Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Информационная грамотность преподавателя вуза, как важное условие для проверки студенческих работ на антиплагиат

https://doi.org/10.24411/2078-1024-2020-12009

Аннотация

Актуальность данной работы связана со стремительным развитием сети интернет и информационных технологий. Всё это многократно упростило возможность доступа к разнообразным информационным ресурсам [7]. Наряду с огромным позитивным влиянием этого явления на развитие современного общества возникли серьёзные проблемы, связанные с недобросовестным использованием информации [6]. В частности, это незаконное присвоение авторства на чужое произведение или некорректное заимствование его части (так называемая проблема плагиата) [12]. Это явление особенно широко распространено среди студенчества. Среди студентов распространён такой метод написания работ, как копирование материалов из интернета с минимальным их редактированием. В настоящее время преподаватели активно используют онлайн-сервисы для проверки уникальности работ. Это системы обнаружения текстовых заимствований, которые легко блокируют работы из-за низкой оригинальности. Для повышения «оригинальности» работы некоторые студенты используют программу антиплагиат-киллер (программа для скрытия обнаружения текстовых заимствований). На сегодняшний день, существуют сервисы, предлагающие сделать текст на 75-99 процентов «оригинальным» [4]. Поиск информации по данной проблематике выявил отсутствие современной специальной литературы и актуальных знаний у преподавателей вуза. Таким образом, разработка современных технологий выявления следов программ для скрытия обнаружения текстовых заимствований представляется весьма актуальной. Цель работы: выявить возможности программы антиплагиат-киллер по нивелированию работы системы антиплагиат.вуз. Разработать технологию выявления работ, подвергшихся обработке программой антиплагиат-киллер. Методы исследования: Анализ проблемной ситуации; методы теории информационного поиска, обработки информации и распознавания образов. Результаты и ключевые выводы: В статье описаны самые распространённые технические способы обхода системы антиплагиат и методы их выявления. Материал подготовлен на примере популярного текстового редактора Microsoft Word и самого востребованного среди преподавателей онлайн-сервиса антиплагиат.вуз. На основе проведённого исследования нами сформулированы ключевые выводы о несовершенстве онлайн-сервиса антиплагиат.вуз, о необходимости его дальнейшего совершенствования и о предостережении от применения программ типа антиплагиат-киллер. Выявлена необходимость постоянно повышать информационную культуру и углублять знания в области информационных технологий преподавателями вузов.

Об авторах

Виталий Геннадьевич Свечкарёв
ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»
Россия


Татьяна Александровна Иващенко
ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»
Россия


Лариса Казбековна Белоус
ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»
Россия


Список литературы

1. Ашхамахов К.И., Свечкарёв В.Г., Козлов Р.С. Культура и язык как основа существования общества // Устойчивое развитие: проблемы, концепции, модели: материалы Всероссийской конференции с международным участием, посвященной 75-летию председателя ФГБНУ «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук», доктора технических наук, профессора П.М. Иванова. Нальчик, 2017. С. 195-197.

2. Ашхамахов К.И., Иващенко Т.А. Троичный алгоритм восстановления полного "имени" понятия и наглядный пример его конкретной верификации //: XXXII Недели науки МГТУ: XXVIII Всероссийская научно-практическая конференция «Образование-наука-технологии». Майкоп, 2016. С. 6-10.

3. Ломакина Е.Д., Свечкарёв В.Г. Результаты исследования образа жизни студентов начальных курсов некоторых вузов города Майкопа // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2002. №8. С. 86-91.

4. Лукьяненко В.П. Антиплагиат: панацея или очередная химера в сфере образования и науки? // Образовательные технологии. 2018. №2. С. 12-31.

5. Лукьяненко В.П. "Крамола" и "ересь" об антиплагиате // Народное образование. 2018. №5. С. 63-76.

6. Петрусевич Д.А., Шахардин К.Д. Аналитическая оценка результатов проверки выпускных квалификационных работ студентов средствами систем обнаружения текстовых заимствований // Статистика и Экономика. 2019. Вып. 16(2). С. 57-64.

7. Построение автоматизированных систем управления / В.Г. Свечкарёв [и др.] // Новые технологии. 2007. Вып. 4. С. 54-56.

8. Применение виртуальной реальности для совершенствования системы физического воспитания / В.Г. Свечкарёв [и др.] // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. Вып. 4. С. 117-125.

9. Свечкарёв В.Г. Мультимедийная лекция на тему "Архиваторы. Обзор и характеристика": свидетельство о регистрации базы данных RU 2019620958, 04.06.2019. Заявка №2019620895 от 28.05.2019.

10. Свечкарёв В.Г. Мультимедийная лекция на тему "Сжатие и архивирование файлов в ОС Linux": свидетельство о регистрации базы данных RU 2019621126, 26.06.2019. Заявка №2019621012 от 14.06.2019.

11. Современные проблемы обучения, воспитания, образования / В.Г. Свечкарёв [и др.] // Научные Известия. 2017. №6. С. 74-80.

12. Zakharov V.N., Khoroshilov A.A. On The Method for Automatic Determination of Semantic Similarity if the Document Text // Proceedings of ICAI’14, WORLDCOMP’14, July 21-24, 2014, Las Vegas, Nevada, USA-CRSEA Press, USA, 2014, Vol. II. P. 68-73.


Рецензия

Для цитирования:


Свечкарёв В.Г., Иващенко Т.А., Белоус Л.К. Информационная грамотность преподавателя вуза, как важное условие для проверки студенческих работ на антиплагиат. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020;(2):83-97. https://doi.org/10.24411/2078-1024-2020-12009

For citation:


Svechkaryov V.G., Ivaschenko T.A., Belous L.K. Information literacy of a university teacher as an important condition for an anti-plagiarism test. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2020;(2):83-97. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2078-1024-2020-12009

Просмотров: 85


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)