Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск
№ 4 (2022)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

15-21 187
Аннотация

История периодически знакомит нас с людьми по-настоящему гениальными, но, как правило, не оцененными современниками. М.М. Сперанский по праву может считаться таким гением. Блестящий ученик семинарии, ответственный служащий, исполнительный экспедитор и начальник канцелярии стал жертвой придворных интриг. Однако даже после ссылки и возвращения Сперанский оказался полезен двору императора Николая I. Цель исследования заключается в анализе жизни и взглядов выдающегося политического деятеля первой четверти XIX в., чьи преобразования не были оценены своевременно, но блага которого очевидны в настоящее время. Методы исследования: ретроспективный, позволяющий погрузиться в события прошлого; историко-генетический, выявляющий специфику взглядов М.М. Сперанского; хронологический. Результаты исследования заключаются в том, что рассмотрена и проанализировала жизнь и политические взгляды М.М. Сперанского – идейного вдохновителя государственных преобразований. Выводы: идеи М. Сперанского воплотились в будущем в известные нам политические институты – Государственный Совет, двухпалатный парламент, принцип разделения властей.

22-30 191
Аннотация

После освобождения стран Азии и Африки со второй половины ХХ в. от колониальной и полуколониальной зависимости перед ними во весь рост встал целый ряд проблем, которые требовали неотложного решения. Одной из таких проблем была задача наполнения продекларированного суверенитета реальными усилиями по созданию дееспособных, состоявшихся государств. Не всем странам афро-азиатского региона даже к сегодняшнему дню удалось решить эту проблему. Однако среди государств третьего мира есть также немало тех, которым это удалось. И таким примером может быть Индия. Страна с почти полуторамиллиардным населением, со сложной поликонфессиональной и полиэтничной структурой в начале ХХI в. стала третьей экономикой в мире. Целью статьи является выяснение предпосылок, в том числе и цивилизационных, динамичного развития Индии с 1947 г. Кроме того, выявление основных этапов развития экономики Индии и ее характерных черт, отличий в экономическом развитии от других развивающихся стран, а также основных проблем и трудностей. При написании статьи использовались следующие методы научного исследования: сравнительно-исторический, метод периодизации, проблемно-хронологический метод, историко-генетический и др.

31-48 113
Аннотация

Актуальность рассматриваемой в статье проблемы связана с растущим интересом к историческому опыту национального военного строительства, исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, а также к четко обозначившимся в послед -нее время вопросам развития Вооруженных Сил РФ. С использованием наработок отечественной и зарубежной историографии, на основе анализа архивных и литературных источников, эго-документов и материалов периодических изданий, часть которых вводится в научный оборот впервые, с применением принципа историзма, сравнительно-исторического, проблемно-хронологического, биографического, описательного методов изучен процесс национального военного строительства и введения воинской обязанности в Дагестане в обозначенные хронологические рамки. С учетом особенностей, связанных с приверженностью населения Дагестана к местным традициям и нормам ислама, многонационального состава региона, уровня его социально-экономического, политического и социально-культурного развития рассмотрен исторический аспект проблемы в дореволюционный период, в годы революционных событий 1917 г., Гражданской войны и интервенции, даны оценки советского национального военного строительства в 1920–1928 гг., вплоть до первого обязательного призыва представителей народов Дагестана на действительную военную службу в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии. Намечены основные перспективы дальнейшей научной разработки проблемы, результаты которой могут быть использованы при написании трудов по истории Северного Кавказа и Дагестана, подготовке спецкурсов для гуманитарных факультетов высших учебных заведений, в практической работе государственных учреждений и организаций.

49-59 101
Аннотация

В настоящей статье рассматриваются события, происходившие в июле 1887 г. в черкесском ауле Хакуринохабль, в ходе реализации военной реформы в черкесских аульных обществах Кубанской области, обнажившие факт существования социально-политического противостояния внутри аульного общества. Придается большое значение изучению конкретных событий, происходивших в черкесских аульных обществах Кубанской области во время подготовки реформ, способствующих сложному процессу усиления российского влияния и сохранению гражданского порядка в черкесских аульных обществах.

