Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Формирование профессионально-ориентированной лексической компетенции у обучающихся неязыковых вузов по направлению подготовки «Техносферная безопасность»: на материале английского языка

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-3-52-62

Аннотация

Современная методика преподавания иностранных языков в неязыковых вузах определяется необходимостью эффективного объединения языковой и профессиональной подготовки, соответствующей требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО). Ключевая цель данной системы заключается в развитии у студентов навыков понимания профессионально-ориентированной информации и формировании компетенции общения на иностранном языке в профессиональных ситуациях.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием профессионально-ориентированной лексической компетенции у обучающихся ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет» по направлению подготовки «Техносферная безопасность». В ходе исследования подчеркивается актуальность данной темы, поскольку при изучении профессионального иностранного языка невозможно формировать лексическую компетентность без умения работать с профессионально-ориентированной иноязычной лексикой, без навыка составления индивидуального тезауруса в своей профессиональной сфере.

Цель исследования: уточнить методы формирования профессионально-ориентированной лексической компетенции у обучающихся неязыковых вузов направления подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» в процессе чтения текстов по специальности на английском языке. Оценивается степень необходимости отбора лексического материала и составления индивидуального тезауруса профессиональной направленности, что позволяет обучающимся лучше понимать профессиональные тексты, расширить свой словарный запас и точно использовать профессиональную терминологию.

Материалом исследования послужили тексты по специальности на английском языке, на основе которых мы проводили лингвистический анализ лексических единиц и отрабатывали навык формирования лексической компетенции у студентов.

В основе работы лежат комплексные методы исследования, состоящие из теоретических методов (дедуктивный анализ, метод статистической работы с лексическим материалом, сопоставительный анализ) и эмпирические методы (метод наблюдения и анализ данных).

В результате исследования была предложена стратегия работы над лексикой при чтении профессионально-ориентированных текстов, выявлены наиболее эффективные упражнения для формирования лексической компетенции у обучающихся по направлению подготовки «Техносферная безопасность».

Ключевые выводы: формирование у обучающихся неязыковых вузов профессионально-ориентированной лексической компетенции при работе с иноязычными текстами по теме «Техносферная безопасность» помогает анализировать полученную информацию; сформировать у студентов неязыкового вуза лексическую компетенцию и навык использования индивидуального терминологического тезауруса в профессиональной области, расширяя лексический запас по специальности.

Об авторе

Е. Н. Базалина
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Майкопский государственный технологический университет»
Россия

Базалина Елена Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков

г. Майкоп



Список литературы

1. Аилчиева Т.А. Словарь-минимум по теоретической механике. Для студентов технических специальностей. Бишкек, 2015. 189 с.

2. Баско Н.В. Принципы составления двуязычного профессионально-ориентированного словаря // Современная лексикография: достижения, проблемы, перспективы: сборник научных трудов. Краснодар, 2001. С. 111-147.

3. Бибикова Э.В. Роль иноязычной профессиональной коммуникации в подготовке современного специалиста в неязыковом вузе // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Т. 13, № 2. С. 41-47.

4. Вепрева Т.Б. Обучение профессионально-ориентированной иноязычной лексике студентов неязыковых специальностей на основе интегрированного курса: автореф. дис. … канд. педагог. наук. СПб., 2012. 24 с.

5. Кузнецова С.В., Шепелева Е.В. Особенности работы с профессиональными текстами в обучении студентов неязыковых специальностей вуза английскому языку. На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. 2018. № 2 (11). С. 101-106

6. Кучерявая Т.Л. Работа с лексическим материалом при изучении профессионально-ориентированного английского языка // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Международной научной конференции. Чита: Молодой ученый, 2016. С. 168-171.

7. Мятлева М.И. Обучение профессионально-ориентированной лексике при работе с аутентичными текстами по специальности. Lingua mobilis. 2011. № 4 (30). С. 134-137.

8. Павлова Л.П. Формирование иноязычной лексической компетенции у студентов экономического вуза. Инновационные образовательные технологии. 2011. № 2 (26). С. 44-50.

9. Формирование лексических навыков: учебное пособие / под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. Воронеж: Интерлингва, 2002. 40 с.

10. Dudley-Evans T., St John M.J. Developments in English for Specific Purposes: A multidisciplinary approach. Cambridge University Press, 1998.

11. Korthagen F. Linking practice and theory. The pedagogy of realistic teacher education. Mahwah, New Jersey, London: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 2001.

12. Littlewood W.T. Foreign language teaching methods: From past prescriptions to present principles. Foreign language teaching in schools. 2008. Vol. 11, No. 4. P. 1-13.


Рецензия

Для цитирования:


Базалина Е.Н. Формирование профессионально-ориентированной лексической компетенции у обучающихся неязыковых вузов по направлению подготовки «Техносферная безопасность»: на материале английского языка. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2024;(3):52-62. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-3-52-62

For citation:


Bazalina E.N. Formation of professionally oriented lexical competence among students of non-linguistic universities in the training program «Technosphere Safety»: a case study of the English language course. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2024;(3):52-62. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-3-52-62

Просмотров: 87


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)