Формирование мягких навыков бакалавров технических специальностей вузов в процессе обучения математике с использованием кейс-метода
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-3-74-85
Аннотация
Введение. Математическое образование является одним из ключевых компонентов подготовки бакалавров технических специальностей, что требует усиления не только его фундаментальной и прикладной составляющих, но и формирования мягких навыков, которые становятся критически важными для успешной карьеры и эффективной работы. Проблема исследования обусловлена недостаточной разработанностью методики формирования мягких навыков у бакалавров технических специальностей вузов в процессе обучения математике.
Цель исследования состояла в разработке методических рекомендаций формирования мягких навыков в процессе обучения математике на технических специальностях вузов с использованием кейс-метода.
Материалы и методы. Для проведения исследования была использована совокупность общенаучных методов, в том числе синтез, анализ, обобщение, систематизация и педагогическое проектирование.
Результаты исследования. В процессе обучения математике может быть сформирована следующая система мягких навыков: критическое и аналитическое мышление, логика и структурированность, умение работать с большими объемами информации, креативность и нестандартное мышление, тайм-менеджмент и самодисциплина, коммуникация и работа в команде, устойчивость к стрессу и ошибкам. Использование кейс-метода при формировании мягких навыков позволяет продемонстрировать использование математики для решения профессионально ориентированных задач и способствует погружению будущих специалистов в профессионально ориентированную деятельность.
Обсуждение и заключение. Разработанные в исследовании методические рекомендации направлены на повышение мотивации обучаемых посредством демонстрации возможностей решения профессиональных задач с применением математики и оптимизации профессиональной деятельности посредством ее эффективной организации с применением системы мягких навыков.
Ключевые слова
Об авторе
Р. Б. КохужеваРоссия
Римма Батырбиевна Кохужева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры нефтегазового дела и энергетики
385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, д. 191
Список литературы
1. Научные и методические аспекты математической подготовки в университетах технического профиля: материалы Международной научно-практической конференции (Гомель, 28-29 апреля 2022 г.) / под общ. ред. Ю.И. Кулаженко. Гомель, 2022. 111 с.
2. Хозяинова М.С., Волкова И.И. Особенности преподавания математики в техническом вузе: опыт работы // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 1 (53). С. 219-226.
3. Архипова Н.А., Евдокимова Н.Н., Макарова Е.Л. Принципы взаимосвязи теоретических знаний и практических навыков, получаемых обучающимися в технических вузах в процессе изучения математики // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023. Т. 25. № 5 (92). С. 11-16. DOI: 10.37313/2413-9645-2023-25-92-11-16.
4. Wang J., Somasundram P. Effect of STEM-PBL advanced mathematics course on engineering students’ problem-solving ability in higher vocational college: Brief research report article // STEM: инновации в преподавании и обучении. 2025. Vol. 10. URL: https://doi.org/10.3389/feduc.2025.1628482.
5. Вагаева О.А., Галимуллина Н.М. Формирование «мягких навыков» как фактор конкурентоспособности будущих специалистов // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 345-357. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.30.
6. Табуева И.Н., Захватова Е.М. Soft skills как ключевые навыки студентов технического вуза [Электронный ресурс] // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 05 (94). URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/soft-skills-kak-klyuchevyenavyki-studentov-tekhnicheskogo-vuza.html.
7. Ускова Б.А., Фоминых М.В. Методика формирования soft skills у студентов вузов: теоретический и практический аспекты // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 19, № 1. С. 77-92. DOI: https://doi.Org/10.17673/vsgtu-pps.2022.1.6.
8. Shakirudeen O.A., Bin Y. Soft Skills Training: A Significant Tool for Future Achievement in Higher Education // Journal of Educational Theory and Management. 2022. Vol. 6, Iss. 1. P. 63-72. DOI: http://dx.doi.org/10.26549/jetm.v6i1.11376.
9. Gruber L., Barni de Campos D., Pereira D. Training to Develop Soft Skills for Engineering Students // Scientific Research and Essays. 2022. Vol. 17, Iss. 4. P. 57-72. DOI: https://doi.org/10.5897/SRE2022.6753
10. Langdell C.C. A Selection of Cases on the Law of Contracts: With References and Citations. The Lawbook Exchange, Ltd., 1999. 1022 p.
11. Dewey J. Experience and Education. New York: Collier Books. 1963. 181 p.
12. Филонович С. Мастерские живых кейсов / EduTech. 2017. № 2 (5). С. 18.
13. Квинт В.Л. Стратегия проектов в сфере культуры, креативных индустрий и цифровых технологий [Электронный ресурс] // Лови будущее! Лекции. URL: https://obr.niiss.ru/lections/strategiya-proektov-v-sfere-kultury-kreativnyh-industriy-i-tsifrovyh-tehnologiy/.
14. Чеканский А.Н. Коцоева В.А, Варюхин С.Е. Управленческая экономика. Практика применения. М.: Дело, 2015. 170 с.
15. Bayona J.A., Durán W.F. A meta-analysis of the influence of case method and lecture teaching on cognitive and affective learning outcomes // The International Journal of Management Education. 2024. Vol. 22, Iss. 1. DOI: 10.1016/j.ijme.2024.100935.
16. Использование метода кейс-стади для оценки сформированности профессиональной компетенции в процессе изучения высшей математики [Электронный ресурс] / Архипова Н.А. [и др.] // Мир науки. Педагогика и психология. 2024. Т. 12, № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/74PDMN224.pdf.
17. Герасименко Т.Е., Дятлова Д.И., Герасименко Н.П. Эффективность применения кейстехнологий для подготовки кадров высшей квалификации в технических вузах // Новые информационные технологии в образовании и науке. 2023. Вып. 10. С. 5-11.
18. Колесниченко А.Н. Применение кейс-метода в рамках профессионально ориентированного подхода к обучению в техническом вузе // Педагогическое образование в России. 2024. № 2. С. 177-184.
19. Проскуряков М.А. Метод кейсов при обучении высшей математике в техническом университете // Бутаковские чтения: сборник статей III Всероссийской с международным участием молодежной конференции (Томск, 12–14 дек. 2023 г.). Томск, 2023. С. 530-532.
20. Применение систем накопления энергии в России: возможности и барьеры: экспертноаналитический отчет [Электронный ресурс] / А.Ю. Абрамов [и др.]; под ред. Д.В. Холкина, Д.А. Корева. М., 2019. 158 с. URL: https://www.eprussia.ru/upload/iblock/1b8/1b83729ddd27beaeb629e380293a4585.pdf.
Рецензия
Для цитирования:
Кохужева Р.Б. Формирование мягких навыков бакалавров технических специальностей вузов в процессе обучения математике с использованием кейс-метода. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2025;(3):74-85. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-3-74-85
For citation:
Kokhuzheva R.B. Soft skills development during teaching Mathematics using the case method to bachelors of technical university specialties. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2025;(3):74-85. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-3-74-85