Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Наукометрический анализ развития отечественных диссертационных исследований, содержащих в названиях категорию «сельская школа»

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-2-93-104

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена возросшим интересом и потребностью специалистов различных категорий в изучении истории становления и развития сельской школы в России.

Проблема исследования заключается в проведении наукометрического анализа диссертационных исследований, содержащих в названиях категории «сельская школа».

Цель исследования: на базе анализа фонда научных исследований показать основные направления научно-исследовательской деятельности по раскрытию содержания основной категории - «сельская школа».

Задачи исследования: показать роль наукометрического анализа как
количественной оценки характеристик диссертационных исследований, динамику представления проблем сельской школы в заглавиях диссертаций, сделать выводы для дальнейшего изучения этой проблемы и определить возможности направления данной работы.

Методологию исследования составила совокупность методов научного познания: наукометрического анализа, синтеза, обобщения.

Результаты исследования. В статье на основе наукометрического метода рассматривается исследование диссертационных тем, содержащих в своем названии категорию «сельская школа», представленных в разделе «Авторефераты диссертаций» Единого электронного ресурса Российской государственной библиотеки, что позволило фиксировать заданные смысловые единицы изучаемого научно-педагогического содержания и проводить их наукометрический анализ, проектировать дальнейшие актуальные исследования.

Ключевые выводы. Количественный анализ и содержательное наполнение представленных в статье тематических кластеров позволяет сделать вывод о том, что процесс обращения исследователей к данной проблематике не является интенсивным, упорядоченным и методологически обеспеченным и требует дальнейшего и всестороннего изучения в теоретико-методологическом в практико-ориентированном поле.

Об авторах

Петр Петрович Пивненко
ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России
Россия

Пивненко Петр Петрович, профессор кафедры педагогики, доктор педагогических наук

Ростов-на Дону

тел.: +7 (928) 122 22 11



Надежда Петровна Витенко
Центр развития и коррекции речи «Надежда»
Россия

Витенко Надежда Петровна, кандидат педагогических наук, директор

Батайск

тел.: +7 (938) 167 97 97



Список литературы

1. Библиотека диссертаций и авторефератов России [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie.html (даты обращения: 02.08.2022).

2. Гурьянова М.П. Социально-педагогические инновации в сельской школе России в условиях рынка и цифровизации жизни // Социокультурные и психолого-педагогические факторы развития субъектов образовательного пространства сельских территорий: материалы международной конференции / под научн. ред. Л.В. Байбородовой. Ярославль, 2020. С. 59-65.

3. Понятия современной психологии: содержание, взаимосвязи, место в систем (вместо предисловия) / Журавлев А.Л. и др.] // Разработка понятий в современной психологии. М.:Институт психологии РАН, 2019. С. 7-59.

4. Заир-Бек С.И., Мерцалова Т.А., Анчиков К.М. Портрет российской сельской школы:информационно-аналитические материалы по результатам статистических и социологических исследований // Мониторинг экономики образования. 2020. No 35. С. 16.

5. Ищенко А.М. Эволюция российской сельской школы [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. No 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5571 (дата обращения: 02.08.2022)].

6. Кольцова В.А., Шишлова Н. Использование количественных методов в исследовании тенденций развития современной психологии // Современная психология: Состояние и перспективы исследований. М.: Институт психологии РАН, 2002. С. 275-287.

7. Методология построения информационной культурно-образовательной среды: философские и педагогические аспекты. Ростов н/Д, 2007. 200 с.

8. Пивненко П.П. Теоретико-методологические основы развития российской сельской школы: монография. Ростов-н/Д: РГПУ, 2001. 228 с.

9. Пивненко П.П., Витенко Н.П. Управление сельской школой в условиях модернизации образования // Образование. Наука, Инновации: Южное измерение. 2015. No 4 (42). С. 151-156.

10. Работая Внутри Черной Рамки: Оценивание аудиторного обучения / Блэк П. [и др.] //Фи Дельта Каппа. 2004. Т. 86, No 1. С. 9-21.

11. Ярошевский М. Г. История психологии. М.: Мысль, 1976. 464 с.

12. Hiemstra R., Brockett R. Reframing the Meaning of SelfDirected Learning: An Updated Model [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.adulterc.org/Proceedings/2012/papers/hiemstra.pdf (дата обращения: 29.07.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Пивненко П.П., Витенко Н.П. Наукометрический анализ развития отечественных диссертационных исследований, содержащих в названиях категорию «сельская школа». Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022;(3):93-104. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-2-93-104

For citation:


Pivnenko P.P., Vitenko N.P. Scientometric analysis of the development of domestic thesis research containing the category "rural school" in the titles. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2022;(3):93-104. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-2-93-104

Просмотров: 98


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)