Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Научно-теоретические основы проектирования модели формирования гражданской позиции будущих юристов

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-3-147-156

Аннотация

Актуальность исследования определяется необходимостью поиска новых научно-теоретических, методических, содержательных и технологических основ подготовки будущих юристов как интеллектуальной и политической элиты государства, владеющей устойчивой гражданской позицией и готовой к формированию гражданского общества и защиты прав граждан России. Проблема исследования состоит в изучении особенностей подготовки будущих юристов и определение научно-теоретической платформы проектирования модели формирования гражданской позиции будущих юристов в юридической клинике университета. Цель исследования: научное обоснование и проектирование модели формирования гражданской позиции будущих юристов в юридической клинике университета. Методология и методы исследования: контент-анализ научных исследований; теоретический анализ педагогических дилемм в подготовке будущих юристов; прогнозы педагогических фронтиров для разработки условий развития гражданской позиции будущих юристов в процессе профессиональной подготовки; проектирование модели развития гражданской позиции будущих юристов в юридической клинике университета. Результаты исследования: трансформационные процессы в мире изменяют гражданское общество (социальное расслоение, незащищенность прав отдельной части социума и др.), становятся вызовами современному образованию в подготовке будущих юристов; интеграция и междисциплинарный подход в подготовке будущих юристов определяют научно-теоретические, методические, содержательные и технологические подходы к развитию гражданской позиции будущего юриста; проектирование модели развития гражданской позиции будущих юристов в юридической клинике университета позволяет осуществить прогнозы на востребованные компетенции данной категории специалистов, оптимизировать средовые условия университета - юридическая клиника как место профессиональной самореализации и проявление гражданской позиции будущего юриста. Ключевые выводы: глобальные тенденции являются вызовами для современного юридического образования; подготовка будущих юристов должна быть спряжена с формированием гражданской позиции, понимаемой как готовность служить своему Отечеству, государству и ее гражданам; проектирование инновационных моделей подготовки будущих юристов ориентировано на интеграцию процессов профессионального становления и воспитания будущего гражданина России с устойчивой гражданской позицией, на опережающий характер освоения будущими юристами в юридической клинике университета профессиональных и личностных компетенций, востребованных в правовом государстве.

Об авторах

Раиса Михайловна Чумичева
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
Россия


Антон Александрович Габович
Ростовский государственный экономический университет
Россия


Список литературы

1. Бурмакина М.И. Организация и управление юридической деятельностью. М., 2017. 48 с.

2. Васильев А.А., Куликов Е.А., Шпоппер Д. Высшее юридическое образование в России: некоторые современные тенденции, проблемы и перспективы развития // Российско-Азиатский правовой журнал Российское право: история и современность. 2019. № 1. С. 4-13.

3. Волкова Л.В., Волкова Ю.С. Личностные результаты: взгляд через призму средового подхода в воспитании // Гуманитарные исследования. Серия: Педагогика и психология. 2021. № 5. С. 9-17.

4. Еремина И.С. Развитие гражданственности как фактор профессионального становления будущего специалиста органов внутренних дел // Теория и практика общественного развития. 2011. № 2. С. 173-176.

5. Исаев А.А. Роль деятельностного подхода в современном образовательном процессе // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2021. № 1(91). С. 201-206.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студентов. М.: Академия, 2004. 304 с.

7. Купавцев А.А. Деятельностный подход к профессиональной подготовке в системе многоуровневого инженерного образования // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Серия: Естественные науки. 2006. № 4. С. 106-119.

8. Лонь С.Л. Правоохранительная деятельность - основа для выделения правоохранительных органов // Российская правовая система: становление, проблемы, пути совершенствования: материалы республиканской научной конференции / под ред. В.К. Гавло, В.Я. Музюкина, В.В. Невинского. Барнаул: Алт. ун-т, 2001. С. 342-346.

9. Теоретические и методические аспекты подготовки студентов в области туризма / Поддубная Т.Н. [и др.] // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. Вып. 3. С. 61-66.

10. Иванова С.А., Пашенцев Д.А. Развитие высшего юридического образования: проблемы и перспективы // Право и образование. 2014. № 1. С. 42-47.

11. Семенов Е.А. Профессиональное самосознание будущих юристов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 2(37). С. 19-22.

12. Сергеев В.В. Формирование демократической гражданственности в социально-профессиональной среде сотрудников органов внутренних дел: вопросы теории и практики // Защита и обеспечение прав человека в деятельности милиции: сборник учебных курсов. Пермь, 2010. 153 с.

13. Сошникова Т.А. Некоторые проблемы обеспечения качества юридического образования в современной России // Образование и право. 2017. № 1. С. 67-73.

14. Сулима И.И. Среда и стихия в образовании: подходы к сущностной оценке // Стихии, стихийность и стихиальность в образовании: сборник научных статей / под ред. Ю.С. Мануйлова. М.; Н. Новгород, 2007. 145 с.

15. Томсинов В.А. Преступление под названием «юридический факультет» // Закон. 2009. № 3. С. 51-59.

16. Donetskaya O., Golovanova I. Constructivist Models of Teaching in Development of Civil Cosmpetencies and Personal Qualities of Students // Procedia - Social and Behavioral Science. 2015. Vol. 191, 2 June. P. 534-539.

17. Chalen Westaby, Andrew Fowler, Jake Phillips, Jaime Waters. Conformity, conflict and negotiation in criminal justice work: Understanding practice through the lens of emotional labour // International Journal of Law, Crime and Justice. 2020. Vol. 61, June. P. 100-390.

18. Jianan Guo, Muhammad Azizul Islam, Ameeta Jain, Chris J. van Staden. Civil liberties and social and environmental information transparency: A global investigation of financial institutions // The British Accounting Review Available online. 2021. 28 April. P. 101-118.

19. Raja Akermi, Abdelfattah Triki. The green energy transition and civil society in Tunisia: Actions, motivations and barriers // Energy Procedia: 4th International Conference on Energy and Environment Research, ICEER (17-20 July 2017). Porto, Portugal, 2017. P. 79-84.

20. Sharon H., MastracciIan T. Adams. It’s not depersonalization, It’s emotional labor // Examining surface acting and use-of-force with evidence from the US. 2020. Vol. 61. P. 100-358.

21. Tjahja N., Meyer T., Shahin J. What is civil society and who represents civil society at the IGF? An analysis of civil society typologies in internet governance // Telecommunications Policy. 2021. № 45. Р. 102-141.


Рецензия

Для цитирования:


Чумичева Р.М., Габович А.А. Научно-теоретические основы проектирования модели формирования гражданской позиции будущих юристов. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021;13(3):147-156. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-3-147-156

For citation:


Chumicheva R.M., Gabovich A.A. Scientific and theoretical bases for designing a model for forming future lawyers’ civic-mindedness. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2021;13(3):147-156. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-3-147-156

Просмотров: 81


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)