Автором был использован соответствующий широкий круг источников по истории адыгов (черкесов), включавший и архивные материалы, предполагающий всесторонний охват исторических фактов по данной проблеме. Использовался метод накопления фактического

материала с последующим анализом и получением следующей, более высокой степени обобщения. Большую роль в исследовании проблемы играл и принцип историзма, позволивший рассмотреть беспорядки в ауле Хакуринохабльском в динамике от фактических событий в конкретных исторических условиях в тесной связи с административной и социально-экономической политикой властей до теоретических рассуждений об их причинах и последствиях.

В статье последовательно описаны события, происходившие во время беспорядков в ауле Хакуринохабльском, что позволило выявить роль отдельных персонажей и выдвигаемых ча

стью аульного общества претензий к аульным властям. Автор раскрывает деятельность начальника Майкопского уезда Кубанской области по сохранению порядка в ауле Хакуринохабльском.

Автор приходит к выводу, что в ходе военной реформы в черкесских аульных обществах Майкопского уезда Кубанской области российские чиновники не учли в полной мере уже имев

шийся исторический опыт проведения реформ среди черкесского населения. Игнорирование старыми аульными элитами интересов самой обездоленной части общества подтолкнуло женщин-черкешенок, как хранительниц домашнего очага и благополучия семей, к активным действиям протеста вместе с мужчинами. 

60-67 90
Аннотация

Современный быстроразвивающийся мир наполнен высоконаучными технологическими открытиями, постоянно совершенствующимся технологическим оборудованием, важную роль в этом играет внимание, оказываемое обществом на качество человеческих ресурсов, их опыта и знаний, а также высокой квалификации. Век информационных технологий требует соответствующего подхода и адаптации кадрового потенциала науки. Это определяет актуальность исследования и обусловливает важность осмысления и обобщения советского опыта подготовки научных кадров. Ведь высокий уровень подготовки научных кадров и сильная научная школа в Советском государстве были результатом проводимых качественных реформ в сфере науки и образования. В этом контексте несомненный научный и практический интерес представляет создание и дальнейшая деятельность Дагестанского филиала Академии наук СССР, в котором с 1946 г. началась подготовка научных кадров. Определяющим фактором для развития дагестанской науки явилось создание Дагестанского филиала АН СССР, призванного решать сложные научные задачи. Филиал был образован на базе первого учреждения науки в республике Дагестанского научно-исследовательского института, открытого еще в далеком в 1924 г. в Махачкале, как комплексный многопрофильный исследовательский центр, который взял на себя функции организации изыскательных работ по всем направлениям.

Главной целью статьи является освещение на основе анализа широкого спектра разнохарактерных источников и монографических исследований различных аспектов подготовки научных кадров, а также привлечения женщин в науку в 1950-е гг.

В настоящей статье ставится задача показать формирование научной интеллигенции в республике и отметить первых девушек-горянок, получивших возможность обучаться в аспирантуре для дальнейшей защиты ученой степени кандидата и доктора наук.

Анализируя имеющийся материал, автор пришел к выводу, что в Дагестане подготовка научных кадров среди женщин до 1950-х гг. практически не велась, в последующие годы динамика меняется в сторону увеличения девушек среди аспирантов.

68-74 96
Аннотация

Статья посвящена административной политике Российской империи на Восточном Кавказе, а именно в Дагестанской области во 2-ой половине XIX – начале XX в. Вопросы изучения взаимоотношения центра и регионов России на основе исторического прошлого приобретают актуальность и на сегодняшний день, они способствуют выявлению негативных и позитивных сторон в истории взаимоотношения Российского государства с народами Восточного Кавказа, позволяют объективно взглянуть на прошлое, извлечь уроки и опыт на современном этапе. Цель статьи – рассмотреть процесс административной политики России в Дагестане после Кавказской войны, дать характеристику положительным и отрицательным моментам проводившейся политики. В ходе работы над статьей были использованы методы сравнительно-исторического анализа, синтеза и обобщения, а также проблемно-хронологический метод, принцип объективности и историзма, предоставивший возможность проанализировать различные эпизоды и явления с исторической точки зрения.

