Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Пути совершенствования учебного процесса вуза через проектный подход

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-2-29-40

Аннотация

Проблемы качества высшего образования постоянно обсуждаются на разных уровнях, однако до настоящего времени точных рецептов кардинального изменения ситуации не выработано. Постоянно меняющиеся стандарты, продиктованные веянием времени и изменениями требований рынка труда, лишь усугубляют это положение. Однако быстрое устаревание знаний, необходимость своевременного и эффективного изменения учебного процесса под требования рынка и работодателя, вытеснение устаревающих профессий вновь появляющимися, слабая базовая подготовка (в большинстве случаев) выпускников школ требуют иных подходов к оптимизации учебного процесса в вузах. В статье моделируется учебный процесс вуза с целью выявления факторов, определяющих его эффективность. Предлагаются пути оптимизации (реинжиниринга) этого процесса, повышения его адаптивности к запросам рынка труда и повышения эффективности управления учебным процессом. Учебный процесс анализируется как «бизнес-процесс», и обосновывается вывод, что по многим характеристикам учебно-образовательная активность больше соответствует категории «проект». Такая интерпретация позволяет предложить новые, более гибкие инструменты управления качеством подготовки студентов, что соответствует современным квалификационным требованиям работодателей и профессиональным стандартам.

Об авторах

Виктор Васильевич Бабенко
ФБГОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина»
Россия


Эмин Зафар Ягубов
Филиал ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет» в поселке Яблоновский
Россия


Список литературы

1. Свод знаний по управлению бизнес-процессами: BPM CBOK 3.0 / под ред. А.А. Белайчука, В.Г. Елифирова. М.: Альпина Паблишер, 2016. 480 с.

2. Бабенко В.В. Практический анализ бизнес-процессов: сборник задач и упражнений. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т, 2010. 290 с.

3. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: регламентация и управление. М: Инфра-М, 2005. 319 с.

4. Почестнев А.А. Структурно-функциональный подход к оценке качества реализации образовательных программ // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 10. С. 114-124.

5. David A. Marca, Clement L. McGowan SADT: Structured Analysis and Design Techniques. McGraw-Hill, 1987. 392 p.

6. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению: моделирование бизнес-процессов. М.: Стандарты и качество, 2004. 319 с.

7. Project Management Institute. A guide to the project management body of knowledge (PMBOK guide). Sixth edition. Newtown Square, PA, 2017.

8. Ishikawa Kaoru Introduction to Quality Control. Tokyo: 3A Corporation, 1990. 448 p.

9. Панов М.М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI. М.: Инфра-М, 2013. 255 с.

10. ФГОС ВО 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата). Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/news/6/1074

11. Кузнецова Т.А., Репп П.В. Координация профессиональных и образовательных стандартов // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 103 (3). С. 62-72.

12. Старостина С.Е., Токарева Ю.С. Подходы к проектированию магистерской программы «Физико-математическое образование» // Высшее образование в России. 2017. № 11 (217). С. 98-108.

13. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. 288 с.

14. Данейкин Ю.В., Калинская О.Е., Федотова Н.Г. Проектный подход к внедрению индивидуальной образовательной траектории в современном вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 8/9. С. 104-116.

15. Манокин М.А., Ожегова А.Р., Шенкман Е.А. Методология AGILE в образовательной среде // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 22 (4). С. 83-96.


Рецензия

Для цитирования:


Бабенко В.В., Ягубов Э.З. Пути совершенствования учебного процесса вуза через проектный подход. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021;(2):29-40. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-2-29-40

For citation:


Babenko V.V., Yagubov E.Z. Ways to improve the educational process of a university through a project approach. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2021;(2):29-40. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-2-29-40

Просмотров: 54


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)