Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Методика оценки социально-образовательных взаимодействий как инструмент развития управленческой культуры общеобразовательной организации

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-3-56-73

Аннотация

Введение. Современные социальные, экономические и технологические изменения обусловливают необходимость формирования новой культуры управления общеобразовательными организациями. Трансформация образовательных процессов актуализирует развитие управленческой культуры как задачи адаптации к вызовам времени. Ее решение позволит в практике управления школой сбалансировать традиционные подходы и инновации, укрепить доверие между всеми участниками образовательного процесса. Действенным инструментом управления являются методики оценки социально-образовательных взаимодействий, обеспечивающих выработку решений по развитию управленческой культуры в школе.

Цель исследований состоит в разработке методического инструментария оценки качества взаимодействий субъектов образовательного процесса, позволяющего обеспечить поддержку решений по улучшению культуры управления в общеобразовательной организации.

Материалы и методы. При проведении исследований использовались научно обоснованные материалы по управлению образовательной организацией, монографии и коллективные труды по эффективности социальных взаимодействий. В исследовании использовались системный анализ, сравнительный анализ, матричное моделирование.

Результаты исследования. Авторская методика оценки социально-педагогических взаимодействий позволяет учесть различные аспекты системы межсубъектных отношений, таких как комплексность, наглядность, гибкость, возможность автоматизации расчетов. В наибольшей степени методика эффективна для сравнительного анализа, мониторинга динамики изменений, информационной поддержки управленческих решений.

Обсуждение и заключение. Преимущество авторского методического инструментария оценки социально-педагогических взаимодействий проявляется в интеграции сильных сторон аналогов при дополнительном использовании матричного моделирования для точечного выявления проблем, интегральных показателей, связывающих культуру управления и качество взаимодействий, механизмы обратной связи.

Об авторах

В. И. Зарубин
Майкопский государственный технологический университет
Россия

Владимир Иванович Зарубин, доктор экономических наук, профессор

385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, д. 191



Н. И. Кабанова
Государственное бюджетное учреждение Республики Адыгея «Адыгейский республиканский центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов»
Россия

Надежда Ивановна Кабанова, кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора

385012, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Прямая, д. 2Б



А. А. Хажгериева
Майкопский государственный технологический университет
Россия

Анастасия Александровна Хажгериева, старший преподаватель кафедры менеджмента и региональной экономики

385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, д. 191



Список литературы

1. Моисеев А.М. Стратегическое управление школой: вопросы и ответы: монографическое практико-ориентированное научно-методическое пособие для руководителей образовательных организаций: в 2 т. Т. 1 / под ред. О.М. Моисеевой. М.: АСОУ, 2014. 308 с. ISBN 978-5-16-102353-2.

2. Тюнников Ю.С., Афанасьева Т.П. Методологическое обоснование построения мониторинговых показателей инновационного развития образовательной организации // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 2 (59). С. 128-138. DOI 10.24411/2224-0772-2019-10010

3. Экспертная деятельность в процессе аттестации школы: учебно-методическое пособие / Т.И. Шамова [и др.] М.: Педагогическое общество России, 2006. ISBN: 5-93134-317-2.

4. Плотникова О.А. Управленческая культура в условиях модернизации российского общества: социально-философский подход: книга. Пятигорск: ПГГТУ, 2012. 80 с. ISBN 978-5-902050-85-8.

5. Краснопир С.Н. Приоритетные направления развития управленческой культуры руководителя в современных условиях / С.Н. Краснопир // Инновации в образовании. 2010. № 4. С. 39-58. ISSN 1609-4646.

6. Речкин Н.С. Управленческая культура руководителя: организационно-деятельностный аспект [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. Серия, 20: Педагогическое образование. 1998. № 3. С. 45-52. URL: https://www.msu.ru/libraries/.

7. Бондарь В.И. Ценностно-деятельностная парадигма управления школой [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2, ч. 1. С. 15-23. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20213.

8. Глузман Н.А., Безносюк Е.В. Модель координации профессионального роста преподавателей высшей школы // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2024. № 2 (59). С. 26-34.

9. Алфимов Д.В. Дополнительное профессиональное образование как фактор творческой самореализации педагога // Вестник Донецкого национального университета. Серия, Б: Гуманитарные науки, 2017. № 1. С. 114-117. ISSN: 2524-0285

10. Даниленко Л.В. Менеджмент имиджа образовательного учреждения [Электронный ресурс]. URL: marketologi.ru (дата обращения: 15.05.2025). https://apni.ru/ (дата обращения: 15.05.2025)

11. Тихонов А.Р., Самсонов А.Н., Болотцова Е.С. Менеджмент образовательной организации // Актуальные исследования. 2020. № 12 (15). С. 72-74.

