ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальность исследования заключается в анализе проекта преобразований одного из выдающихся реформаторов времен Александра I, задумки которого не были восприняты по достоинству, но могли предотвратить серьезные потрясения в России в последующие правления.
Проблема заключается в том, что предлагаемые изменения Сперанского заложили бы основу для глубокого реформирования страны, однако не всем проектам суждено было реализоваться.
Цель исследования заключается в рассмотрении проектов преобразований Сперанского М.М. и анализе степени их реализации.
В статье применялись следующие методы исторического исследования: ретроспективный, историко-генетический. Первый позволил погрузиться в события прошлого, второй – проанализировать степень внедрения проектов.
Результат исследования: многие предложения Михаила Михайловича в последующем будут рассмотрены потомками победителя Наполеона Бонапарта, но тогда российский император считал проекты преждевременными. Только реформа духовных учебных заведений – одна из немногих, которая была воплощена практически полностью.
Вывод: из проектов Сперанского, рассмотренных в исследовании, в сфере духовного образования больше всех других были внедрены предложения Сперанского, в государственном реформировании возник лишь Госсовет, в налоговой реформе были реализованы только отдельные частичные предложения реформатора.
В современном обществе развитию социально-культурной сферы в стране государственными органами власти уделяется достаточно большое внимание несмотря на то, что в конце XX – начале XXI вв., при значительном сокращении сети социально-культурных учреждений, библиотеки стали принимать на себя функции упраздненных культурных центров. К традиционным функциям просветительского характера, сохранения и приумножения культурного наследия добавились функции информационных центров, предоставляющих доступ к национальным и мировым информационным сетям и базам данных. Сегодня в современном библиотековедении представлены новые аналитические возможности для изучения и анализа библиотечных коммуникаций. Одним из таких является гендерый подход, позволяющий рассмотреть нормы и культурные символы, которые привносят в библиотечную профессию мужчины и женщины.
Целью данного исследования является изучение данного аспекта в социально-культурной сфере на региональном уровне, которое позволяет нам проследить своеобразие общих процессов в рамках отдельных национальных республик.
Для достижения поставленной цели сформулирована задача: отразить историю развития библиотечной сети в 1950-е гг. в регионе, используя гендерный подход. В процессе работы над статьей использованы методы сравнительно-исторического анализа, а также принцип объективизма и историзма, предоставивший возможность проанализировать различные эпизоды и явления с исторической точки зрения. При изучении поставленных вопросов автор приходит к выводу, что отечественная историография на сегодняшний день почти не располагает исследованиями, посвященными изучению развития библиотечного дела через призму гендерных стереотипов. Данное исследование представляет собой попытку осветить развитие библиотечного дела, делая акцент на женский опыт в данной профессии.
Актуальность статьи обусловлена возрастающим интересом исследователей и читателей к опыту советского периода истории через жизненные пути, биографии, результаты деятельности простых людей.
Проблема исследования заключается в анализе социокультурных процессов через источники личного происхождения (документы, фото, воспоминания и т. д.).
Цель исследования: на примере изучения биографии Ачегу Д.П. понять социальные, культурные, профессиональные и психологические моменты советского периода.
Основу методологии исследования для рассмотрения жизни и деятельности врача-хирурга высшей категории Довлета Позадовича Ачегу (1919–1963 гг.), первого заведующего хирургическим отделением Адыгейской областной больницы, составил историко-биографический метод. Также использовались методы научного анализа и обобщения.
Результаты исследования. Описание и анализ жизненной истории Довлета Позадовича позволяют обобщить и понять социальные, культурные и психологические явления определенного исторического периода. Судьба Ачегу вместила в себя основные вехи советского периода. Он испытал на себе все радости и тяготы непростых военно-политических и идеологических процессов. Все значимые исторические события тех лет проходят красной нитью через его жизнь. Несомненно, Довлет не был уникален, он был сформирован как высококлассный специалист и интересный человек под влиянием системы советской культуры, образования, норм поведения и отношения к профессии.
Ключевые выводы. Подобные истории и биографии необходимо знать молодому поколению врачей, студентам-медикам в качестве примера служения профессии и долгу врача. Жизнь и деятельность Ачегу Д.П. могут служить примером для формирования личностных смыслов и ценностных ориентиров для современной молодежи. Подобные «микроистории», относящиеся к гуманистическому направлению исследования истории, анализируют культурные, профессиональные, семейные ценности людей. Они описывают важные для познания и понимания определенной эпохи маленькие элементы, которые помогают ответить на большие вопросы и выстроить преемственность поколений.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальность. На формирование процесса обучения студентов технических специальностей оказывают влияние два основных фактора. С одной стороны, это состояние и стратегия развития областей промышленности и ее потребности. С другой стороны, это обязательные рекомендации Министерства образования по формированию учебного процесса той или иной специальности. Поэтому формирование процесса обучения студентов должно быть выполнено в соответствии с учетом двух основных документов федерального образовательного стандарта и профессиональных стандартов в той области, в которой специализируется высшее учебное заведение.
