Теоретический анализ дефиниции «креативная педагогика»
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-3-58-66
Аннотация
В современном социуме знание креативной педагогики обеспечивает высокий потенциал образовательной деятельности и достижение высокого уровня качества образования. Перед системой образования ставится задача качественной подготовки современного выпускника к дальнейшему обучению, выполнению трудовой деятельности. Решение этой задачи требует поиска и внедрения новых методов обучения, которые являются содержательным компонентом креативной педагогики. В научных трудах не в полной мере представлен комплексный анализ креативной педагогики. В них преимущественно раскрыты лишь некоторые аспекты, связанные с творчеством педагога, принципами организации творческой созидающей среды. Слабая теоретическая разработанность рассматриваемого вопроса позволила сформулировать следующую проблему исследования: каковы сущностные характеристики креативной педагогики? Цель статьи: обосновать теоретические подходы к дефиниции «креативная педагогика». Решение обозначенной цели потребовало применения теоретических методов исследования (анализа научной литературы, синтеза имеющихся знаний по изучаемой проблеме, обобщения). Эмпирическая база исследования представлена аналитическими материалами, информационными ресурсами сети Интернет.
Результаты исследования: 1) рассмотрено понятие «креативная педагогика» как инновационное направление новой парадигмы образования; 2) раскрыт потенциал креативной педагогики в образовательной деятельности; 3) определены педагогические условия креативной ориентации педагогической деятельности; 4) обозначены базовые принципы создания креативной образовательной среды.
Ключевые выводы: исследование расширяет теорию педагогики в направлении понимания содержательного контента креативной педагогики; представленные базовые принципы могут использоваться педагогами при организации креативной образовательной среды, а предложенные креативные методы обучения – в стимулировании познавательной деятельности обучающихся.
Об авторах
Т. А. ИващенкоРоссия
Татьяна Александровна Иващенко, кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания
г. Майкоп
тел.:+7(903)4654425
Е. С. Двойникова
Россия
Елена Сергеевна Двойникова, старший преподаватель кафедры физического воспитания
г. Майкоп
тел.:+7(909)4705553
Список литературы
1. Белова Е.А. Креативной педагогике – 30: три измерения для измерения неизмеримого // Alma Mater = Вестник высшей школы. 2020. № 1. – С. 23–30.
2. Болховской А.Л., Шиховцова Н.Н. Педагогическая креативность: теоретические подходы и проблемы реализации на практике // Педагогика. 2021. Т. 85, № 9. – С. 95–107.
3. Гречихин С.С. Креативная педагогика в образовательной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 4 (33). – С. 87–89.
4. Иноземцев В.Л. Экспансия творчества – вызов экономической эпохе // ПОЛИС. Политические исследования. 1997. № 5. – С. 110–122.
5. Креативная педагогика. Методология, теория, практика / под ред. В.В. Попова, Ю.Г. Круглова. 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 319 с.
6. Леонтьева А.В., Деткова И.В. Активные методы обучения в профессиональной подготовке специалистов помогающих профессий // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 1(54). – С. 422–426.
7. Малахова Н.А., Логвиненко О.И., Володченко Е.А. Креативная педагогика, или Развитие одаренного ребенка // Интерактивная наука. 2022. № 9 (74). – С. 14–15.
8. Минпросвещения России: официальный сайт. URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения 26.03.2023).
9. Общеобразовательная школа в России: проблемы и векторы развития: коллективная монография / Н.Э. Морозова [и др.]; отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2022. – 372 с.
10. Стожко К.П., Шадрина О.В. К вопросу о сущности и природе творческого труда // Известия УрГЭУ. 2012. № 3. – С. 65–69.
11. Хохлова Д.А. Креативная педагогика как инновационная отрасль и условие развития креативности обучаемого // Наука. Инновации. Технологии. 2013. № 2. – С. 223–232.
12. Aleinikov A.G. Generagogy and Innovagogy: the place of innovative education in the structure of educational science // Pedagogy & Psychology. Theory and Practice. 2020. No. 2 (28). P. 11–17.
13. Knyazeva H., Marulevska K. Towards Creative Pedagogy: Methodology and some Peculiarities of Educational Practices in Russia and Bulgaria // Pedagogika-Pedagogy. 2022. Vol. 94, No 2. – P. 159–176.
Рецензия
Для цитирования:
Иващенко Т.А., Двойникова Е.С. Теоретический анализ дефиниции «креативная педагогика». Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023;(3):58-66. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-3-58-66
For citation:
Ivashchenko Т.А., Dvoynikovaon.ru Е.S. Theoretical analysis of the definition of «Creative Pedagogy». Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2023;(3):58-66. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-3-58-66