Активное включение территорий Восточного Кавказа в состав Российской империи относится к началу XIX в., когда происходило создание первых административных систем управления. В 60–70-е гг.

XIX в. они переросли в «военно-народную» систему управления. Введение разнообразных систем управления, переход от одних к другим показывают способность царской администрации приспосабливаться к местным условиям, которая вела к компромиссу интересов царской власти и управлению горских народов.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

75-81 96
Аннотация

Актуальность. Развитие высокотехнологического производства ведет к росту негативного влияния человека на окружающую среду, поэтому сегодня актуальны вопросы развития экологического сознания, в том числе и студентов колледжа.

Постановка проблемы: возрастает негативное влияние человека на окружающую среду, однако развитие экологического сознания студентов, осознание последствий воздействия на

окружающую среду находится не на том должном уровне, который необходим в условиях перехода общества в шестой технологический уклад.

Цель: доказать, что формирование познавательной активности студентов колледжа в экологическом аспекте является необходимым условием развития экологического сознания студентов колледжа.

Для решения проблемы в статье рассмотрены такие методы исследования, как анализ педагогической литературы, наблюдение, синтез, обобщение, рассмотрены вопросы практического применения методов на примере занятий по физико-математическим дисциплинам и занятий по экологии.

Выводы: Использование механизмов формирования у студентов способности к проявлению инициативы в проблемно-диалогическом взаимодействии в вопросах, касающихся экологических проблем, способствует развитию экологического сознания студентов, росту их ответственности за результативность своей профессиональной деятельности, воздействия на экосистему.

82-91 88
Аннотация

Актуальность исследования определяется повышением значимости изучения естественно-научных и точных дисциплин как в общеобразовательных, так и профессиональных учебных заведениях, а также необходимостью обращения к опыту построения учебно-воспитательного процесса в России на рубеже XIX–XX вв.

Исследование содержательных сторон обучения и воспитания в дореволюционной России позволяет выявить приоритетные задачи государственной политики в области образования, определить место и роль основных учебных дисциплин в школах.

Целью данной работы является изучение особенностей преподавания естественных и точных наук в начальных учебных заведениях уральского региона в указанные хронологические рамки.

Задачи исследования: на основе преимущественно архивных материалов и научной литературы изучить содержание учебных планов начальных школ предреволюционной России (на материалах Урала), показать место и роль естественно-научных и точных дисциплин, особенности их преподавания и факторы повышения их значимости в учебно-воспитательном процессе.

Методы исследования: источниковедческий, историко-типологический, сравнительно-исторический.

В процессе нашего исследования мы пришли к следующим выводам.

В период с конца XIX по начало ХХ вв. наблюдалось значительное повышение значимости изучения точных наук благодаря динамичному экономическому росту страны и рассматриваемого нами региона, усилению прикладного характера образования в целом, а также возросшей зависимости достижения жизненного успеха от полученных в школе знаний и умений. В начальных учебных заведениях уральского региона происходило заметное совершенствование методических приемов преподавания естественно-научных дисциплин и точных наук. Происходил активный процесс обучения детей разнообразным ремеслам и сельскохозяйственному труду. Выросли, в свою очередь, и уровень подготовки и профессионального мастерства учительства; наблюдалась профессиональная консолидация педагогов начальных и средних учебных заведений – возникали учительские сообщества и проводились разнообразные съезды и форумы.

