К вопросу о социальной ответственности как характеристике социальных взаимодействий в различных сферах
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-3-115-122
Аннотация
Актуальность темы исследования обусловливается тем, что социальная ответственность представляется важным условием стабильности общественного порядка и развития. В кризисные периоды возникает проблема нивелирования социальной ответственности у отдельных лиц и общностей. Цель настоящего исследования – выявление наиболее значимых сфер социального бытия современного человека в XXI веке, где социальная ответственность рассматривается как значимая категория, требующая особо пристального научного анализа. При работе с эмпирическим материалом были использованы методы, применимые в социологии культуры и социологии управления – аксиологический, типологический, структурно-функциональный. По результатам исследования выявлено, что наиболее востребованы исследования реализации социальной ответственности в сфере экономических отношений – бизнеса и корпоративных взаимодействий. Также у ученых вызывает интерес вопрос о необходимости проявления социальной ответственности в области биотехнологий и деятельности инженеров, которые должны ориентироваться не только на научно-техническую, но и гуманитарную составляющую производства. В сложившемся информационном обществе особую значимость получает социальная ответственность СМИ. К ключевым выводам относятся тезисы о том, что социальная ответственность как способ позитивной реакции на запрос нуждающихся (индивидов, групп, общества) формируется весьма медленно в силу многообразных исторических, социально-экономических, общекультурных и психологических причин; социальной ответственностью сложно управлять, она не может формироваться по принуждению; необходимо находить баланс экономических выгод и этических альтруистских ценностей, которые заложены в религиозных и традиционных системах этнических культур.
Об авторах
Б. Ю. АшиновРоссия
Бислан Юнусович Ашинов, аспирант
г. Майкоп
тел.: +7(961)9709399
А. Р. Кумпилова
Россия
Анжелика Руслановна Кумпилова, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой маркетинга, сервиса и туризма
г. Майкоп
тел.: +7(928)6626070
Список литературы
1. Конфуций. Беседы и суждения. Великие мыслители. – М.: Мир книги, 2006. – 352 с.
2. Попова А.А. Категория социальной ответственности в контексте развития философской мысли // Гуманитарный вестник. 2017. № 8 (58).
3. Платон. Сочинения: в 4-х т. Т. 2. Федон. – М.: Мысль, 1993. – 539 с.
4. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т. 1. – М.: Мысль, 1976. – 550 с.
5. Ленк Х. Размышления о современной технике. – М.: АспектПресс, 1996. – 183 с.
6. Йонас Г. Принцип ответственности: Опыт этики для технологической цивилизации. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 480 с.
7. Привалов Н.И. Механизм формирования социальной ответственности // Вестник военного образования. 2019. № 4. – С. 55–57.
8. Хваловская Н.О. Идеологема социальной ответственности // Всероссийский журнал научных публикаций. 2011. № 5. – С. 56–58
9. Беломестнов В.Г., Зандакова Э.Ш. Корпоративная социальная ответственность // Евразийский научный журнал. 2011. № 12. – С. 130–131.
10. Лазаревич Н. Биотехнологии и социальная ответственность // Наука и инновации. 2012. № 7 (13). – С. 25–27.
11. Артюхович Ю.В., Соловьев А.А. Социальная ответственность инженера // Вестник Костромского государственного университета. 2013. № 3. – С. 190–192.
12. Блинова Э.В. Социальная ответственность регионального ТВ // Журналистский ежегодник. 2014. – С. 11–13.
13. Косицын Е.А. Социальная ответственность дизайнера // Вестник магистратуры. 2018. № 2–2(77). – С. 78–80.
Рецензия
Для цитирования:
Ашинов Б.Ю., Кумпилова А.Р. К вопросу о социальной ответственности как характеристике социальных взаимодействий в различных сферах. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023;(3):115-122. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-3-115-122
For citation:
Ashinov В.Yu., Kumpilova А.R. Revisiting social responsibility as a characteristic feature of social interactions in various fields. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2023;(3):115-122. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-3-115-122