Постановка проблемы. Неправильная трактовка данных документов может стать причиной некорректного формирования основной образовательной программы и, как следствие, невозможности получения высококвалифицированных специалистов.
Цель: выявление основных ошибок, которые могут возникать при формировании образовательного процесса по техническим специальностям.
В статье рассматривается трансформация образовательных стандартов за три последних десятилетия. Для решения поставленной цели в статье использованы методы анализа литературы, синтеза и обобщения данных. Проведен анализ федеральных образовательных стандартов и основных образовательных программ бакалавров по направлению подготовки «Электроснабжение».
Выводы: выявлены возможные проблемы, с которыми могут столкнуться руководители основных образовательных программ по техническим специальностям и их последствия для образовательного процесса. Предложены в качестве рекомендаций два основных подхода к формированию основных образовательных программ и учебных планов.
Актуальность. Современный этап исторического развития мирового сообщества характеризуется ускорением научно-технического и социального прогресса, широкомасштабным распространением новых идей и технологий, поэтому воспроизводство знания, осуществляемое на инновационной основе, является актуальным и оказывает все большее влияние на темпы экономического роста.
Постановка проблемы. Современная система образования постепенно начинает в полной мере использовать ресурсы компетентностного подхода. В профессиональном образовании такой подход является концептуальной основой реализации инновационной системы. Проблема исследования заключается в выявлении особенностей формирования профессиональной компетентности преподавателей высшего образования.
Цель статьи – обосновать современные технологии развития профессиональной компетентности преподавателей профессионального образования для повышения их готовности к подготовке будущих специалистов на инновационных принципах.
Методы исследования – теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; изучение нормативных документов в сфере образования; анализ и синтез; систематизация и обобщение; анкетирование.
Результаты и ключевые выводы. В результате проведенного исследования выявлена необходимость в непрерывном профессиональном развитии преподавателей на инновационных принципах и актуализации рассматриваемой проблемы. Обосновано использование современных педагогических технологий дистанционного, проектного обучения и производственных технологий для формирования профессиональной компетентности преподавателей высшего образования, а также современных форм подготовки будущих квалифицированных специалистов.
В число важнейших компонентов основного общего образования в современных условиях входит культура безопасности жизнедеятельности, основной вектор которой ориентирован на адекватное решение приоритетных задач обеспечения личной и национальной безопасности. В связи с этим рассматриваемая в рамках данной статьи научная проблема представляется актуальной и востребованной современной образовательной практикой, т. к. именно от уровня развития культуры безопасности жизнедеятельности каждого человека зависит эффективность обеспечения безопасности всего мирового сообщества.
Проблема исследования заключается в выявлении содержания категории «культура безопасности жизнедеятельности» и теоретических оснований обоснования процесса ее формирования у обучающихся в образовательных учреждениях.
Цель исследования: раскрыть категорию «культура безопасности жизнедеятельности» в различных областях знания и обосновать основные теоретические детерминанты ее формирования в образовательных учреждениях.
В исследовании использованы следующие методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, методы наглядного представления информации. Результаты исследования вносят вклад в изучение научно-теоретических аспектов организации педагогического процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности в условиях образовательных учреждений, а также научно-теоретических подходов обоснования дефиниции «культура безопасности жизнедеятельности».
Ключевые выводы: на основании комплексного анализа научной литературы выявлены три подхода к содержанию категории «культура безопасности жизнедеятельности» – социально-философский, психологический и педагогический; обозначены предпосылки построения педагогических воздействий по формированию культуры безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях: принципы (общие и специфические), а также обозначены направления данной деятельности.
Цифровая трансформация общества уже на современном этане развития сталкивается с проблемой дефицита высококвалифицированных кадров – специалистов в области новейших информационных технологий, ученых-интеллектуалов с качественным фундаментальным образованием. Решение этой проблемы лежит в области внедрения новых образовательных моделей и технологий.
Целью данной работы является исследование стратегии формирования новой концептуальной схемы современного образования.
Подчеркивается, что в настоящее время успешно реализуются и взаимодополняют друг друга две ведущие образовательные модели: классическая модель «завершенного» образования с базовым принципом – «образование один раз и на всю жизнь», закрывающая потребность общества в генерировании и распространении знаний, а также хранении культурных идеалов, и вторая модель, получившая название «модель непрерывного образования», отвечающая принципу – «образование на протяжении всей жизни», соответствующая стремительному изменению технологий и характеру цифровых трансформаций общества. Особое внимание в статье уделяется новым образовательным технологиям таким как: 1) аналитические технологии, в основе которых лежит анализ больших данных образовательных учреждений в режиме реального времени; 2) адаптивное (или интеллектуальное) обучение, в основе которого лежат принципы персонализации обучения и построения индивидуальной образовательной траектории; 3) Smart-образование, использующее инструменты обучения в интерактивной образовательной среде с элементами дистанционного и мобильного образования. В качестве методологической основы исследования выступает системный подход и общие методы научного познания, такие как анализ, синтез, обобщение.
