Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Модель профессионального профиля классного руководителя: форматы деятельности

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-3-104-114

Аннотация

Программные документы, формирующие государственную образовательную политику в стране, исследования современных образовательных моделей и практик доказывают приоритетность решения проблемы воспитания подрастающего поколения. Возрастает статус и повышается роль классного руководителя в образовательном пространстве школы, что определяет необходимость разработки качественных инструментов его профессионально-личностного развития. Проблема исследования: определение и систематика современных форматов деятельности классного руководителя в образовательной организации. Цель исследования: проектирование модели профессионального профиля классного руководителя в соответствии с форматами его профессиональной деятельности и саморазвития. Методы исследования: критический анализ педагогических, психологических и нормативно-правовых источников, сопоставительный анализ феноменов воспитательных практик на основе парадигмального подхода, проектирование, моделирование, систематизация. Результаты исследования: проанализирована педагогическая деятельность в разных исторических контекстах; определены стратегические векторы профессиональной работы классного руководителя как организатора и реализатора воспитательных событий; обоснована необходимость создания многоаспектного профессионального профиля классного руководителя; разработана его интегративная модель, отражающая все форматы профессиональной деятельности и личностного развития. Ключевые выводы: разработанная модель профессионального профиля классного руководителя является основой определения его фундаментальных характеристик как воспитателя-профессионала и саморазвивающейся личности. Представленный профиль позволяет анализировать практическую работу классного руководителя по различным параметрам и является инструментом для построения механизма оценивания его профессионального труда.

Об авторах

Ирина Владимировна Лебедева
ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина"
Россия


Анна Александровна Лощилова
ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина"
Россия


Список литературы

1. Фролов А.А., Илалтдинова Е.Ю., Аксёнов С.И. Воспитание как социальное явление и как педагогическая деятельность: преодоление разрыва (по наследию А.С. Макаренко) // Психолого-педагогический поиск. 2018. № 1 (45). С. 38-43.

2. Власенко В.В. Культурологический смысл фразы «учитель - ключевая фигура..» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 10 (48). C. 54-58.

3. Ilaltdinova E.Y., Frolova S.V., Lebedeva I.V. Top Qualities of Great Teachers: National and Universal // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 677. P. 44-52.

4. In the Search of National Ideal of Russian Pedagogue / S.I. Aksenov [et al.] // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20, No. 3.

5. Информационный бюллетень №3. Классное руководство в государственных образовательных организациях субъектов РФ и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в т.ч. адаптированные основные общеобразовательные программы [Электронный ресурс] // Сборник нормативных правовых актов, рекомендаций и разъяснений / сост. В.Н. Понкратов. М., 2020. Режим доступа: mgoprof.ru

6. Лебедева И.В., Фомина Н.В., Ревина И.А. Исторический контекст осмысления миссии педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 208-211.

7. Лебедева И.В., Радостина Н.Б. Профессиональное наставничество в образовательной организации: традиции и инновации // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-10. С. 149-156.

8. Лебедева И.В., Аксенов С.И. Учитель или коуч? // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 807.

9. Лихачев Д.С. О национальном характере русском // Вопросы философии. 1990. № 4.

10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 «Послание Президента Федеральному Собранию» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342959/).

11. Степанов Е.Н. Воспитательная деятельность классного руководителя: современная модель // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009. Т. 15. С. 211-215.

12. Степанова И.В., Парфенова И.С. Модуль «Классный руководитель» в школьной программе воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 1 (67). С. 62-70.

13. Стрыгина В.В. Профиль должности как системообразующий метод стандартизации должностей предприятия // Социальная психология и общество. 2013. № 1. С. 131-136.

14. Phenomenon of a Teacher Within a Historical Context / Ilaltdinova Е. [et al.] // SHS Web of Conferences 50, 01016 (2018) https://doi.org/10.1051/shsconf/20185001016 CILDIAH-2018

15. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 576 с.

16. Фролова С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, № 2. С. 4.


Рецензия

Для цитирования:


Лебедева И.В., Лощилова А.А. Модель профессионального профиля классного руководителя: форматы деятельности. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021;13(3):104-114. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-3-104-114

For citation:


Lebedeva I.V., Loshchilova A.A. Model of the professional profile of a class teacher: formats of activity. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2021;13(3):104-114. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-3-104-114

Просмотров: 72


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)