92-102 124
Аннотация

В современном российском образовании активно обсуждаются вопросы формирования личности, способной быть толерантной, готовой к диалогу культур, освоению опыта межкультурной коммуникации в глобальном информационном поликультурном пространстве. Актуальность обучения на полилингвальной основе определяется как мировыми процессами интеграции в разных сферах жизнедеятельности индивида, так и необходимостью сохранения национальных языков и культур. Полилингвальная образовательно-развивающая среда является важным условием развития коммуникативных умений и когнитивных способностей у детей. Целью данной статьи является анализ сформированности у воспитанников коммуникативной и социокультурной компетенции в условиях внедрения полилингвальной модели поликультурного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Рабочей группой БГПУ им. М. Акмуллы были разработаны диагностические материалы, проверяющие навыки говорения, аудирования, владения лексикой на родном и иностранном языках, знание национальных традиций и реалий. В диагностическом исследовании приняли участие дошкольники полилингвальных групп Чувашской Республики. Анализ результатов уровня сформированности коммуникативной и социокультурной компетенций позволил сделать вывод о том, что дети в достаточной степени владеют лексическими единицами по теме «Моя семья», «Счет», «Животные», способны отвечать на вопросы как на чувашском, так и на английском языках. Следует отметить, что уровень сформированности коммуникативной и социокультурной компетенций дошкольников зависит от создания в дошкольном учреждении соответствующей развивающей полилингвальной среды. Внедрение полилингвальных образовательных траекторий обучения позволяет формировать у воспитанника гражданскую идентичность, способствует развитию толерантного отношения к языковому и культурному многообразию.

103-111 91
Аннотация

Иностранный язык является обязательным предметом во всех вузах нашей страны, поскольку в современном мире у специалистов разных сфер деятельности существует необходимость работать с документацией на иностранном языке, изучать соответствующий профессии актуальный контент в интернете, взаимодействовать с зарубежными коллегами. Поэтому проблема эффективности обучения иностранному языку является актуальной для будущих специалистов совершенно различных направлений деятельности. Обучающиеся российских вузов в подавляющем большинстве относятся к возрастной категории «студенчество», которой свойственны свои психологические особенности. Объектом исследования стали студенты вторых курсов в возрасте около 20 лет, поскольку именно в этом возрасте завершается стадия взросления и происходит переход личности в зрелый возраст. На успешность освоения учебного материала влияют различные индивидуальные особенности, включая акцентуации характера. Описание путей снятия таких трудностей позволит повысить качество преподавания иностранного языка и обеспечит прогресс всех обучающихся.

Целью статьи является описание методических приемов, используя которые преподаватель сможет снять потенциальные трудности на занятиях и повысить эффективность образовательного процесса в студенческих группах обучающихся иностранному языку.

Методами исследования послужили теоретический анализ научных публикаций по теме исследования и мониторинг потенциальных трудностей учебной деятельности студентов. В процессе преподавания иностранного языка обучающимся вторых курсов было выявлено несколько методических приемов, позволяющих реализовать дифференцированный подход на занятиях и добиться стабильно высоких показателей и положительных оценок по окончании прохождения учебного курса.

По заключению автора статьи, снятие потенциальных трудностей способствует освоению студентами профессиональных компетенций на иностранном языке, а также создает на занятиях ситуацию успеха и помогает преодолевать трудности в процессе обучения.

112-117 81
Аннотация

Паша Гальбинур – поэт, выделяющийся творческим талантом, уникальным мышлением и стилем в современной литературе. Личность поэта, сформировавшаяся в пекле литературно-культурной среды 80-х годов прошлого века, всем своим потенциалом укоренившаяся в пробуждении национального духа, всегда становилась проблемой серьезного анализа на уровне сверхвременности и трансцендентности. В целом, обновление, начавшееся в 60-х годах, характеризуется подвижностью разных типологий, моделей парадигматического ландшафта, новых схем выражения кодов памяти в последующие десятилетия. Литературно-теоретическая мысль шла по пути анализа общего течения процесса со всеми его сторонами на разных уровнях, пыталась понять и прояснить суть с рациональной и иррациональной точек зрения.

118-126 102
Аннотация

Актуальность. Подготовка студентов к педагогической деятельности достаточно сложный и трудный процесс, связана она со многими причинами, такими как непривлекательность (непрестижность) педагогической профессии для выпускников школ, отсутствие конкуренции при поступлении, слабая школьная подготовка первокурсников и др. Они и являются как раз одной из причин того, что у многих студентов достаточно сложно формируется и развивается мотивация к освоению профессии в реальном процессе.

Постановка проблемы. Как сделать наиболее эффективной вузовскую подготовку будущего учителя? При каких условиях студенты будут сознательно относиться к учебной деятельности как к подготовке будущей профессии?

