Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Содержание понятия «социальная грамотность» в педагогической теории и практике

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-1-82-89

Аннотация

   Научные исследования последних лет констатируют нарушение механизма включения молодых граждан во взрослую жизнь, доминирование у современной молодежи потребительских установок. Вполне очевидно, что одним из показателей гражданского общества является стремление людей быть его полноправными членами, ответственными и способными к общественно полезной деятельности. Происходящее изменение геополитической ситуации в мире особо остро актуализировало проблему сформированности у детей и подростков социальной грамотности как особого критерия развитости социума.

   Потребность в решении данного вопроса определила проблему исследования, которая заключается в недостаточной изученности содержания социальной грамотности детей и подростков в современном педагогическом дискурсе и востребованностью теоретического обоснования данного термина с позиций современной социокультурной ситуации.

   Соответственно, цель данного исследования состоит в раскрытии понятия «социальная грамотность» в педагогической теории и практике.

   В работе применялись методы исследования: анализ педагогического опыта и теоретических подходов по изучаемой проблеме, синтез, дифференциация, методы наглядного представления полученных данных.

   Результаты исследования: выявлено содержание социальной грамотности в педагогических научных и научно-методических исследованиях; предложены компоненты социальной грамотности.

   Ключевые выводы: под социальной грамотностью понимается готовность личности благополучно социализироваться в окружающей среде; обладание взаимообусловленной совокупностью знаний, умений и навыков, а также необходимых личностных качеств, обеспечивающих формирование этой готовности; социальная грамотность включает совокупность взаимосвязанных компонентов: личностного, деятельностного и рефлексивного, выделенных на основе систематизации аксиологического, средового, компетентностного и полисубъектного подходов.

Об авторе

О. Е. Сироткин
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»
Россия

Олег Евгеньевич Сироткин, кандидат педагогических наук, доцент

кафедра «Образование и педагогические науки»

Ростов-на-Дону

тел.: +7(928)1432424



Список литературы

1. Арбатская Е.А., Тарханова Е.Г. Исследование содержания понятия soft-skills // Креативная экономика. 2020. Т. 14, № 5. – С. 905–924.

2. Борщевская А.Ю., Карпова С.И. Формирование социальной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности // Гаудеамус. 2022. Т. 21, № 4. – С. 96–104.

3. Давлетшина З.Д. Развитие социальной зрелости обучающихся в процессе общественно полезной деятельности // Вестник НЦБЖД. 2023. № 2 (56). – С. 13–18.

4. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/files/NP_Obrazovanie.htm (дата обращения 20. 11. 2023).

5. Сборник информационных и методических материалов для педагогов [Электронный ресурс]. М., 2020. URL: https://fmc.hse.ru/data/2020/06/29/1610374147/СБОРНИК%20ИНФ.%20МАТЕРИАЛОВ.pdf (дата обращения: 19. 11. 2023).

6. Семенова Н.В. Концепция развития социальной зрелости обучающихся профессиональной образовательной организации [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/27PDMN519.pdf (дата обращения: 19. 11. 2023).

7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 [Электронный ресурс]: утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения 22. 11. 2023).

8. Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 1 (23). – С. 179–185.

9. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. OECD, 2019. OECD Publishing [Электронный ресурс]. Paris, 2019. 308 p. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/b25efab8-en.pdf?expires=1696848060&id=id&accname=guest&checksum=D4131A100F0CE4147C8CA595DC15E6D5 (дата обращения 22. 11. 2023).

10. Arthur J., Davison J. Social literacy and citizenship education in the school curriculum // Curriculum Journal. 2010. V. 11, No.1. Р. 9–23.

11. Thompson M., Fetter A., Perez J. College Student Psychological Distress: Relationship to Self-Esteem and Career Decision Self-Efficacy Beliefs // Career Development Quarterly. 2019. No. 67 (4). P. 282–297.


Рецензия

Для цитирования:


Сироткин О.Е. Содержание понятия «социальная грамотность» в педагогической теории и практике. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2024;(1):82-89. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-1-82-89

For citation:


Sirotkin O.E. The content of the «social literacy» concept in pedagogical theory and practice. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2024;(1):82-89. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-1-82-89

Просмотров: 209


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)