Цифровая культура как инновационный компонент профессиональной деятельности педагога
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-2-49-56
Аннотация
Профессиональная деятельность в цифровой среде является неотъемлемым компонентом современной жизни в условиях Индустрии 4.0. Успешность формирования цифровой компетентности личности в современных реалиях во многом детерминирована уровнем цифровой культуры самого педагога как транслятора ценностей цифрового общества. В связи с этим, проблему настоящего исследования можно сформулировать следующим образом: каковы теоретические подходы к обоснованию категории «цифровая культура» в современном педагогическом дискурсе? Цель исследования: раскрыть сущность понятия «цифровая культура» как актуальной педагогической категории. Методы исследования: анализ, синтез, дифференциация, описание.
Результаты исследования: на основе анализа и синтеза производных дефиниции «цифровая культура» представлены теоретические подходы к содержанию понятия «цифровая культура» как инновационного компонента профессиональной деятельности педагога; уточнено понятие «цифровая культура»; предложены базовые компоненты цифровой культуры педагога.
Ключевые выводы: производными дефиниции «цифровая культура» являются «цифровая грамотность», «цифровая компетентность», ИКТ-культура; под цифровой культурой педагога понимается сформированность необходимых навыков по успешному функционированию в смешанной реальности, включающих навыки безопасной и эффективной работы с контентом, коммуницирования с другими пользователями в электронной образовательной среде, поиска и потребления информации, постоянного совершенствования, мотивационного ценностного отношения к цифровому сервису, обеспечивающих эргономичное функционирование в новом цифровом образовательном пространстве; базовыми компонентами цифровой культуры педагога являются: цифровая грамотность, ИКТ-компетенции, мотивационное ценностное отношение.
Об авторах
Александра Владимировна ЛеонтьеваРоссия
Леонтьева Александра Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии
Майкоп
тел.: +7 (929) 862 22 01
Наталья Владимировна Ковалева
Россия
Ковалева Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, научный руководитель Центра социально-психологических проблем НИИ комплексных проблем, доцент кафедры психологии
Майкоп
тел.: +7 (909) 471 84 35
Фатима Рамазановна Хатит
Россия
Хатит Фатима Рамазановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии
Майкоп
тел.: +7 (964) 903 34 86
Список литературы
1. Винокурова М.И., Игнатьев В.П., Дарамаева А.А. Цифровая компетентность преподавателя как необходимое условие подготовки студентов в системе СПО // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 11-2. С. 348-352.
2. Гнатышина Е.В. Ценностно-смысловые ориентиры формирования цифровой культуры будущего педагога. Челябинск: Рос. академия образования, 2019. 234 с.
3. Елькина Е.Е. Цифровая культура как область междисциплинарных исследований: методологические подходы и тенденции развития // International Journal of Open Information Technologies. 2018. Т. 6, № 12. С. 67-78.
4. Маслакова М.В. Цифровая культура как фактор формирования и развития электронной информационной образовательной среды вуза // Культура и образование. 2020. № 2 (37). С. 5-14.
5. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: [Электронный ресурс]. URL: https://turov.pro/wp-content/uploads/2022/02/pasport_naczionalnogo_proekta_naczionalnaya_programma_czifro.pdf (дата обращения: 12.04.2022).
6. Носова Л.С., Леонова Е.А., Рузаков А.А. Модель цифровой культуры будущих педагогов в условиях цифровизации образования // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 4. С. 134-154.
7. Современное высшее образование: теория и практика: коллективная монография /А.Ю. Нагорнова [и др.]. Ульяновск: Зебра, 2020. 602 с.
8. Федеральный проект «Цифровая культура» [Электронный ресурс]. URL: https://culture.gov.ru/about/national-project/digital-culture/ (дата обращения 11.04.2022).
9. Трансформация трудовых отношений: факторы социального загрязнения [Электронный ресурс]: коллективная монография / А.Э. Федорова [и др.]. Екатеринбург: ЮНИКА, 2019. 178 с. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/83660/1/978-5-6043575-5-2_2019.pdf (дата обращения 11.04.2022).
10. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т.А. Аймалетдинов [и др.]. М.: НАФИ, 2019. 84 с.
11. Цифровая компетентность подростков и родителей: результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова [и др.]. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.
12. Цифровая культура педагога [Электронный ресурс]. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/2022/SP0/SD_PR_15-03/Potylicina_S_V_Cifrovaya_kultura_pedagoga.pdf (дата обращения 11.04.2022).
13. Цифровая экономика и сквозные цифровые технологии: современные вызовы и перспективы экономического, социального и культурного развития / О.Ю. Абашева [и др.]. Самара: ПНК, 2020. 297 с.
14. Цифровой сервис: перспективный ориентир современного образования / И.Г. Павельев [и др.] // Компетентность. 2021. № 4. С. 5-9.
15. Chetty K. [et al.] Bridging The Digital Divide: Measuring Digital Literacy [Electronic resource] // Economics Discussion Papers. 2017. № 69. URL: https://www.citethisforme.com/topicideas/technology/Reference%20list-62679797 (accessed 12 April 2022).
16. Poddubnaya T.N. [et al.] Distance Learning Experience in the Context of Globalization of Education // Propositos y Representaciones. 2021. Vol. 9, No. S2. P. 985.
Рецензия
Для цитирования:
Леонтьева А.В., Ковалева Н.В., Хатит Ф.Р. Цифровая культура как инновационный компонент профессиональной деятельности педагога. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022;(2):49-56. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-2-49-56
For citation:
Leontyeva A.V., Kovaleva N.V., Khatit F.R. Digital culture as an innovative component of a teacher's professional activity. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2022;(2):49-56. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-2-49-56