Цель исследования: определить методические пути и условия формирования ценностного отношения к своей будущей профессии.

Методы исследования: теоретический анализ лучших практик подготовки студентов к профессии, комплексный педагогический эксперимент.

Результаты. При прохождении студентами технологической схемы: Мотивация – Теория – Моделирование – Рефлексия – Теория – Тренинг – Рефлексия – Коррекция – Деятельность –Рефлексия – образ «Я – будущий педагог» происходит осознание важности приобретения профессиональных знаний и умений, укрепляются профессиональные намерения.

Ключевые выводы. Креативно-ценностный подход является одним из путей формирования положительной мотивации, понимания важности, ценности профессиональных знаний, умений и компетенций. При этом создаются специальные условия активной учебной деятельности, студент видит результаты работы над собой, начинает критически относиться к своим действиям, подготавливая почву для творчества и креативной активности.

127-136 405
Аннотация

Цифровой сервис прочно вошел во все сферы социально-экономической деятельности, включая сферу образования. Деятельность современного педагога в цифровой образовательной среде является его неотъемлемым компонентом. От сформированности цифровой культуры педагога как транслятора идей государственной образовательной политики во многом зависит и развитость «цифрового гражданства» в целом. Актуальность рассмотрения проблемы сформированности у педагогов цифровой культуры обусловлена следующими противоречиями: между возрастающей значимостью педагога в процессе цифровизации образования и слабой разработанностью содержания его цифровой культуры и ее компонентов как детерминантов профессиональной педагогической деятельности в цифровой образовательной среде; между ростом цифровизации образовательного процесса и недостаточным уровнем сформированности у педагогов цифровой культуры. Указанные противоречия положены в основу нашего исследования, проблема которого заключается в раскрытии особенности цифровой культуры современного педагога как ресурса его профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации образовательного пространства.

Цель исследования: теоретически обосновать сущность и компонентный состав цифровой культуры современного педагога как ресурса его профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде. Достижение данной цели осуществлялось посредством применения следующих методов исследования: анализа литературы, классификации, моделирования, описания, способов наглядного представления данных в виде рисунков и таблиц.

Результаты исследования: 1) анализ научных источников позволил определить концептуальные подходы к рассмотрению проблемы цифровой культуры педагога, что позволило аккумулировать сведения и разработать карту компонентного состава цифровой культуры педагога; 2) теоретически обоснованы базовые компоненты цифровой культуры педагога: цифровая грамотность и мотивационно-ценностное отношение; 3) предложена процедура оценки уровня сформированности цифровой культуры педагога.

Ключевые выводы: 1) карта компонентного состава цифровой культуры педагога представляет собой интегративные сведения о сущности и составе цифровой культуры педагога и включает виды цифровой компетентности, соответствующие им компетенции, показатели и цифровые навыки; 2) базовыми компонентами цифровой культуры педагога являются цифровая грамотность и мотивационно-ценностное отношение, каждый из которых представлен соответствующими ему показателями и цифровыми навыками; 3) методика оценки сформированности цифровой культуры педагога включает уровневую шкалу и расчет индивидуального индекса цифровой компетентности. Содержащиеся в статье сведения могут быть положены в основу разработки программы курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов, направленных на формирование цифровой культуры в образовательной среде.

137-145 82
Аннотация

Пандемия коронавирусной инфекции, захватившая весь мир, изменила вектор образования с традиционной формы его организации на дистанционный и гибридный, актуализировав таким образом востребованность контентов электронного обучения. Вместе с тем, важность внедрения электронного контента в учебный процесс на всех уровнях образовательных организаций детерминирована законодательной практикой нашей страны, регламентирующей необходимость создания цифровой образовательной среды в учебных заведениях. Электронный учебный курс является одним их примеров внедрения в учебную практику вузов контентов электронного обучения. Основной фокус данного исследования направлен на обоснование возможностей электронного учебного курса как нового формата проектирования учебного процесса в вузе в условиях цифровой революции, что и представляет проблему нашего исследования. Цель исследования заключается в раскрытии опыта проектирования учебного процесса в вузе по элективным дисциплинам по физической культуре и спорту с использованием электронного учебного курса. Достижение этой цели осуществлялось посредством применения методов исследования: библиографического метода, обобщения, описания, наглядного представления данных.

