Интеллектуальная элита и homo intellectualis информационной цивилизации
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-1-131-137
Аннотация
Появление нового класса интеллектуалов - интеллектуальной элиты - связано с переходом к информационной цивилизации, которая рассматривается учеными-футурологами как современная стадия развития человечества, когда интеллект становится центральным понятием, а интеллектуальная культура определяет уровень развития интеллекта.
Исследование роли интеллектуальной элиты в обществе и описание «портрета» представителя интеллектуальной элиты является целью данной работы.
В качестве методологической основы исследования выступает диалектическая логика, дающая представление о закономерностях развития; системный подход, связанный с представлением об объекте как целостной системе, с выявлением многообразных типов связей сложного объекта и сведением их в единую теоретическую картину.
В результате исследования выявлено основное предназначение интеллектуальной элиты, определены особенности интеллектуального труда в обществе с сетевой структурой взаимодействия, сделан вывод о том, что интеллектуальная элита является одновременно и духовнонравственной элитой, т.е. представляет собой современную интеллигенцию.
Ключевым выводом можно считать обоснование введения в научный оборот нового понятия «Homo intellectualis» (человек интеллектуальный).
Актуальность затронутой темы и ее практическая значимость связана со стратегической линией государства по поднятию престижа интеллектуального труда и увеличению интеллектуального потенциала нации.
Об авторе
Тамара Львовна СаловаРоссия
Салова Тамара Львовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры Информационных технологий
Сочи
тел.: +7 (900) 244 73 40
Список литературы
1. Абрамов М.Г. Человек и компьютер: от Homo Faber к Homo Informaticus // Человек. 2000. № 4. С. 127-134.
2. Сидорина Т.Ю. «Homo faber» как символ эпохи труда: к истории эволюции понятия //Вопросы философии. 2015. № 3. С. 14-22.
3. Шичагина Ю.В. Основные тенденции информационной антропологии // Спектр антропологических наук / отв. ред. П.С. Гуревич. Вып. 3. М.: ИФАН, 2010. С. 114-130.
4. Моргунов А.А. Homo informaticus как эвристическая модель // Вестник Самарского госуниверситета. 2015. № 1 (102). С. 157-163.
5. Курбатов В.И., Папа О.М. «Homo informaticus» - человек информационной эпохи: характеристические черты // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 1. С. 46-51.
6. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования.М.: Academia, 2004. 783 с.
7. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: АСТ, 2003. 669 с.
8. Селезнев П.С. Сингапурская модернизация: инновационный опыт для России // Власть. 2014. Т. 22, № 7. С. 165-172.
9. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: Y-Фактория, 2004. 327 с.
10. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 606 с.
11. Киуру К.В., Попова Е.Е., Агапов А.И. Концепция Longlife Learning как проблема современного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-1. С. 152-154.
12. Хоронько Л.Я., Цквитария Т.А. Образование взрослых в контексте стратегических инициатив ЮНЕСКО // Образование. Наука. Инновации: южное измерение. 2014. № 5 (37). С. 51-57.
13. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 264 с.
14. Салова Т.Л. Интеллигенция России информационной эпохи // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. Вып. 2 (45). С. 114-120.
Рецензия
Для цитирования:
Салова Т.Л. Интеллектуальная элита и homo intellectualis информационной цивилизации. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022;(1):131-137. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-1-131-137
For citation:
Salova T.L. Intellectual elite and Homo intellectualis of the information civilization. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2022;(1):131-137. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-1-131-137