Справедливая личность как составляющая гуманистической утопической педагогической мысли в Волжской Булгарии конца XII – начала XV вв.
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-2-69-76
Аннотация
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что средневековая утопическая гуманистическая педагогическая мысль в Волжской Булгарии, отраженная в поэме «Кыйссаи Йусуф» просветителя Кул Гали, до сих пор не раскрыта полностью. В связи с этим проблема исследования заключается в раскрытии личностных характеристик правителя гуманного общества, которая интересовала людей всех времен, но нашла решение лишь в утопии средневековых просветителей. Целью настоящего исследования является раскрытие гуманных личностных качеств, необходимых правителю в организации утопического гуманистического общества, о котором мечтали средневековые просветители и описали в своих дидактических произведениях, среди которых и булгарский поэт Кул Гали. Методологическая база исследования представлена применением методов сравнения, сопоставления, индукции и дедукции, анализ и синтез, обобщение и абстрагирование.
Результаты исследования: в исследовании раскрыты особенности утопической гуманистической педагогической мысли, в центре которой строительство справедливого общества, для чего необходима личность, которая обладает рядом положительных качеств, которых подробно описал поэт-просветитель Кул Гали в своей поэме «Кыйссаи Йусуф».
Ключевые выводы: утопическая гуманистическая педагогическая мысль в Волжской Булгарии, описанная средневековым поэтом-просветителем Кул Гали в поэме «Кыйссаи Йусуф», неразрывно связана с положительными личностными характеристиками правителя, благодаря которым в обществе царит справедливость, законность, равноправие, уважение, любовь, милосердие, достаток продуктов питания и т. д.
Ключевые слова
Об авторах
Р. Р. ГиниятуллинРоссия
Гиниятуллин Раниль Рамилевич - преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки.
Казань
Тел.: +7(939)93874773
Р. Ш. Маликов
Россия
Маликов Рустам Шайдуллович - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики им. З.Т. Шарафутдинова.
Набережные Челны
Тел.: +7(939)93874773
Список литературы
1. Ас-Саади Абд ар-Рахман бин Насир. Толкование Священного Корана «Облегчение от Великодушного и Милостивого»: Смысловой перевод Корана на русский язык: в 2-х т. Т. 1. М.: Эксмо: Умма, 2017. 1115 с.
2. Сказание о Йусуфе / пер. С. Иванова. Казань: Татар. кн. изд-во, 1985. 256 с.
3. Баласагунский Ю. Благодатное знание. М.: Наука, 1983. 558 с.
4. Vambery H. Uigurische Sprachmonumente und das Kudatku Bilik. Uigurische Text mit Transscruption und Überzetzung nebst einen Uigurisch–deutschen Wörterbuhe und litografierten Facsimile fus dtm Oridinaltexte des Kudatku Bilik. Insbruk, 1870. 638 p.
5. Dilaçar A. Kutadgu bilig incelemesi. Ankara, 1972. 575 p.
6. Хисамов Н.Ш. Поэма «Кысса-и Йусуф» Кул Али. Анализ источников сюжета и авторского творчества. М.: Наука, 1979. 254 с.
7. Ганиева Р.К. Восточный ренессанс и поэт Кул Гали. Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1988. 172 с.
8. Маликов Р.Ш., Маликов Г.Р. Справедливость в тюркском средневековом представлении. Казань: Отечество, 2014. 180 с.
9. Мухаметшин А.Г. Педагогическая мысль булгар-татар в Казанском крае: VIII – начало XX вв. М.: НИИ шк. технологий, 2006. 231 с.
10. Гиниятуллин Р.Р., Маликов Р.Ш. Правовые предпосылки мысли о справедливом обществе в утопическом гуманизме Булгарского периода развития общества // Флагман науки. 2023. № 9. С. 209-211.
Рецензия
Для цитирования:
Гиниятуллин Р.Р., Маликов Р.Ш. Справедливая личность как составляющая гуманистической утопической педагогической мысли в Волжской Булгарии конца XII – начала XV вв. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2024;(2):69-76. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-2-69-76
For citation:
Giniyatullin R.R., Malikov R.Sh. A just personality as a component of humanistic utopian pedagogical thought in Volga Bulgaria of the late XII – early XV centuries. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2024;(2):69-76. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-2-69-76