Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Специфика социальной адаптации преподавателей вузов предпенсионного возраста

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2020-12-4-124-130

Аннотация

В статье представлен социологический анализ актуальной проблемы исследования, связанной с изучением специфики социальной адаптации преподавателей вузов предпенсионного возраста. Применялся метод фокусированного интервью (использована качественная стратегия). Респондентами являлись преподаватели вузов в возрасте от 58-ми до 64-х лет (женщины и мужчины соответственно предпенсионному возрасту). Исследование имело пилотный характер, оно преследовало цель сбора предварительной первичной информации о проблеме социальной адаптации преподавателей предпенсионного возраста, работающих в высших учебных заведениях. В итоге исследования достигнуты следующие результаты: респондентов в гораздо большей степени беспокоят трудности адаптации к статусу «преподаватель предпенсионного возраста», чем к происходящим изменениям в состоянии здоровья; подавляющее большинство респондентов хотели бы продолжать профессиональную деятельность по достижении ими пенсионного возраста; основным фактором, влияющим на выполнение преподавателями обязательных наукометрических показателей, является благоприятный морально-психологический климат в трудовом коллективе и сотрудничество между членами профессорско-преподавательского состава разных возрастных групп. Потенциал кадрового развития системы высшего образования состоит, в том числе, в успешной социально-профессиональной адаптации и сотрудничестве преподавателей, имеющих разный стаж педагогической деятельности.

Об авторе

Денис Владимирович Федосюк
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Россия


Список литературы

1. Бадараев Д.Д. К проблеме трудоустройства лиц пенсионного и предпенсионного возраста // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 5. С. 239-243.

2. Бажанова Г.Е., Сафина Л.М. Занятость лиц предпенсионного возраста // Materials of the V international scientific conference. 2019. С. 5-7.

3. Бальников А.А., Джумкова М.В., Бабарико-Омельченко В.Б. Публикационная активность учёных: анализ данных РИНЦ в разрезе статуса и возраста // Библиотеки в информационном обществе: сохранение традиций и развитие новых технологий: доклады III Международной научной конференции. Москва: Ковчег, 2018. С. 11-22.

4. Волкова О.А. Проблемы профессиональной идентичности и маргинальности индивидов и социальных групп // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2007. № 3 (21). С. 45-48.

5. Волкова О.А. Проблемы трансформации профессиональной культуры в монографии Л.Н. Максимовой // Труд и социальные отношения. 2013. № 12. С. 138-142.

6. Волкова О.А. Теория социальной терапии в практике интернатных учреждений для престарелых и инвалидов // Теория и практика общественного развития. 2012. № 11. С. 57-59.

7. Овсянникова Т.А. Сектор интеллектуальных услуг в системе формирования «экономики знаний» // Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения: сборник научных статей IX Международной научно-практической конференции: в 3-х томах. Т. 2. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. С. 215-220.

8. Самооценка качества жизни лиц предпенсионного возраста (по материалам анкетирования пациентов стационаров терапевтического профиля) / Е.М. Тищенко [и др.] // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. 2012. № 2 (71). С. 65-67.

9. Wilsdon J. The metric tide: Independent review of the role of metrics in Research Assessment and Management. London: SAGE Publications Ltd. 2015. 192 p. DOI: http:// dx.doi.org/10.4135/9781473978782.

10. Stages of socialization of the person [Электронный ресурс]. 2020. URL: https://testmyprep.com.


Рецензия

Для цитирования:


Федосюк Д.В. Специфика социальной адаптации преподавателей вузов предпенсионного возраста. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020;12(4):124-130. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2020-12-4-124-130

For citation:


Fedosyuk D.V. Specificity of social adaptation of university teachers approaching retirement age. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2020;12(4):124-130. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2020-12-4-124-130

Просмотров: 39


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)