Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Психолого-педагогические аспекты формирования гражданской идентичности и патриотизма в школе на современном этапе образования

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-118-125

Аннотация

Проблема формирования гражданской идентичности личности сопровождает модернизацию общества, особенно она актуальна сегодня не только для развития черт личности, но и для подрастающего поколения, которое должно иметь активную гражданскую позицию в отношении своего государства и Родины. Осознание личности своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе определяет понятие гражданской идентичности. На основе того, что школьники разных возрастов имеют различный жизненный опыт, при выборе жизненных ориентиров им необходима помощь педагога. У подростков нет устойчиво сложившихся социальных мотивов, интересов и достаточного опыта, а стремление к самостоятельности не всегда подкреплено интересами и достаточным опытом.
В требованиях Федерального государственного стандарта отмечается, что основа гражданской идентичности - базовые национальные ценности.

Целью исследования является диагностика сформированности гражданской идентичности и патриотизма среди подростков и возможные психолого-педагогические условия для их формирования на уроках в школе на примере уроков географии в курсе «География России».

Методы исследования: теоретические и эмпирические, среди которых изучение методологических походов к пониманию проблемы формирования гражданской идентичности и патриотизма; анкетирование, методы математической статистики.

Результаты исследования позволили сделать следующие ключевые выводы:

  1. Использованы методологические подходы философов, педагогов и психологов: Н.А. Бердяева, М.С. Кагана, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, В.И. Гальперина, которые занимались исследованиями духовно-нравственной основы личности, психологического и духовного менталитета народа, народных ценностей в образовании.
  2. Анализ результатов анкетирования обучающихся 8-9 классов МБОУ «Майкопская гимназия No 22» в 2021/2022 учебном году показал позитивные результаты педагогического эксперимента, доказал обоснованность предлагаемой методики преподавания курса «География России», результативность психолого-педагогических условий при формировании знаний патриотического содержания, повышающих уровень сформированности гражданской идентичности и нравственно-патриотической позиции.

Об авторах

Тамара Гиссовна Туова
ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
Россия

Туова Тамара Гиссовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры географии

Майкоп

тел.: +7 (928) 466 43 69



Нафсет Шумафовна Блягоз
ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
Россия

Блягоз Нафсет Шумафовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики

Майкоп

тел.: +7 (989)142 03 95



Фатима Даутовна Теучеж
ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
Россия

Теучеж Фатима Даутовна, кандидат географических наук, доцент кафедры географии

Майкоп

тел.: +7 (960) 499 92 85



Список литературы

1. Карабанова О.А., Асмолов А.Г., Марциновская Т.Д. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии: монография в 2-х ч. М.: Просвещение, 2011. 121 с.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2003. С. 38.

3. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги: в 2 т. Т. 1. Чары Платона. М.: Феникс,1992. 448 с.

4. Симонов В.П. Диагностика степени обученности учащихся. М.: МПУ, 1999. 123 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронныйресурс]. URL: https://classinform.ru/fgos.

6. Эриксон Э.Х. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. М.: Прогресс, 1996. 340 с.


Рецензия

Для цитирования:


Туова Т.Г., Блягоз Н.Ш., Теучеж Ф.Д. Психолого-педагогические аспекты формирования гражданской идентичности и патриотизма в школе на современном этапе образования. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022;(3):118-125. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-118-125

For citation:


Tuova T.G., Blyagoz N.Sh., Teuchezh F.D. Psychological and pedagogical aspects of civil identity andpatriotism formation in a school at the present stage of education. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2022;(3):118-125. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-118-125

Просмотров: 178


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)