Воспитание гражданственности как научная проблема
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-4-113-119
Аннотация
Для российского общества характерен процесс формирования новой системы воспитания подрастающего поколения, ядром которой является развитие активной гражданской позиции. Мировая геополитическая ситуация ставит перед системой образования целый комплекс задач, связанных с разработкой нового содержания воспитания на основе углубления гражданскоправового образования. Поэтому в последнее время в отечественной педагогике наметился определенный стратегический ориентир изучения вопросов гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Проблема данного исследования заключается в обосновании особенностей воспитания гражданственности в современных научно-педагогических исследованиях. Решение этой проблемы составило цель нашего исследования. Методологическая база исследования базируется на социально-педагогических концепциях гражданского воспитания, применении научных методов (теоретического анализа научной литературы, нормативных документов, продуктов деятельности педагогов; описания; интерпретации; обобщения). Результаты исследования: описаны концептуальные модели гражданственности в некоторых странах; раскрыта сущность феномена «русский патриотизм»; обозначены аспекты воспитания гражданственности в современном педагогическом дискурсе. Ключевые выводы: 1) в научной литературе наиболее раскрыты четыре модели гражданственности: американская, британская, немецкая и русская; 2) ядро концепта «гражданственность» составляет наличие у граждан той или иной страны ряда личностных качеств как личностных результатов образовательной деятельности; 3) педагогический контент гражданственности связан с обоснованием данного термина как предмета воспитательной деятельности; выделением совокупности гражданских качеств как личностных результатов образовательной деятельности; созданием воспитывающей образовательной среды; владением педагогами необходимыми компетенциями, позволяющими осуществлять им данную работу.
Об авторе
Е. В. ПутиловРоссия
Евгений Вадимович Путилов, тренерпреподаватель МБУ ДО СШ № 8
г. Ростовна-Дону
тел.:+7(928)7770533
Список литературы
1. Бахтин А.Г. Исторические основы российского патриотизма // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2014. – С. 9–14.
2. Болдырева О.В. Трансформация понятия патриотизм в общественном самосознании британцев: к постановке вопроса // Вестник Московского университета. Серия, 19. 2012. № 1.– С. 170–177.
3. Григорьева Т.Е. Новый немецкий патриотизм и национальная идентичность // Общество: философия, история, культура. 2022. № 7. – С. 48–53.
4. Курмелев А.Ю., Сычева Е.А. Концептуальное поле феномена «американский патриотизм» в американском медийном дискурсе // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2020. № 16. – С. 152–158.
5. Путин назвал патриотизм, любовь к семье и Родине главными чертами российского общества [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/8765261 (дата обращения 19.10.2023).
6. Суслов А.Б. Подходы к формированию гражданских качеств в ориентирах ФГОС и в рекомендациях Совета Европы // Вестник ПГГПУ. 2019. Вып. 2. – С. 119–127.
7. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ (дата обращения 04.11.2023).
8. Хохлова И.С., Павлова Л.А. Патриотизм в языковом сознании французов и русских // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6(85). – С. 682–684.
9. Fakhretdinova A.P. Citizenship education and citizenship competence formation: development trends in international and Russian educational practice // Перспективы науки и образования. 2022. Vol. 2(56). P. 62–76.
10. Rudik Z.F., Nemchenko N.F. On developing intercultural citizenship in education // Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University. Philological Series. 2022. No. 3. P. 126–133.
11. Schugurensky D. Citizenship Education: Theory, Research and Practice // Encounters on Education. 2008. Vol. 4(56). P. 1–10.
Рецензия
Для цитирования:
Путилов Е.В. Воспитание гражданственности как научная проблема. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023;(4):113-119. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-4-113-119
For citation:
Putilov E.V. Education for citizenship as a scientific problem. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2023;(4):113-119. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-4-113-119