: утв. постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 года № 363: URL https://docs.cntd.ru/document/554102819 (дата обращения 30.11.2022).

2. Инклюзивный музей: как устроены программы для людей с инвалидностью [Электронный документ] / Н. Прохорова. Режим доступа: https://pro-palliativ.ru/blog/inklyuzivnyj-muzej-kak-ustroeny-programmy-dlya-lyudej-s-invalidnostyu/.

3. Макеева И.А. Потенциал музея в реабилитационной работе с детьми-сиротами // Молодой ученый. 2011. Т. 2, № 2 (25). С. 96–99.

4. Музей «Гараж» запускает мобильное приложение для детей с ментальными особенностями «Я иду в музей» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://artguide.com/news/8152 (дата обращения 21.11.2022).

5. Пенсионный Фонд Российской Федерации: [сайт]. М., 2022. URL: https://sfri.ru (дата обращения 11.11.2022).

6. Семенова З.А., Маслова Е.С. Туризм как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Colloquium-Journal. 2019. № 27-1(51). С. 9–11.

7. Третьяковская галерея. Видеогид [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=hIk-N00hExo&list=PL81xh7hlw3gbrnAM-yTlCkvhWSOJb9SJS.

8. проектов, которые делают туризм доступным для всех [Электронный ресурс]. URL https://trends.rbc.ru/trends/social/cmrm/615167b89a79470e708872be (дата обращения 20.07.2022).

9. Dziatkovskaya E.N., Dlimbetova G.K., Dziatkovsky A.D. Accessible education: designing the educational environment for sustainable development // Журнал Белорусского государственного университета. Экология. 2021. № 4. P. 20–27.

10. Lersilp S., Putthinoi S., Lersilp Th. Facilitators and Barriers of Assistive Technology and Learning Environment for Children with Special Needs // Occupational Therapy International. 2018. No. 5. P. 2–9.


Рецензия

Для цитирования:


Поддубная Т.Н. Доступный туризм как образовательный ресурс для социализации детей с ограниченными возможностями. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023;(1):95-102. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-1-95-102

For citation:


Poddubnaya T.N. Accessible tourism as an educational resource for the socialization of children with disabilities. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2023;(1):95-102. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-1-95-102

Просмотров: 233


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)