Результаты исследования: 1) раскрыто понятие электронного учебного курса и выявлены его функции; 2) описаны элементы электронного учебного курса; 3) представлен проект электронного учебного курса по дисциплине Б1.О.19 «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту»; 4) выявлены особенности электронных учебных курсов.

Ключевые выводы: 1) электронный учебный курс представляет медиапродукт, содержащий информационный материал в рамках учебных программ дисциплин, предназначенный для реализации дидактических возможностей средств информационно-коммуникационных технологий и поддержки учебного процесса; электронный учебный курс выполняет управленческую, стимулирующую, оптимизирующую и коммуникативную функции; 2) основными элементами электронного учебного курса являются информационно-содержательный, контрольно-коммуникативный, коррекционно-обобщающий блоки; 3) проект электронного учебного курса по дисциплине Б1.О.19 «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» включает общую информацию о курсе, содержании, наличии гиперссылок на материал; 4) особенностями электронных учебных курсов являются: открытость, мультимедийность, модульность, мобильность, гибкость, возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося.

146-158 192
Аннотация

Актуальность данного исследования заключается в том, что в современных условиях модернизации образовательной системы встает вопрос преодоления стереотипов в организации учебного процесса по дисциплинам гуманитарного цикла, к которым относятся и языковые дисциплины. В связи с этим, возникает необходимость определения новых подходов и приемов, направленных на приобщение обучающихся к языку и литературе как к особому виду искусства, духовной культуры и материального кода народа, формирующих языковую картину мира нации.

Авторы статьи придерживаются той точки зрения, что решение данной проблемы возможно при опоре на положения лингвокультурологии, основным объектом которой является взаимосвязь языка и культуры и интерпретация этого взаимодействия.

Проблема исследования заключается в определении основ использования лингвокультурологического анализа текста в практике преподавания языковых дисциплин.

Целью исследования является описание теоретических и методических оснований использования лингвокультурологического анализа, направленного на анализ текста как феномена культуры народа и восприятие культурно-этнической информации, заключенной в тексте, в языковом знаке, в слове.

Методы исследования включают: изучение и анализ теоретических и методических источников, экспериментальная проверка и обобщение полученных в ходе эксперимента результатов.

В качестве результата научного исследования представлена возможность использования лингвокультурологического анализа художественного текста в практике преподавания языковых дисциплин.

Экспериментально было выявлено, что использование лингвокультурологического анализа текста в практике преподавания языковых дисциплин позволяет видеть не только содержательную и эстетического картину целого текста, но глубоко и всесторонне постигать этническую действительность текста при помощи языка, расширять мировоззрение и миропонимание обучающихся, порождать интерес к культурному достоянию других народов.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

159-164 212
Аннотация

В данной статье рассматривается аспект влияния выбранного стиля руководства на эффективность деятельности подчиненных с учетом специфики прохождения службы в органах внутренних дел. Актуальность исследуемого вопроса основана на специфике управленческого стиля, применяемого в системе административно-властного аппарата. Эффективность управления в органах ОВД основывается на одновременном соблюдении двух факторов: результативность деятельности сотрудников внутренних дел и сохранение иерархичности и подотчетности в управленческой системе. Цель данной статьи заключается в выявлении влияния стиля управления на эффективность работы трудового коллектива на примере сотрудников внутренних дел. В качестве методов исследования использованы такие методы, как классификация, сравнительный анализ, анализ научной литературы, опрос, описание. Было выявлено, что в основе эффективного управления стиля руководства находится комбинация управленческих стилей, которые должны сменяться в зависимости от стоящих перед сотрудниками задач в краткосрочном и долгосрочном периодах. Ключевые выводы заключаются в том, что в долгосрочном периоде наиболее целесообразно применение демократического стиля управления, в то время как в кратковременные периоды целесообразно использовать авторитарный подход для достижения наилучшей результативности.

