Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Использование возможностей информационных технологий в гражданском воспитании личности

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-2-78-85

Аннотация

В современном мире цифровизация все больше охватывает разные сферы жизни общества. Важность цифровизации вновь была обусловлена пандемией и введенными в связи с этим карантинными мероприятиями. Этот факт еще раз подчеркнул необходимость цифровизации образования. Но кроме обучения существует другая сторона - воспитательная деятельность. В данной статье показаны пути и способы использования воспитательного потенциала информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Акцент делается на использовании возможностей информационных технологий в гражданском воспитании учащейся молодежи. Поэтому в настоящее время востребованы исследования, посвященные гражданскому воспитанию в условиях цифровизации, а также оптимизации организационно-содержательных вопросов в этом направлении. Проблема исследования заключается в раскрытии актуальных аспектов использования потенциала информационных технологий в гражданском воспитании личности. Цель исследования: раскрыть актуальные вопросы использования воспитательного потенциала информационных технологий в формировании гражданственности личности в современных условиях. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение. Результаты исследования: описаны цифровые технологии (ЭИОС, онлайн-курсы и др.), используемые в гражданском воспитании и способствующие трансформации учебно-воспитательного процесса; показаны возможности использования цифровых технологий в развитии общей культуры личности; описана цифровая трансформация учебно-воспитательного процесса; описаны принципы гражданского воспитания в образовательных учреждениях в условиях цифровизации; представлены примеры использования информационных технологий в гражданском воспитании (виртуальный музей, видео-подкасты, портал «гражданское воспитание», использование мобильных телефонов для повышения осведомленности учащихся). Ключевые выводы: информационные технологии в гражданском воспитании личности относятся к инновационным образовательным технологиям, способствующим культурному воспроизводству, формированию гражданственности личности, сплоченности общества, укреплению государственности; цифровые технологии позволяют повысить эффективность воспитательного процесса, разнообразить его содержание и изменить педагогический инструментарий; формирование гражданственности может осуществляться через компьютерные, мультимедийные и телекоммуникационные технологии, которые позволяют повысить грамотность, проявить уважение к языку, другой правовой информации и государственности в целом.

Об авторе

Михаил Васильевич Николаев
ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет»
Россия


Список литературы

1. Макоев З.М., Малиева З.К. Применение новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе вуза как условие профилактики и преодоления морального отчуждения обучающихся [Электронный ресурс] // Науковедение. 2015. Т. 7, № 5. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/158PVN515.pdf DOI: 10.15862/158PVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/158PVN515 (дата обращения: 23.01.2021).

2. Нравственное воспитание на рубеже тысячелетий: проблемы, поиски, решения // Материалы Всероссийской научной конференции / К.Б. Семенов [и др.]. Карачаевск, 2004.

3. Поддубная Т.Н., Заднепровская Е.Л. Цифровизация как новый контент содержания современного образования в высшей школе // Современное высшее образование: теория и практика: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2020. С. 293-303.

4. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Статья 2, п. 2.

5. Разенкова Н.Е., Рукавицина Е.Д. Реализация субъектно-деятельностного подхода в организации практики будущих бакалавров // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 4 (127). С. 33-38.

6. Сазонова В.В., Фирсова Е.Ю., Крылова О.Ю. К проблеме профориентации выпускников специальной (коррекционной) школы // Перспективы науки. 2019. № 2. С. 181-191.

7. О проблемах поиска путей цифровизации образовательной среды вуза / Семенов К.Б. [и др.] // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 4 (67). С. 133-141.

8. Scaffolding of motivation in learning using a social robot [Electronic resource] / Deublein Andrea [et al.] // Computers & Education. 2018. Vol. 125. P. 182-190. Doi:10.1016/j.compedu.2018.06.015 (Date of access 07.01.2021).

9. Stylianos Sergis Investigating the impact of Flipped Classroom on students’ learning experiences: A Self-Determination Theory approach // Computers in Human Behavior, 2018. Vol. 78. P. 368-378. Doi:10.1016/j.chb.2017.08.011. (Date of access 07.01.2021).

10. Yilmaz R. Exploring the role of e-learning readiness on student satisfaction and motivation in flipped classroom // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 70. P. 251-260. Doi:10.1016/j.chb.2016.12.085 (Date of access 07.01.2021).

11. Zainuddin Z. Students’ learning performance and perceived motivation in gamified flipped-class instruction // Computers & Education. 2018. Vol. 126. P. 75-88. Doi:10.1016/j.compedu.2018.07.003 (Date of access 07.01.2021).

12. Oxford Learners Dictionaries [Electronic resource]. URL: https: //www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/digitization?q=Digitization (Date of access 07.01.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Николаев М.В. Использование возможностей информационных технологий в гражданском воспитании личности. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021;(2):78-85. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-2-78-85

For citation:


Nikolaev M.V. Using the potential of information technologies in a personality’s civic education. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2021;(2):78-85. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-2-78-85

Просмотров: 185


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)