Психолого-педагогические аспекты формирования гражданской идентичности и патриотизма в школе на современном этапе образования
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-118-125
Аннотация
Проблема формирования гражданской идентичности личности сопровождает модернизацию общества, особенно она актуальна сегодня не только для развития черт личности, но и для подрастающего поколения, которое должно иметь активную гражданскую позицию в отношении своего государства и Родины. Осознание личности своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе определяет понятие гражданской идентичности. На основе того, что школьники разных возрастов имеют различный жизненный опыт, при выборе жизненных ориентиров им необходима помощь педагога. У подростков нет устойчиво сложившихся социальных мотивов, интересов и достаточного опыта, а стремление к самостоятельности не всегда подкреплено интересами и достаточным опытом.
В требованиях Федерального государственного стандарта отмечается, что основа гражданской идентичности - базовые национальные ценности.
Целью исследования является диагностика сформированности гражданской идентичности и патриотизма среди подростков и возможные психолого-педагогические условия для их формирования на уроках в школе на примере уроков географии в курсе «География России».
Методы исследования: теоретические и эмпирические, среди которых изучение методологических походов к пониманию проблемы формирования гражданской идентичности и патриотизма; анкетирование, методы математической статистики.
Результаты исследования позволили сделать следующие ключевые выводы:
- Использованы методологические подходы философов, педагогов и психологов: Н.А. Бердяева, М.С. Кагана, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, В.И. Гальперина, которые занимались исследованиями духовно-нравственной основы личности, психологического и духовного менталитета народа, народных ценностей в образовании.
- Анализ результатов анкетирования обучающихся 8-9 классов МБОУ «Майкопская гимназия No 22» в 2021/2022 учебном году показал позитивные результаты педагогического эксперимента, доказал обоснованность предлагаемой методики преподавания курса «География России», результативность психолого-педагогических условий при формировании знаний патриотического содержания, повышающих уровень сформированности гражданской идентичности и нравственно-патриотической позиции.
Об авторах
Тамара Гиссовна ТуоваРоссия
Туова Тамара Гиссовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры географии
Майкоп
тел.: +7 (928) 466 43 69
Нафсет Шумафовна Блягоз
Россия
Блягоз Нафсет Шумафовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики
Майкоп
тел.: +7 (989)142 03 95
Фатима Даутовна Теучеж
Россия
Теучеж Фатима Даутовна, кандидат географических наук, доцент кафедры географии
Майкоп
тел.: +7 (960) 499 92 85
Список литературы
1. Карабанова О.А., Асмолов А.Г., Марциновская Т.Д. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии: монография в 2-х ч. М.: Просвещение, 2011. 121 с.
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2003. С. 38.
3. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги: в 2 т. Т. 1. Чары Платона. М.: Феникс,1992. 448 с.
4. Симонов В.П. Диагностика степени обученности учащихся. М.: МПУ, 1999. 123 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронныйресурс]. URL: https://classinform.ru/fgos.
6. Эриксон Э.Х. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. М.: Прогресс, 1996. 340 с.
Рецензия
Для цитирования:
Туова Т.Г., Блягоз Н.Ш., Теучеж Ф.Д. Психолого-педагогические аспекты формирования гражданской идентичности и патриотизма в школе на современном этапе образования. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022;(3):118-125. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-118-125
For citation:
Tuova T.G., Blyagoz N.Sh., Teuchezh F.D. Psychological and pedagogical aspects of civil identity andpatriotism formation in a school at the present stage of education. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2022;(3):118-125. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-118-125