Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск
№ 3 (2023)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

11-19 122
Аннотация

В статье представлено исследование о малоизвестной странице жизни известного татарского и турецкого общественного деятеля С.Н. Максуди – тюрколога, просветителя, депутата Государственной думы Российской империи и меджлиса Турецкой Республики в разные периоды жизни. В начале ХХ в. выпускник Сорбонского университета, молодой адвокат Садри Максуди оказался в центре политической жизни тюрко-мусульманского мира России. Проживая в Санкт-Петербурге и активно занимаясь политической деятельностью, он познакомился с российскими масонами, стал участником масонского движения.

Отношение к масонству в отечественной истории характеризуется различными оценками, например, им приписывали участие в заговорах, владениями тайными знаниями и т.д. В действительности, большинство масонов были либералами, выступающими за введение в России широкого спектра демократических свобод, в том числе расширение прав национальных меньшинств. Это и привлекло одного из лидеров российского мусульманства, активно отстаивавшего идеи равенства и просвещения своего народа.

В работе представлен анализ истории открытия масонских лож в Санкт-Петербурге после революции 1905–1907 гг. и их деятельности в межреволюционный период, в которой принял участие С.Н. Максуди.

Цель исследования: анализ взглядов татарского политического деятеля С.Н. Максуди через призму его участия в масонских организациях начала ХХ в. Для этого автором были использованы биографический, историко-генетический и историко-сравнительный методы исследования, а также общенаучные методы анализа и диалектический. В результате мы пришли к выводу, что несмотря на все объективные различия между общественным течением мусульман России и учением масонов, между ними были общие мировоззренческие идеи, которые и привлекли в ряды каменщиков татаро-мусульманского лидера Садри Максуди, что отразилось и на его политической жизни.

20-28 87
Аннотация

Анализ внутренней политики государства на Северном Кавказе, определение положительных и отрицательных факторов в интеграции края, а также выявление и последствия общих интересов царской администрации и местных феодалов, является актуальным, так как данные процессы повлияли на социально-экономическое развитие региона, привели к социальным конфликтам и в целом изменили социально-правовой статус населения края, входящего в правовое поле Российской империи во II половине XIX в. Определение социальных предпочтений в проведении аграрной политики царской администрации в какой-то мере поможет избежать подобного рода социальных конфликтов в дальнейшем. Целью статьи является выявление социального статуса, исторической трансформации, процесса усиления и роли высших сословий Северного Кавказа, их взаимоотношений с новой властью на протяжении второй половины XIX в., самоорганизации и правового статуса.

В процессе исследовательской работы над статьей были использованы методы сравнительно-исторического анализа, синтеза и обобщения, а также принцип объективности и историзма, предоставивший возможность проанализировать различные эпизоды и явления с исторической точки зрения.

Практика российских реформ во II половине XIX века носила в себе ряд аспектов, обусловивших поворотный этап в общественно-политической, социально-экономической и других сферах жизни народов Северного Кавказа. Результаты исследования заключаются в том, что в статье определены притязания высших сословий на господство над населением посредством захвата, с помощью новой власти, земельных владений в свою собственность, а также получение материальных благ, находясь на службе. Выводы: высшие сословия являлись проводниками политики российской администрации в крае, что приводило к социальным протестам и ухудшению социального положения зависимых сословий.

