Особенности преподавания естественно-научных и точных дисциплин в начальных школах на рубеже XIX – XX вв. (на материалах уральского региона)
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-4-82-91
Аннотация
Актуальность исследования определяется повышением значимости изучения естественно-научных и точных дисциплин как в общеобразовательных, так и профессиональных учебных заведениях, а также необходимостью обращения к опыту построения учебно-воспитательного процесса в России на рубеже XIX–XX вв.
Исследование содержательных сторон обучения и воспитания в дореволюционной России позволяет выявить приоритетные задачи государственной политики в области образования, определить место и роль основных учебных дисциплин в школах.
Целью данной работы является изучение особенностей преподавания естественных и точных наук в начальных учебных заведениях уральского региона в указанные хронологические рамки.
Задачи исследования: на основе преимущественно архивных материалов и научной литературы изучить содержание учебных планов начальных школ предреволюционной России (на материалах Урала), показать место и роль естественно-научных и точных дисциплин, особенности их преподавания и факторы повышения их значимости в учебно-воспитательном процессе.
Методы исследования: источниковедческий, историко-типологический, сравнительно-исторический.
В процессе нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
В период с конца XIX по начало ХХ вв. наблюдалось значительное повышение значимости изучения точных наук благодаря динамичному экономическому росту страны и рассматриваемого нами региона, усилению прикладного характера образования в целом, а также возросшей зависимости достижения жизненного успеха от полученных в школе знаний и умений. В начальных учебных заведениях уральского региона происходило заметное совершенствование методических приемов преподавания естественно-научных дисциплин и точных наук. Происходил активный процесс обучения детей разнообразным ремеслам и сельскохозяйственному труду. Выросли, в свою очередь, и уровень подготовки и профессионального мастерства учительства; наблюдалась профессиональная консолидация педагогов начальных и средних учебных заведений – возникали учительские сообщества и проводились разнообразные съезды и форумы.
Об авторе
Ильдар Нариманович БаишевРоссия
Баишев Ильдар Нариманович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры Отечественной истории
Уфа
тел.: +7 (986) 967 62 91
Список литературы
1. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 73. Оп. 1. Д. 281. Л. 11 об.
2. ГАОО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 282 б. Л. 232.
3. Ефремова У.П. Учебно-воспитательная работа в церковно-приходских школах Урала в конце XIX – начале ХХ века // Вестник Пермского университета. 2014. Вып. 1. С. 135–145.
4. Иванова А.Н. Соотношение светских и религиозных начал при разработке проекта введения всеобщего начального образования в России на рубеже XIX–XX вв. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2014. No 3. С. 115–119.
5. Национальный архив Республики Башкортостан (НА РБ). Ф. И-109. Оп. 1. Д. 156.
6. НА РБ. Ф. И-109. Оп. 1. Д. 157.
7. НА РБ. Ф. И-116. Оп. 1. Д. 104.
8. Обухов М.И. На разные темы. Статьи по вопросам народного образования и учительского быта. Вып. I. Уфа, 1915. 73 с.
9. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – начало ХХ в. / под ред. Э.Д. Днепрова [и др.]. М.: Педагогика, 1991. 448 с.
10. РГИА. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 733. Оп. 205. Д. 2216.
11. РГИА. Ф. 733. Оп. 227. Д. 195.
12. Сысоева Е.К. Общеобразовательная школа России в условиях модернизации начала ХХ века // Вестник Московского университета. Серия, 8: История. 2010. No 2. С. 61–76.
Рецензия
Для цитирования:
Баишев И.Н. Особенности преподавания естественно-научных и точных дисциплин в начальных школах на рубеже XIX – XX вв. (на материалах уральского региона). Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022;(4):82-91. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-4-82-91
For citation:
Baishev I.N. Peculiarities of teaching Natural Sciences and Stem subjects in primary schools at the turn of the XIX – XX centuries (the case of the Ural Region). Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2022;(4):82-91. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-4-82-91