Презентация общественной и демографической ситуации в патриотическом кинообразе россиянки 1990-х – начале 2020-х годов
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-3-103-118
Аннотация
Введение. Проблема исследования: противоречие между изменяющимся женским кинообразом в современном российском кино и отсутствием системного анализа его связи с социально-политическими и демографическими процессами. Цель исследования: выявить трансформацию патриотического кинообраза россиянки 1990–2020-х гг. в его взаимосвязи с социально-политическими и демографическими процессами.
Материалы и методы. Исследованы кинофильмы и сериалы, размещенные на сайтах Film.ru, IMDb, КиноПоиск, а также в архиве Госфильмофонда России. Исследование проведено методами количественно-качественного контент-анализа, дискурсивной интерпретации, сравнительноисторического, визуального, нарративного, герменевтического и компаративного анализа, метода комментированных первичных текстов. Исследование продолжает анализ данной тематики с 1890-х гг. (появления кино) по 1980-е гг., (последние десятилетие советского периода).
Результаты исследования. Выявлен и обоснован вектор развития патриотического кинообраза россиянки: в советском кино демонстрируется симбиоз идей традиционного женского статуса и равенства, где женщина находит свою профессиональную и семейную самореализацию. В постсоветском кинодискурсе доля традиционных ролей сокращается за счет продвижения идеи женской независимости. Героиня представляется как одиночка, не лишенная тяги к установлению семейно-брачных отношений, однако они кратковременны, ограничены или невозможны.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования могут использоваться для выработки обновленного женского образа, соответствующего традиционным ценностным идеалам. Дальнейшие исследования тематики состоят в разработке технологий продвижения ценностей патриотизма, семьи и деторождения через современные женские и мужские кинообразы.
Ключевые слова
Об авторах
Д. В. БосовРоссия
Дмитрий Вячеславович Босов, кандидат социологических наук, доцент кафедры гуманитарных наук
125040, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 17
О. А. Волкова
Россия
Ольга Александровна Волкова, доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела исследования социально-демографических процессов в ЕАЭС
119333, г. Москва, ул. Фотиевой, д. 6, к. 1
Список литературы
1. Бауман З. Законодатели и толкователи: культура как идеология интеллектуалов [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. 2003. № 1. Режим доступа: https://magazines.gorky.media/nz/2003/1/zakonodateli-i-tolkovateli.html.
2. Босов Д.В. Отечественный мэйнстрим-кинематограф и студенческая молодежь // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. Т. 2, № 2 (62). С. 7-11.
3. Босов Д.В., Дубровский В.Ю., Кадуцкий П.А. Репрезентация суицидального поведения сотрудников полиции в кинофильмах // Труд и социальные отношения. 2022. Т. 33, № 1. С. 87-97.
4. Браженская Н.Е., Чернобродов Е.Р. Средства массовой информации как один из основных механизмов формирования имиджа сотрудника полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 3 (78). С. 306-311.
5. Дмитриева М.Г. Состояние и тенденции развития исторической памяти в массовом сознании российского общества: автореф. дис. ... канд. социолог. наук: 22.00.04. М., 2005. 30 с.
6. Жабский М.И. Кино и государство на повороте времени – контекст, цели и проблема коммуникативного взаимодействия // Вестник Академии медиаиндустрии. 2022. № 2 (30). С. 156-176.
7. Волкова О.А., Босов Д.В. Образ женщины-программистки в кинофильмах и сериалах // Женщина в российском обществе. 2018. № 3. С. 97-103.
8. Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. Т. 2. М.: Онтопсихология, 2003. 222 с.
9. Худоборов А.Л., Самохина А.В. Проблема коррупционности органов государственного управления на Южном Урале в 1990-е гг. (исторический аспект) // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 449. С. 163-171.
10. Appadurai A. Modernity at Large Cultural Dimensions of Globalization. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1996. 229 p.
11. Chen H. Research on Changes in the Female Image in Chinese Crime Films from 2013 to 2023 // Communications in Humanities Research. 2024. Vol. 32, Iss. 1. P. 1-8.
12. Chen Yu. The New Woman in Critical Realism: Study on the Female Image of Becky in Vanity Fair // Journal of Education and Educational Research. 2024. Vol. 11, Iss. 2. P. 297-301.
13. Haupt G. La Deuxieme Internationale, 1899–1914. Etude critique des sources, Editions de l’EHESS, 1964. 396 p.
14. Iplina A.A. Recreation of the female image in poetic translation (Based on the poem «Nilyufar» by R. Musurmon) // European Science Review. 2023. Vol. 7/8. P. 18-21.
15. Kaplan М.А. Variants on Six Models of the International System, International Politics and Foreign Policy. A Reader in Research and Theory. Ed. by J. Rosenau. N.Y.: The Free Press, 1969. P. 291-303.
16. Li X. Chinese Contemporary Idealized Female Image under «Sister Culture» Within a Case Analysis of «Love Myth» // BCP Education & Psychology. 2023. Vol. 9. P. 178-186.
Рецензия
Для цитирования:
Босов Д.В., Волкова О.А. Презентация общественной и демографической ситуации в патриотическом кинообразе россиянки 1990-х – начале 2020-х годов. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2025;(3):103-118. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-3-103-118
For citation:
Bosov D.V., Volkova. O.A. Representation of the social and demographic situation in the patriotic cinematic image of a Russian woman from the 1990s to the early 2020s. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2025;(3):103-118. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-3-103-118