29-41 135
Аннотация

В статье, с учетом возрастания интереса в обществе и в научной среде к военной истории, в том числе к проблеме вовлечения народов национальных районов страны в процесс формирования и дальнейшего развития Советских Вооруженных сил, с использованием принципов историзма, научной объективности, а также сравнительно-исторического, проблемно-хронологического, статистического и описательного методов, с привлечением новых публикаций и документальных источников, не вводившихся ранее в научный оборот, рассмотрены исторический и социально-культурный аспекты военного строительства в Дагестанской АССР с 1928 по 1940 гг. – от момента проведения первого обязательного призыва дагестанцев на военную службу в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) до принятия в сентябре 1939 г. Верховным Советом СССР нового Закона «О всеобщей воинской обязанности», который положил начало выполнению представителями мужской части молодежи народов Дагестана воинского долга на общих со всеми национальностями СССР основаниях. В исследовании охарактеризована работа органов власти по налаживанию военного учета мужской части населения и допризывной подготовке молодых людей многонационального региона, с точки зрения разработки «мужской истории» получила освещение гендерная составляющая процесса формирования воинской обязанности, выявлены особенности осуществления советского военного строительства в Дагестане в обозначенные хронологические рамки, охарактеризованы перспективы и область применения результатов исследования.

42-48 155
Аннотация

В статье исследуется организация истребительных батальонов и их деятельность в годы Великой Отечественной войны, роль советских партийных органов в обеспечении общественной безопасности в прифронтовой полосе и в тыловых областях СССР при использовании добровольных формирований. Раскрыта история создания и задействования истребительных батальонов как эффективных форм народного ополчения в тылу для эффективной борьбы с немецкой разведкой, активизировавшейся в период наступления вражеских войск по всей линии фронта. Выявлено содержание организационно-педагогической технологии подготовки распределения рабочих кадров дефицитных профессий и специальностей в системе школ фабрично-заводского ученичества. Рассмотрены направления и содержания идеологической работы государства, ориентированной на трудящихся тыла. На примере участия истребительных формирований в защите высокогорных перевалов в районе Большого Кавказского хребта показана тесная взаимосвязь мирного населения и боевых соединений Советской Армии в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Проблемно-тематическое поле, затронутое в данной статье, изучено не только на основе данных центральных органов власти, но а также впервые с использованием историографических материалов центрального архива Южной Осетии – территориально-административной единицы бывшего СССР.

49-57 95
Аннотация

В центре исследовательской идеи – показать особенности развития православной составляющей в переходный период исторического развития нашей страны на примере русского населения Республики Дагестан как приверженцев православных традиций в национальном поликонфессиональном регионе. Актуальность представленной темы диктуется важностью изучения трансформации религиозной составляющей дагестанских русских в условиях влияния глобализации и социокультурных процессов последних десятилетий.

В ходе исследования были проанализированы предпосылки, которые оказали положительное влияние на развитие религиозной составляющей нашего общества в целом, но имели ряд особенностей в национальных регионах, в частности, Дагестане. Исследованный материал как архивный, так и периодической печати, а также анализ опубликованных эмпирических данных позволил автору не только рассмотреть развитие православной идентификации в период 1985–1997 годы, отмечая ее невысокий рост, но и сделать свои собственные умозаключения о нестабильном положении православных приходов, обусловленных рядом факторов, в том числе, и политической обстановкой, миграционными процессами среди русского населения, что, в свою очередь, влекло и низкую деятельность священнослужителей, их взаимодействие с органами власти по решению насущных социальных проблем.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

58-66 142
Аннотация

В современном социуме знание креативной педагогики обеспечивает высокий потенциал образовательной деятельности и достижение высокого уровня качества образования. Перед системой образования ставится задача качественной подготовки современного выпускника к дальнейшему обучению, выполнению трудовой деятельности. Решение этой задачи требует поиска и внедрения новых методов обучения, которые являются содержательным компонентом креативной педагогики. В научных трудах не в полной мере представлен комплексный анализ креативной педагогики. В них преимущественно раскрыты лишь некоторые аспекты, связанные с творчеством педагога, принципами организации творческой созидающей среды. Слабая теоретическая разработанность рассматриваемого вопроса позволила сформулировать следующую проблему исследования: каковы сущностные характеристики креативной педагогики? Цель статьи: обосновать теоретические подходы к дефиниции «креативная педагогика». Решение обозначенной цели потребовало применения теоретических методов исследования (анализа научной литературы, синтеза имеющихся знаний по изучаемой проблеме, обобщения). Эмпирическая база исследования представлена аналитическими материалами, информационными ресурсами сети Интернет.

