Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

«Образование 4.0» в эпоху цифровой трансформации: перспективы и возможные пути реализации

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-4-100-106

Аннотация

Цифровизация меняет ценности и сферы деятельности существующих отраслей. Технологические достижения, вызванные Четвертой промышленной революцией (Industry 4.0), развиваются невероятно быстрыми темпами, меняя образ нашей жизни, работы и функционирования общества в целом. Искусственный интеллект, робототехника, BIG DATA и Интернет вещей в совокупности оказывают влияние на рынок труда и экономику в целом. Будущие работники должны быть хорошо обучены не только самим новым технологиям, но, что не менее важно, и ценностям, связанным с использованием этих технологий, и должны обладать такими качествами, как креативность, гибкость и адаптируемость. Чтобы в полной мере воспользоваться возможностями, открываемыми передовыми технологиями, нужна аналогичная революция в образовании - для успешной подготовки специалистов, обладающих новыми необходимыми компетенциями. Именно эти факторы определяют актуальность темы исследования. В результате цифровой эволюции появилась новая образовательная модель Education 4.0 («Образование 4.0»), которая была разработана в ответ на Industry 4.0 («Индустрия 4.0»). Проблема исследования: раскрытие актуальных аспектов реализации подхода «Образование 4.0». Для успешной реализации новой модели необходимо четкое понимание особенностей «Образования 4.0», его основных характеристик, кроме того, нужна адаптация практики преподавания к изменившимся требованиям. Целью работы является изучение особенностей нового подхода к обучению «Образованию 4.0», анализ его основных характеристик. Методами исследования являлись анализ, синтез, индукция, абстракция. Результаты исследования: рассмотрены подходы к современному образованию в свете «Индустрии 4.0», проанализированы характеристики «Образования 4.0», такие как персонализация обучения, расширение возможностей дистанционного обучения, множество образовательных инструментов, проектное обучение, простое и точное оценивание, доступность аналитических данных, наставничество, полевой опыт; предложены возможные способы формирования новых компетенций и навыков в процессе обучения. Ключевые выводы: для успешной реализации подхода «Образование 4.0» в условиях «Индустрии 4.0» необходимо изменять практику преподавания в соответствии с новыми требованиями по формированию компетенций, в статье определены возможные способы формирования таких навыков, как навыки глобальной гражданственности, навыки инноваций и творчества, технологические навыки и навыки межличностного общения, которые являются основными в подходе к обучению «Образование 4.0».

Об авторе

Анна Александровна Паскова
ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»
Россия


Список литературы

1. Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf (дата обращения: 15.08.2021).

2. Гаирбекова П.И. Актуальные проблемы цифровизации образования в России [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. С. 65-65. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30673 (дата обращения: 10.08.2021).

3. Дерикот Н. Что будет с рынком труда к 2022-му: захватят ли власть алгоритмы и уволят ли вас в ближайшие пять лет [Электронный ресурс]. URL: https://knife.media/4ir/(дата обращения: 25.04.2021).

4. Паскова А.А. Интеграция технологий искусственного интеллекта и промышленного Интернета вещей // Вопросы устойчивого развития общества. 2020. № 4-2. С. 607-612.

5. Университет 4.0: как должна происходить цифровизация вузов [Электронный ресурс] / РБК Тренды. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/60cb28709a7947641636b303 (дата обращения: 12.05.2021).

6. questions to ask now to shape blended learning of the future [Электронный ресурс] / World Economy Forum. URL: https://www.weforum.org/agenda/2021/05/5-questions-to-ask-now-to-shape-blended-learning-of-the-future/(дата обращения: 20.06.2021).

7. Fisk P. Education 4.0 … the future of learning will be dramatically different, in school and throughout life [Электронный ресурс]. URL: https://www.peterfisk.com/2017/01/future-education-young-everyone-taught-together/(дата обращения: 21.07.2021).

8. Is your college ready for digital transformation? [Электронный ресурс] / TES. URL: https://www.tes.com/news/your-college-ready-digital-transformation (дата обращения: 18.07.2021).

9. Schools of the Future: Defining New Models of Education for the Fourth Industrial Revolution [Электронный ресурс] / World Economy Forum. URL: https://www.weforum.org/reports/schools-of-the-future-defining-new-models-of-education-for-the-fourth-industrial-revolution (дата обращения: 29.07.2021).

10. The Future of Jobs Report 2018 / World Economy Forum [Электронный ресурс]. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2018.pdf (дата обращения: 16.06.2021).

11. Upskilling our workforce means upskilling our teachers first / feweek [Электронный ресурс]. URL:https://feweek.co.uk/2019/11/09/upskilling-our-workforce-means-upskilling-our-teachers-first/(дата обращения: 15.08.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Паскова А.А. «Образование 4.0» в эпоху цифровой трансформации: перспективы и возможные пути реализации. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021;13(4):100-106. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-4-100-106

For citation:


Paskova A.A. Education 4.0 in the era of digital transformation: perspectives and possible project concepts. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2021;13(4):100-106. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-4-100-106

Просмотров: 198


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)