12. Байбородова Л.В. Диагностика социально-педагогического взаимодействия в школе [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 1. С. 12. URL: https://vestnik.yspu.org

13. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: избранные труды [Электронный ресурс]. М.: Перспектива, 2009. 272 с. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1747304941&tld=ru&lang=ru&name=Т.И.%20Шамова (дата обращения: 15.05.2025)

14. Изучение знаний и умений учащихся в рамках международной программы ПИЗА. Общие подходы / Ковалева Г.С. [и др.]. М.: ИОСО РАО, 1999.

15. Моисеев А.М. Теория стратегического управления школой: ключевые вопросы и подходы к их решению: монография: в 2 т. Т. 2 / под ред. О.М. Моисеевой. М.: АСОУ, 2015. 284 с. ISBN 978-5-91543-173-6

16. Лазарев В.С., Афанасьева Т.П. Управление школой в условиях перемен. М.: Русское слово, 2022. 248 с. ISBN: 978-5-533-02617-8.

17. Коротаева Е.В. Организация взаимодействий в образовательном процессе школы. М.: Национальный книжный центр; Сентябрь, 2016. 192 с. (Библиотека журнала «Директор школы»). ISBN 978-5-88753-168-7. ISBN 978-5-4441-0218-3

18. Петров Ю.С., Соколов А.А., Петрова В.Ю. Матричная модель представления и анализа информации по техногенному влиянию на объект [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12174 (дата обращения: 16.05.2025).

19. Яковлева М.В., Лысенко М.В., Овсянникова У.С. Концепция Agile: возможность применения гибких методологий в производственных отраслях промышленности // Век качества. 2023. № 3. С. 207-217. URL: http://www.agequal.ru/pdf/2023/323009.pdf

20. Адамский А.И. Модель сетевого взаимодействия // Управление школой. М., 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://upr.1september.ru/2002/04/2.htm (дата обращения: 15.05.2025).

21. OECD Synergies for Better Learning. An International Perspective on Evaluation and Assessment [Electronic resource]. Paris: OECD, 2013. 18 p. URL: http://www.oecd.org/education/school/Synergies%20for%20Better%20Learning_Summary.pdf (date of access: 15.05.2025).

22. Bennett R.E. Formative assessment: a critical review // Assessment in Education: Principles, Policy and Practice. 2011. Vol. 18 (1). P. 5-25. DOI: 10.1080/0969594X.2010.513678

23. Lau A.M. Formative good, summative bad? – A review of the dichotomy in assessment literature // Journal of Further and Higher Education. 2016. Vol. 40 (4). P. 509-525. DOI: 10.1080/0309877X.2014.984600

24. Gikandi J.W., Morrowa D., Davisa N.E. Online formative assessment in higher education: A review of the literature // Computers & Education. 2011. Vol. 57 (4). P. 2333-2351 DOI: 10.1016/j.compedu.2011.06.004

25. Siarova H., Sternadel D., Mašidlauskaitė R. Assessment practices for 21st century learning: review of evidence, NESET II report [Electronic resource]. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017. URL: https://nesetweb.eu/wp-content/uploads/2019/06/AR1_20172.pdf (date of access: 08.05.2025).

26. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / пер. с англ. под ред. И.В. Андреевой. СПб.: Питер, 2001. 320 с.: ил. (Теория и практика менеджмента). ISBN 5-318-00283-8.

27. Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Сорокова М.Г. «Климат в классе» – стандартизация русскоязычной версии модифицированного опросника «Школьный климат» // Психология. Журнал ВШЭ. 2023. Т. 20, № 2. С. 231-256. DOI: 10.17323/1813-8918-2023-2-231-256.

28. Collins J., Porras J. Built to Last: Successful Habits of Visionary Companies. Harper Business. URL: semanticscholar.org.


Рецензия

Для цитирования:


Зарубин В.И., Кабанова Н.И., Хажгериева А.А. Методика оценки социально-образовательных взаимодействий как инструмент развития управленческой культуры общеобразовательной организации. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2025;(3):56-73. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-3-56-73

For citation:


Zarubin V.I., Kabanova N.I., Khazhgerieva A.A. Procedure for assessing social and educational interactions as a tool for developing the managerial culture of an educational organization. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2025;(3):56-73. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-3-56-73

Просмотров: 88


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)