Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Теоретико-методические основания использования лингвокультурологического анализа художественного текста в практике преподавания языковых дисциплин

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-4-146-158

Аннотация

Актуальность данного исследования заключается в том, что в современных условиях модернизации образовательной системы встает вопрос преодоления стереотипов в организации учебного процесса по дисциплинам гуманитарного цикла, к которым относятся и языковые дисциплины. В связи с этим, возникает необходимость определения новых подходов и приемов, направленных на приобщение обучающихся к языку и литературе как к особому виду искусства, духовной культуры и материального кода народа, формирующих языковую картину мира нации.

Авторы статьи придерживаются той точки зрения, что решение данной проблемы возможно при опоре на положения лингвокультурологии, основным объектом которой является взаимосвязь языка и культуры и интерпретация этого взаимодействия.

Проблема исследования заключается в определении основ использования лингвокультурологического анализа текста в практике преподавания языковых дисциплин.

Целью исследования является описание теоретических и методических оснований использования лингвокультурологического анализа, направленного на анализ текста как феномена культуры народа и восприятие культурно-этнической информации, заключенной в тексте, в языковом знаке, в слове.

Методы исследования включают: изучение и анализ теоретических и методических источников, экспериментальная проверка и обобщение полученных в ходе эксперимента результатов.

В качестве результата научного исследования представлена возможность использования лингвокультурологического анализа художественного текста в практике преподавания языковых дисциплин.

Экспериментально было выявлено, что использование лингвокультурологического анализа текста в практике преподавания языковых дисциплин позволяет видеть не только содержательную и эстетического картину целого текста, но глубоко и всесторонне постигать этническую действительность текста при помощи языка, расширять мировоззрение и миропонимание обучающихся, порождать интерес к культурному достоянию других народов.

Об авторах

Инна Владимировна Щербашина
ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
Россия

Щербашина Инна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания

Майкоп

тел.: +7 (918) 426 70 13

 



Фатима Каплановна Уракова
ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
Россия

Уракова Фатима Каплановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и методики преподавания

Майкоп



Дариет Долетчериевна Жажева
ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
Россия

Жажева Дариет Долетчериевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания

Майкоп



Саида Нурбиевна Пханаева
ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
Россия

Пханаева Саида Нурбиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания

Майкоп



Список литературы

1. Алимжанова Г.М. Сопоставительная лингвокультурология: взаимодействие языка, культуры и человека. Алматы, 2010. 300 с.

2. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие. 5-е изд., стер. М.: Флинта, 2016. 520 с.

3. Витохина О.А., Волкова О.В., Лысова И.И. Лингвокультурологический анализ исторического наследия Великобритании: монография. Белгород: Белгородский ун-т кооперации, экономики и права, 2018. 169 с.

4. Воробьев В.В. Лингвокультурология (теория и методика). М.: РУДН, 2006. 331 с.

5. Ворошкевич Д.В., Казанникова Д.П. Пособие по лингвокультурологическому анализу текста: учебное пособие. М.: МПГУ, 2016. 39 с.

6. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: КомКнига, 2007. 144 с.

7. Гизатулина А.Ф. Лингвокультурологические аспекты в лингвистическом анализе // Молодой ученый. 2018. No 16 (202). С. 329–331.

8. Дейкина А.Д., Левушкина О.Н. Роль лингвокультурологического подхода в методике преподавания как родного, как иностранного и как неродного // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2012. No 4. С. 23–28.

9. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. 8-е изд. М.: Флинта: Наука, 2007.

10. Зиновьева Е.Н. Лингвокультурология: от теории к практике: учебник. СПб.: СПбГУ; Нестор-История, 2016. 182 с.

11. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: учебное пособие для студентов. М.: Флинта, Наука, 1998. 176 с.

12. Левицкий Ю.А. Лингвистика текста. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. 208 с.

13. Левушкина О.Н. Лингвокультурологические характеристики текста в школьном обучении русскому языку: теория и практика: дис. ... д-ра. пед. наук. М., 2014. 543 с

14. Маслова В.А. Лингвокультурология: учебное пособие. 4-е изд. М.: Академия, 2008. 208 с.

15. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М.: ЛКИ, 2007. 304 с.

16. Новикова Т.Ф. Культурологический подход к преподаванию русского языка в аспекте регионализации образования: монография. Белгород: БелГУ, 2007. 299 с.

17. Пак И.Я Лингвокультурология как следствие процесса интеграции наук. Принципы лингвокультурологического анализа // Актуальные проблемы гуманитарных наук: труды XII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Томск, 3–6 апр. 2013 г.). Томск: ТГУ, 2012. С. 3.

18. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. Л.: Просвещение, 1990. 415 с.

19. Шаклеин В.М. Лингвокультурология: традиции и инновации: монография. М.: Флинта, 2012. 301 с.

20. Doderer I. Fremde Texte lesen. München: Schenker Verlag, 1991. 237 p.

21. Palmer G.B. Toward a theory of cultural linguistics. Austin: University of Texas Press, 1996. 348 p.

22. Ehler S. Literarische Texte lesen lernen. München: Schenker Verlag, 1992. 129 p.


Рецензия

Для цитирования:


Щербашина И.В., Уракова Ф.К., Жажева Д.Д., Пханаева С.Н. Теоретико-методические основания использования лингвокультурологического анализа художественного текста в практике преподавания языковых дисциплин. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022;(4):146-158. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-4-146-158

For citation:


Shcherbashina I.V., Urakova F.K., Zhazheva D.D., Pkhanayeva S.N. Theoretical and methodological backgrounds for the use of linguoculturological analysis of an artistic text in teaching language disciplines. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2022;(4):146-158. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-4-146-158

Просмотров: 198


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)