165-173 193
Аннотация

В статье рассматриваются актуальные проблемы медиапотребления, обусловленные развитием цифровых технологий, медиарынка и интернет-комммуникаций. С помощью статистических и логических методов исследования в статье определены особенности медиапотребления и выявлены факторы влияния на восприятие информации разными возрастными аудиториями. Теория поколений объясняет неоднородный процесс восприятия информации среди аудиторий разных возрастных групп, способствует налаживанию эффективной коммуникации. Делается вывод о том, что представители медиабизнеса могли бы создавать более востребованные информационные продукты, удовлетворяющие запросам аудитории цифровых медиаресурсов на основе изучения ценностных ориентиров поколений.

174-180 74
Аннотация

В последние годы в России наблюдается негативная тенденция к ухудшению состояния здоровья подрастающего поколения, что связано не только с воздействием внешних факторов, но и с отсутствием широкой пропаганды ценностей здорового образа жизни в нашем обществе, а также с несформированностью навыков поддержания и укрепления собственного здоровья у молодого поколения. В статье приводятся данные авторского социологического исследования, проведенного среди студентов нижегородских вузов в декабре 2021 г. и посвященного изучению гендерных особенностей отношения современной студенческой молодежи к проблеме сохранения своего здоровья и к здоровому образу жизни. Рассматриваются различия в оценках значимости факторов, влияющих на здоровье, а также в поведенческих практиках здоровьесберегания у юношей и девушек. На обширном эмпирическом материале проиллюстрирована противоречивость между общими представлениями молодого поколения о важности поддержания и укрепления здоровья и реальным поведением. Показано, что и в теоретических оценках, и в практической деятельности девушки более склонны к «пассивным» формам и методам заботы о здоровье, в то время как для юношей более предпочтительными являются меры «активного» характера.

181-190 130
Аннотация

В статье рассматривается вопрос о хендмейде – форме индивидуального ручного труда по созданию оригинальных прикладных либо художественных изделий как ресурсе социокультурной жизни современного общества. Актуальность темы определяется необходимостью личности иметь способы проявлять свою уникальность в условиях тотальной массовизации производства и социальных взаимодействий. На основе результатов социологического опроса выясняются деятельностные, мотивационные, психологические, экономические и коммуникационные аспекты хендмейда. Основными выводами исследования являются положения: наиболее ярко проявляются возможности рукодельного труда в утилитарно-прикладной и художественно-эстетической сферах деятельности; хендмейд является значимым элементом для большого числа людей в организации позитивного коммуникационного пространства; в условиях массового общества рукоделие является способом конструирования и репрезентации личностной идентичности. Наиболее значимой функцией хендмейда является функция смены вида деятельности с целью предотвращения эмоционального выгорания в условиях концентрированных потоков информации и стремительного темпа производственно-экономической жизни.

191-197 148
Аннотация

В статье дается теоретическое обоснование важности рассмотрения профессионального спорта как одного из факторов социализации молодежи. Влияние спорта на социализацию молодежи является объектом многих научных исследований, но практически отсутствуют комплексные исследования, посвященные влиянию именно профессионального спорта. Профессиональный спорт является сферой общественной жизни, которая обладает большими объемами финансирования и имеет высокую популярность среди населения. Профессиональный спорт в разной степени оказывает влияние на молодежь посредством проведения спортивных событий, их освещения в СМИ, обсуждений в интернете и т.д. На основе заимствованной модели структуры социализации личности, автор описывает основные направления влияния профессионального спорта на молодежь. Методами исследования является теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме, а также вторичный анализ ранее проведенных социологических исследований и статистических данных. Выводы, которые делает автор, состоят в том, что влияние профессионального спорта на социализацию молодежи заключается в распространении ценностных ориентаций, удовлетворении потребности в аффилиации и воздействии на карьерные предпочтения. Профессиональный спорт определяется автором значимым фактором социализации, который может оказывать как положительный, так и негативный эффект на молодежь, при этом отмечается необходимость дальнейшего исследования данной проблематики.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)