Результаты исследования: 1) рассмотрено понятие «креативная педагогика» как инновационное направление новой парадигмы образования; 2) раскрыт потенциал креативной педагогики в образовательной деятельности; 3) определены педагогические условия креативной ориентации педагогической деятельности; 4) обозначены базовые принципы создания креативной образовательной среды.

Ключевые выводы: исследование расширяет теорию педагогики в направлении понимания содержательного контента креативной педагогики; представленные базовые принципы могут использоваться педагогами при организации креативной образовательной среды, а предложенные креативные методы обучения – в стимулировании познавательной деятельности обучающихся.

67-74 360
Аннотация

За последние несколько лет наблюдается беспрецедентный рост развития технологий в области продвинутого искусственного интеллекта. Одним из последних крупных достижений стал выпуск в ноябре 2022 года платформы под названием ChatGPT.

Уже сейчас ChatGPT меняет ожидания и практику в образовании, педагогическое и академическое сообщество обеспокоено быстрыми темпами внедрения чат-бота в образовательный процесс и возможными негативными последствиями этого внедрения.

Актуальность исследования обусловлена развитием технологий искусственного интеллекта, быстрым ростом популярности ChatGPT и внедрением новых технологий в сферу высшего образования.

Целью исследования является изучение практических аспектов применения генеративных нейронных сетей в высшем образовании.

Задачи исследования – рассмотреть реальные кейсы применения технологий искусственного интеллекта в высшем образовании и проанализировать собственный опыт применения ChatGPT в образовательной практике.

Методологическую основу исследования составляют следующие методы: анализ Интернет-ресурсов и литературных источников, метод изучения кейсов для исследования и обобщения педагогического опыта, синтез.

Результаты исследования: рассмотрены возможности применения технологий искусственного интеллекта (на примере генеративной языковой модели GPT) в образовательном процессе высших учебных заведений, изучены преимущества и недостатки интеграции генеративных нейронных сетей в образовательный процесс вуза.

Ключевые выводы: генеративные нейронные сети – это технология, которая вызывает споры, вызывая озабоченность по поводу этики и академической честности в высшем образовании, но также обсуждается как мощный инструмент для обучения и исследований; в высшем образовании ChatGPT может быть использован для создания учебных материалов, вовлечения обучающихся в дискуссии по предмету, предоставления персонализированной обратной связи, разработки рубрик оценки и поддержки интерактивного и совместного обучения, что повышает эффективность обучения. В процессе внедрения генеративных нейронных сетей в образовательный процесс нужно учитывать ограничения возможности их использования: недостаток креативности, предвзятость и неточности, зависимость от технологий. Преподаватели должны адаптировать свои методы обучения, чтобы максимально эффективно использовать эти мощные инструменты.

75-83 106
Аннотация

Актуальность. В условиях усиливающейся геополитической напряженности в мире развитие российской культурной идентичности студентов на занятиях по иностранному языку приобретает особую значимость. Современное российское общество нуждается в компетентных, творческих и активных специалистах, подготовка которых не будет актуальной и достаточной без овладения ими знаниями не только о культуре стран изучаемого языка, но и о собственной культуре. В сложившейся ситуации иностранный язык имеет приоритетное значение как средство межкультурной коммуникации и обобщения духовного наследия стран и народов изучаемого и родного языков. Проблема исследования: каковы принципы развития российской культурной идентичности, способствующие формированию иноязычной коммуникативной компетенции? Цель исследования: обосновать реализацию принципов развития российской культурной идентичности студентов технического вуза на занятиях иностранного языка, способствующих формированию иноязычной коммуникативной компетенции. Методы исследования: педагогическое наблюдение, изучение психолого-педагогической литературы, ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности, оценивание, изучение опыта работы преподавателей высших учебных заведений. Результаты исследования: определена роль иностранного языка в формировании российской культурной идентичности студентов; сформулированы принципы развития российской культурной идентичности студентов на занятиях по иностранному языку в вузе и приведены примеры их реализации. Ключевые выводы: принципы этнокультурной направленности обучения и использования PR-технологий на занятиях иностранного языка, целью реализации которых является развитие российской культурной идентичности студентов в техническом вузе, способствуют формированию иноязычной коммуникативной компетенции.

