Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Цифровая культура как инновационный компонент профессиональной деятельности педагога

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-2-49-56

Аннотация

Профессиональная деятельность в цифровой среде является неотъемлемым компонентом современной жизни в условиях Индустрии 4.0. Успешность формирования цифровой компетентности личности в современных реалиях во многом детерминирована уровнем цифровой культуры самого педагога как транслятора ценностей цифрового общества. В связи с этим, проблему настоящего исследования можно сформулировать следующим образом: каковы теоретические подходы к обоснованию категории «цифровая культура» в современном педагогическом дискурсе? Цель исследования: раскрыть сущность понятия «цифровая культура» как актуальной педагогической категории. Методы исследования: анализ, синтез, дифференциация, описание.

Результаты исследования: на основе анализа и синтеза производных дефиниции «цифровая культура» представлены теоретические подходы к содержанию понятия «цифровая культура» как инновационного компонента профессиональной деятельности педагога; уточнено понятие «цифровая культура»; предложены базовые компоненты цифровой культуры педагога.

Ключевые выводы: производными дефиниции «цифровая культура» являются «цифровая грамотность», «цифровая компетентность», ИКТ-культура; под цифровой культурой педагога понимается сформированность необходимых навыков по успешному функционированию в смешанной реальности, включающих навыки безопасной и эффективной работы с контентом, коммуницирования с другими пользователями в электронной образовательной среде, поиска и потребления информации, постоянного совершенствования, мотивационного ценностного отношения к цифровому сервису, обеспечивающих эргономичное функционирование в новом цифровом образовательном пространстве; базовыми компонентами цифровой культуры педагога являются: цифровая грамотность, ИКТ-компетенции, мотивационное ценностное отношение.

Об авторах

Александра Владимировна Леонтьева
ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
Россия

Леонтьева Александра Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии

Майкоп

тел.: +7 (929) 862 22 01



Наталья Владимировна Ковалева
ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
Россия

Ковалева Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, научный руководитель Центра социально-психологических проблем НИИ комплексных проблем, доцент кафедры психологии

Майкоп

тел.: +7 (909) 471 84 35



Фатима Рамазановна Хатит
ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
Россия

Хатит Фатима Рамазановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии

Майкоп

тел.: +7 (964) 903 34 86



Список литературы

1. Винокурова М.И., Игнатьев В.П., Дарамаева А.А. Цифровая компетентность преподавателя как необходимое условие подготовки студентов в системе СПО // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 11-2. С. 348-352.

2. Гнатышина Е.В. Ценностно-смысловые ориентиры формирования цифровой культуры будущего педагога. Челябинск: Рос. академия образования, 2019. 234 с.

3. Елькина Е.Е. Цифровая культура как область междисциплинарных исследований: методологические подходы и тенденции развития // International Journal of Open Information Technologies. 2018. Т. 6, № 12. С. 67-78.

4. Маслакова М.В. Цифровая культура как фактор формирования и развития электронной информационной образовательной среды вуза // Культура и образование. 2020. № 2 (37). С. 5-14.

5. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: [Электронный ресурс]. URL: https://turov.pro/wp-content/uploads/2022/02/pasport_naczionalnogo_proekta_naczionalnaya_programma_czifro.pdf (дата обращения: 12.04.2022).

6. Носова Л.С., Леонова Е.А., Рузаков А.А. Модель цифровой культуры будущих педагогов в условиях цифровизации образования // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 4. С. 134-154.

7. Современное высшее образование: теория и практика: коллективная монография /А.Ю. Нагорнова [и др.]. Ульяновск: Зебра, 2020. 602 с.

8. Федеральный проект «Цифровая культура» [Электронный ресурс]. URL: https://culture.gov.ru/about/national-project/digital-culture/ (дата обращения 11.04.2022).

9. Трансформация трудовых отношений: факторы социального загрязнения [Электронный ресурс]: коллективная монография / А.Э. Федорова [и др.]. Екатеринбург: ЮНИКА, 2019. 178 с. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/83660/1/978-5-6043575-5-2_2019.pdf (дата обращения 11.04.2022).

10. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т.А. Аймалетдинов [и др.]. М.: НАФИ, 2019. 84 с.

11. Цифровая компетентность подростков и родителей: результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова [и др.]. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.

12. Цифровая культура педагога [Электронный ресурс]. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/2022/SP0/SD_PR_15-03/Potylicina_S_V_Cifrovaya_kultura_pedagoga.pdf (дата обращения 11.04.2022).

13. Цифровая экономика и сквозные цифровые технологии: современные вызовы и перспективы экономического, социального и культурного развития / О.Ю. Абашева [и др.]. Самара: ПНК, 2020. 297 с.

14. Цифровой сервис: перспективный ориентир современного образования / И.Г. Павельев [и др.] // Компетентность. 2021. № 4. С. 5-9.

15. Chetty K. [et al.] Bridging The Digital Divide: Measuring Digital Literacy [Electronic resource] // Economics Discussion Papers. 2017. № 69. URL: https://www.citethisforme.com/topicideas/technology/Reference%20list-62679797 (accessed 12 April 2022).

16. Poddubnaya T.N. [et al.] Distance Learning Experience in the Context of Globalization of Education // Propositos y Representaciones. 2021. Vol. 9, No. S2. P. 985.


Рецензия

Для цитирования:


Леонтьева А.В., Ковалева Н.В., Хатит Ф.Р. Цифровая культура как инновационный компонент профессиональной деятельности педагога. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022;(2):49-56. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-2-49-56

For citation:


Leontyeva A.V., Kovaleva N.V., Khatit F.R. Digital culture as an innovative component of a teacher's professional activity. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2022;(2):49-56. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-2-49-56

Просмотров: 261


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)