Аннотация
В настоящее время в системе высшего образования России происходят глубокие изменения: кардинально меняются цели, стратегии, задачи и содержание образования, а также способы организации образовательного процесса. Одним из приоритетных направлений, обеспечивающих трансформацию системы высшего образования, является внедрение сетевых образовательных программ. Исследование методологических основ их проектирования является сегодня актуальным и необходимым. Проблема исследования: характеристика сетевых образовательных программ и методологические основы их проектирования для обеспечения максимальной гибкости образовательной траектории в рамках сетевого взаимодействия. Цель исследования: определение методологии построения эффективных сетевых образовательных программ, в основе которых формирование личности обучающегося и его практическая подготовка к будущей профессиональной деятельности через индивидуальное развитие. Методы исследования: критический анализ педагогических, психологических и нормативно-правовых источников, проектирование, моделирование, систематизация. Результаты исследования: проведен анализ изменений технологического, содержательного и технического плана в проектировании образовательных программ, обоснована необходимость технологической проработки психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса для гибкости образовательных программ и развития индивидуальных траекторий обучения; сделан акцент на построении компетентностной модели специалиста и усилении практической подготовки при реализации проектно-модульного обучения в формате сетевых образовательных программ; определена роль мотивационного поведения обучающихся и преподавателей; сформулированы принципы сетевого обучения; проанализирован опыт проектирования и реализации сетевых образовательных программ в РАНХиГС и ВАВТ. Ключевые выводы: сетевое образование и внедрение гибких образовательных программ определили новую методологическую платформу и архитектуру высшего образования. Проведенный анализ принципиальных изменений в личностном, поведенческом и когнитивном развитии современной молодежи под влиянием электронных средств информации и их учет позволит образовательным организациям системы высшего образования инновационно подойти к разработке содержания, технологий обучения и к выработке новых критериев оценки качества обучения в вузе. Проектирование гибких образовательных программ в сетевом формате на основе исследованной методологии предоставляет возможность российским вузам эффективно развивать сетевой формат образования, повышать академическую мобильность студентов и преподавателей, обеспечивать гибкость образовательной траектории обучения, значительно поднимать престиж российского образования в глобальном образовательном пространстве.