84-92 130
Аннотация

Актуальность. В современных условиях актуализирована проблема эффективности профессиональной деятельности преподавателя вуза, определяющая возможности заключения контракта с научно-педагогическим работником, а также размер его заработной платы. В связи с этим возникает необходимость анализа зарубежного и отечественного опыта мониторинга результатов деятельности преподавателей высшей школы, которая успешно может быть использована в современном вузе. Проблема исследования: заключается в необходимости разработки эргономичной процедуры оценки профессиональной деятельности научно-педагогического работника как результатов его индивидуальных достижений. Цель исследования: заключается в раскрытии опыта мониторинга профессиональной деятельности преподавателя вуза как инновационного контура оценки эффективности его педагогического труда. Задачи исследования: представить опыт рейтинговой оценки труда преподавателя вуза; раскрыть критериальную оценку учета результатов профессиональной деятельности научно-педагогических работников; выявить тенденции мониторинга профессиональной деятельности. Методология и методы исследования: Методологическую основу составили современные научные представления о критериях оценки деятельности преподавателя вуза. Применялись методы теоретического исследования: анализ, сравнение, обобщение, описание, наглядное представление. Результаты исследования: Представлена обобщенная позиция по разработке критериев и показателей оценки результатов деятельности научно-педагогических работников на примере эффективных контрактов. Выявлены общие тенденции мониторинга профессиональной деятельности преподавателя вуза в современных условиях. Ключевые выводы: Сформулирован вывод о преимуществах и возможных перспективах политики мониторинга эффективности деятельности научно-педагогических работников в современных условиях.

93-98 132
Аннотация

Перестройка высшего образования должна рассматриваться как одна из неотложных, важнейших задач ускорения социально-экономического развития страны, современной кадровой политики. Университеты призваны оказывать долговременное, все возрастающее воздействие на ускоренное движение общества вперед, динамичное преобразование экономики, совершенствование общественных отношений, коренную перестройку всех сторон его жизни. Особая роль университетов заключена в развитии гумманизации общества, духовной культуры народа, для этого необходимо обеспечить переход к подготовке специалистов широкого профиля на основе сочетания фундаментальных, общенаучных, общепрофессиональных знаний и направлений практической подготовки, индивидуально дифференцируя содержание и сроки обучения специалистов с высшим образованием в зависимости от характера их будущей профессиональной деятельности, – проектной, технологической, технической, конструкторской, управленческой, исследовательской и другой возможной. Необходимо усилить междисциплинарные связи изучаемых дисциплин, адаптируя выпускника к потребностям рынка, переходя к подготовке специалистов со сроком обучения пять-шесть лет. Таких кардинальных изменений за столь короткий период ни одна отрасль экономики не претерпевала. В данной статье автор сделал попытку провести ретроспективный анализ системы высшего образования в Российской Федерации, высветив существующие проблемы и обозначив возможные перспективы развития.

99-107 158
Аннотация

Общеизвестно, что безопасность является необходимым условием перспективного развития человечества, социума, страны и цивилизации в целом, обеспечивая их стабильность и успешность. В настоящее время Российской Федерацией уделяется пристальное внимание вопросам воспитания у подрастающего поколения культуры безопасности жизнедеятельности, что поддерживается государственными инициативами, т.к. обеспечение безопасности граждан страны выступает в числе приоритетных компонентов высокого уровня жизни. Именно культура безопасности жизнедеятельности определяется как компонент общей культуры личности и главный целевой ориентир деятельности образовательных организаций. В связи с этим проблема исследования заключается в обосновании культуры безопасности жизнедеятельности как педагогической категории. Цель статьи: обосновать содержание понятия «культура безопасности жизнедеятельности» как предмета педагогического дискурса и базового целевого ориентира государственной образовательной политики. Методологическая база исследования представлена применением методов анализа, теоретического обобщения, описания.

