Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Формирование коммуникативной и социокультурной компетенции в условиях полилингвальности (на примере дошкольных образовательных учреждений Чувашской Республики)

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-4-92-102

Аннотация

В современном российском образовании активно обсуждаются вопросы формирования личности, способной быть толерантной, готовой к диалогу культур, освоению опыта межкультурной коммуникации в глобальном информационном поликультурном пространстве. Актуальность обучения на полилингвальной основе определяется как мировыми процессами интеграции в разных сферах жизнедеятельности индивида, так и необходимостью сохранения национальных языков и культур. Полилингвальная образовательно-развивающая среда является важным условием развития коммуникативных умений и когнитивных способностей у детей. Целью данной статьи является анализ сформированности у воспитанников коммуникативной и социокультурной компетенции в условиях внедрения полилингвальной модели поликультурного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Рабочей группой БГПУ им. М. Акмуллы были разработаны диагностические материалы, проверяющие навыки говорения, аудирования, владения лексикой на родном и иностранном языках, знание национальных традиций и реалий. В диагностическом исследовании приняли участие дошкольники полилингвальных групп Чувашской Республики. Анализ результатов уровня сформированности коммуникативной и социокультурной компетенций позволил сделать вывод о том, что дети в достаточной степени владеют лексическими единицами по теме «Моя семья», «Счет», «Животные», способны отвечать на вопросы как на чувашском, так и на английском языках. Следует отметить, что уровень сформированности коммуникативной и социокультурной компетенций дошкольников зависит от создания в дошкольном учреждении соответствующей развивающей полилингвальной среды. Внедрение полилингвальных образовательных траекторий обучения позволяет формировать у воспитанника гражданскую идентичность, способствует развитию толерантного отношения к языковому и культурному многообразию.

Об авторах

Татьяна Александровна Буркова
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
Россия

Буркова Татьяна Александровна, доктор филологических наук, заведующий кафедрой романо-германского языкознания и зарубежной литературы

Уфа

тел.: +7 (917) 755 28 25



Неонила Вячеславовна Иванова
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
Россия

Иванова Неонила Вячеславовна, кандидат педагогических наук, декан факультета дошкольной и коррекционной педагогики

Чебоксары

тел.: +7 (995) 342 31 99



Раиса Мингазитдиновна Иксанова
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
Россия

Иксанова Раиса Мингазитдиновна, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой английского языка

Уфа

тел.: +7 (917) 348 47 55



Список литературы

1. Анализ практик внедрения полилингвальной модели поликультурного образования в Республике Татарстан / Буркова Т.А. [и др.] // Педагогический журнал Башкортостана. 2021. No 4 (94). С. 34–51.

2. Боговик Н.В. Воспитание поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка: на материале общеобразовательных школ и молодежных организаций: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Барнаул, 2009. 261 с.

3. Анализ практик внедрения полилингвальной модели поликультурного образования в Республике Татарстан (продолжение) / Буркова Т.А. [и др.] // Педагогический журнал Башкортостана. 2022. No 1 (95). С. 135–147.

4. Опыт внедрения полилингвальной модели поликультурного образования в субъектах Северо-Кавказского федерального округа [Электронный ресурс] / Иксанова Р.М. [и др.] // Современные проблемы науки и образования. 2022. URL: https://s.science-education.ru/pdf/2021/6/31361.pdf (дата обращения 01.09.2022).

5. Ялалов Ф.Г. Концепция развития полилингвального образования в Республике Татарстан [Электронный ресурс] // Научный Татарстан. 2019. No 3. С. 80–96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42358348 (дата обращения: 19.09.2022).

6. В детских садах столицы создают полилингвальную среду [Электронный ресурс]. URL: https://gcheb-obraz.cap.ru/news/2021/05/05/v-detskih-sadah-stolici-sozdayut-polilingvaljnuyu (дата обращения 23.08.2022).

7. Иванова Н.В. Научно-методические аспекты социально-коммуникативного развития детей-билингвов дошкольного возраста в разнообразных культурных практиках // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2018. No 4(100). С. 164–174.


Рецензия

Для цитирования:


Буркова Т.А., Иванова Н.В., Иксанова Р.М. Формирование коммуникативной и социокультурной компетенции в условиях полилингвальности (на примере дошкольных образовательных учреждений Чувашской Республики). Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022;(4):92-102. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-4-92-102

For citation:


Burkova T.A., Ivanova N.V., Iksanova R.M. Formation of communicative and social and cultural competence in the conditions of multilingualism (the case of preschool educational institutions of the Chuvash Republic). Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2022;(4):92-102. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-4-92-102

Просмотров: 134


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)