Мониторинг профессиональной деятельности преподавателя высшей школы в современных условиях: зарубежный и отечественный опыт
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-3-84-92
Аннотация
Актуальность. В современных условиях актуализирована проблема эффективности профессиональной деятельности преподавателя вуза, определяющая возможности заключения контракта с научно-педагогическим работником, а также размер его заработной платы. В связи с этим возникает необходимость анализа зарубежного и отечественного опыта мониторинга результатов деятельности преподавателей высшей школы, которая успешно может быть использована в современном вузе. Проблема исследования: заключается в необходимости разработки эргономичной процедуры оценки профессиональной деятельности научно-педагогического работника как результатов его индивидуальных достижений. Цель исследования: заключается в раскрытии опыта мониторинга профессиональной деятельности преподавателя вуза как инновационного контура оценки эффективности его педагогического труда. Задачи исследования: представить опыт рейтинговой оценки труда преподавателя вуза; раскрыть критериальную оценку учета результатов профессиональной деятельности научно-педагогических работников; выявить тенденции мониторинга профессиональной деятельности. Методология и методы исследования: Методологическую основу составили современные научные представления о критериях оценки деятельности преподавателя вуза. Применялись методы теоретического исследования: анализ, сравнение, обобщение, описание, наглядное представление. Результаты исследования: Представлена обобщенная позиция по разработке критериев и показателей оценки результатов деятельности научно-педагогических работников на примере эффективных контрактов. Выявлены общие тенденции мониторинга профессиональной деятельности преподавателя вуза в современных условиях. Ключевые выводы: Сформулирован вывод о преимуществах и возможных перспективах политики мониторинга эффективности деятельности научно-педагогических работников в современных условиях.
Об авторах
В. Г. СвечкарёвРоссия
Виталий Геннадьевич Свечкарёв, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физического воспитания
г. Майкоп
тел. +7(961)8278341
М. М. Эбзеев
Россия
Мурат Магомедович Эбзеев, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры спортивных дисциплин
г. Карачаевск
тел. +7(928)3957770
Э. Э. Кочкаров
Россия
Энвер Энгельсович Кочкаров, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой спортивных дисциплин
г. Карачаевск
тел. +7(928)6563513
Список литературы
1. Ларионова М.А. Стратегическое планирование как фактор развития системы высшего образования // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2023. № 1. – C. 192–208.
2. Оценка эффективности преподавателя в современном образовательном учреждении: монография / Ж.Б. Мусатова [и др.]. – М.: Центр развития научного сотрудничества, 2015. – 114 с.
3. Положение об эффективном контракте, критериях и показателях эффективности деятельности работников из числа профессорско-преподавательского состава ЮРГПУ (НПИ) [Электронный ресурс]. URL https://www.npi-tu.ru (дата обращения 22.03.2023).
4. Положение об эффективном контракте (категория работников – профессорско-преподавательский состав) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»: [Электронный документ]. URL https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1679819982&tld=ru&lang (дата обращения 26.03.2023).
5. Положение об эффективном контракте профессорско-преподавательского состава, научных работников высшего образования, педагогических работников среднего профессионального образования, а также учебно-вспомогательного персонала ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова» [Электронный документ]. URL https://gstou.ru/files/effective_contract/pologenie_ob_effect_ kontrakte_2022.pdf (дата обращения 26.03.2023).
6. Пугач В.Ф. Ещё раз о возрасте преподавателей в российских вузах: старые проблемы и новые тенденции [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. 2023. № 3. – С. 118– 133. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eschyo-raz-o-vozraste-prepodavateley-v-rossiyskihvuzah-starye-problemy-i-novye-tendentsii (дата обращения: 26.03.2023) DOI: 0.31992/0869-3617- 2023-32-3-118-133.
7. Эффективный контракт как средство мониторинга профессиональных достижений научно-педагогического работника / В.Г. Минченко [и др.] // Стандарты и мониторинг в образовании. 2022. Т. 10, № 2. – С. 3–8.
8. An effective contract as an innovative contour for evaluating the results of a teacher's professional activity in higher school / Т. Poddubnaya [et al.] // Laplage em Revista. 2021. Vol. 7, No. 3D. P. 324–335.
9. Carlier G., Gaumont D. Fixed-wages, wage differentials and worker heterogeneities // Australian Economic Papers. 2008. Vol. 47, iss. 4. P. 320–333.
10. Waldman M. Up-or-Out Contracts: A Signaling Perspective // Journal of Labor Economics. 1990. Vol. 8, No. 2. P. 230–250.
Рецензия
Для цитирования:
Свечкарёв В.Г., Эбзеев М.М., Кочкаров Э.Э. Мониторинг профессиональной деятельности преподавателя высшей школы в современных условиях: зарубежный и отечественный опыт. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023;(3):84-92. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-3-84-92
For citation:
Svechkarev V.G., Ebzeev М.M., Kochkarov Е.Е. Monitoring the professional activity of high school teachers in modern conditions: foreign and domestic experience. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2023;(3):84-92. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-3-84-92