Результаты исследования: проанализированы различные подходы к содержанию понятия «культура безопасности жизнедеятельности» как педагогической категории; выявлены структурные компоненты культуры безопасности; обоснованы целевые ориентиры воспитания культуры безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях.

Ключевые выводы: вопросы воспитания культуры безопасности жизнедеятельности у обучающихся рассматривается в двух контекстах: как необходимое условие деятельности педагогов по формированию опыта безопасного поведения обучающихся и как создание педагогических условий безопасной образовательной среды всеми участниками образовательной деятельности; целевыми ориентирами воспитания культуры безопасности жизнедеятельности у обучающихся выступает интегрированная совокупность следующих составляющих: психологической, политической, экономической, экологической и информационной безопасности личности.

108-114 166
Аннотация

Математические дисциплины в учебных планах образовательных программ медицинских направлений подготовки в настоящее время представлены небольшим объемом часов аудиторной работы. Большинство студентов не уделяют должного внимания изучению данных дисциплин, поскольку не имеют достаточной мотивации для этого. Необходимо тщательное изучение мотивационных установок студентов-медиков в отношении математических дисциплин с целью дальнейшего совершенствования процесса их преподавания.

Проблема исследования: определение ресурсов мотивации студентов медицинских направлений подготовки к изучению математических дисциплин.

Цель исследования: выявить мотивы, побуждающие будущих медиков ответственно изучать содержание математических дисциплин.

Методы исследования: метод анкетирования, метод анализа продуктов деятельности, метод обобщения и систематизации полученных данных.

Результаты исследования: выделены мотивы, побуждающие студентов математических направлений подготовки изучать математические дисциплины; выявлена взаимосвязь мотивационных установок и личных интересов студентов; определены причины, влияющие на формирование мотивации к изучению математических дисциплин у будущих медиков; названы принципы организации математической подготовки студентов медиков в контексте мотивационной составляющей учебного процесса в вузе.

Ключевые выводы: качество успеваемости по математическим дисциплинам у студентов медицинских направлений подготовки зависит от характера их мотивационных установок по отношению к данному виду дисциплин; усиление практико-ориентированной составляющей при отборе учебного материала положительно влияет на динамику мотивации будущих медиков к изучению математических дисциплин.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

115-122 98
Аннотация

Актуальность темы исследования обусловливается тем, что социальная ответственность представляется важным условием стабильности общественного порядка и развития. В кризисные периоды возникает проблема нивелирования социальной ответственности у отдельных лиц и общностей. Цель настоящего исследования – выявление наиболее значимых сфер социального бытия современного человека в XXI веке, где социальная ответственность рассматривается как значимая категория, требующая особо пристального научного анализа. При работе с эмпирическим материалом были использованы методы, применимые в социологии культуры и социологии управления – аксиологический, типологический, структурно-функциональный. По результатам исследования выявлено, что наиболее востребованы исследования реализации социальной ответственности в сфере экономических отношений – бизнеса и корпоративных взаимодействий. Также у ученых вызывает интерес вопрос о необходимости проявления социальной ответственности в области биотехнологий и деятельности инженеров, которые должны ориентироваться не только на научно-техническую, но и гуманитарную составляющую производства. В сложившемся информационном обществе особую значимость получает социальная ответственность СМИ. К ключевым выводам относятся тезисы о том, что социальная ответственность как способ позитивной реакции на запрос нуждающихся (индивидов, групп, общества) формируется весьма медленно в силу многообразных исторических, социально-экономических, общекультурных и психологических причин; социальной ответственностью сложно управлять, она не может формироваться по принуждению; необходимо находить баланс экономических выгод и этических альтруистских ценностей, которые заложены в религиозных и традиционных системах этнических культур.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)