Актуальность затронутой темы связана с усилением внимания к проблеме соответствия качества российского образования перспективным задачам цифровой трансформации российского общества.
Ключевой вывод. Высокий профессиональный уровень кадрового резерва, который будет способен практически реализовать государственные программы цифровизации, возможен и связан с построением новой концепции современного образования.
Современная система образования подвержена изменениям, сопровождающимся внедрением ряда инноваций, т. к. должна адаптироваться под требования динамично развивающегося общества. В числе таких инноваций – внедрение в вузах страны эффективного контракта как инновационного механизма стимулирования труда научно-педагогического работника. Потребность в критериальной оценке эффективности деятельности преподавателя высшей школы в
зависимости от индивидуальных результатов его труда актуализировала важность исследования проблемы модели эффективного контракта в высшей школе и определила проблему исследования: какова сущность эффективного контракта как инновационного механизма стимулирования труда научно-педагогического работника?
Цель исследования заключается в раскрытии сущности эффективного контракта как инновационного аспекта стимулирования профессиональной деятельности преподавателя вуза и его основных составляющих.
Методы исследования: анализ, обобщение, описание, толкование, сравнение. Применялись системный и логический подходы.
Результаты исследования: 1) описано понятие «эффективный контракт» в правовом и научно-педагогическом поле; 2) осуществлен краткий обзор концепции эффективного контракта за рубежом и в России; 3) обоснованы принципы разработки критериев профессиональных достижений педагогических работников.
Ключевые выводы: 1) эффективный контракт – сбалансированная декомпозиция критериев и показателей результативности профессиональной деятельности педагога высшей школы; 2) зарубежные и отечественные концепции эффективного контракта во многом схожи и включают совокупность взаимосвязанных компонентов, раскрывающих все аспекты профессиональной деятельности преподавателя: учебно-методической, научной, воспитательной и спортивной; 3) основными принципами критериального оценивания научно-педагогических работников являются: комплексность, объективность, количественная оценка, адаптивность, стимулирование и мотивация.
Научные исследования последних лет констатируют нарушение механизма включения молодых граждан во взрослую жизнь, доминирование у современной молодежи потребительских установок. Вполне очевидно, что одним из показателей гражданского общества является стремление людей быть его полноправными членами, ответственными и способными к общественно полезной деятельности. Происходящее изменение геополитической ситуации в мире особо остро актуализировало проблему сформированности у детей и подростков социальной грамотности как особого критерия развитости социума.
Потребность в решении данного вопроса определила проблему исследования, которая заключается в недостаточной изученности содержания социальной грамотности детей и подростков в современном педагогическом дискурсе и востребованностью теоретического обоснования данного термина с позиций современной социокультурной ситуации.
Соответственно, цель данного исследования состоит в раскрытии понятия «социальная грамотность» в педагогической теории и практике.
В работе применялись методы исследования: анализ педагогического опыта и теоретических подходов по изучаемой проблеме, синтез, дифференциация, методы наглядного представления полученных данных.
Результаты исследования: выявлено содержание социальной грамотности в педагогических научных и научно-методических исследованиях; предложены компоненты социальной грамотности.
Ключевые выводы: под социальной грамотностью понимается готовность личности благополучно социализироваться в окружающей среде; обладание взаимообусловленной совокупностью знаний, умений и навыков, а также необходимых личностных качеств, обеспечивающих формирование этой готовности; социальная грамотность включает совокупность взаимосвязанных компонентов: личностного, деятельностного и рефлексивного, выделенных на основе систематизации аксиологического, средового, компетентностного и полисубъектного подходов.
Актуальность исследования. Основой активизации познавательной деятельности школьников является целенаправленно формируемый интерес к обучению; создание положительной мотивации к учению, которые приведут к положительным мотивам к учению, чтобы впоследствии мотивы перешли в устойчивый интерес к учению, а интерес – в потребность к учению. Такой интерес к усвоению географической номенклатуры можно сформировать при усовершенствовании методов обучения с использованием топонимики.
Постановка проблемы исследования: школьная практика показывает, что изучение географических объектов и номенклатуры идет репродуктивным путем, в основном на основе запоминания, что негативно сказывается на качестве усвоения знаний. В связи с этим возникает проблема поиска возможных методов усвоения географической номенклатуры, которые активизировали бы процесс их усвоения.
Цель исследования: экспериментально обосновать современные методы усвоения географической номенклатуры с использованием топонимики в курсе «География России. Природа и население» в школе.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы) и эмпирические (наблюдение, эксперимент, обобщение); специальные (анкетирование, тестирование).
Результаты исследования: в результате экспериментального исследования были получены следующие ключевые выводы: 1. К современным методам усвоения географической номенклатуры относятся: топонимические методы (выявление семантики и этимологии географических названий); методы обучения (частично-поисковый, проблемный и исследовательский). 2. Анализ результатов анкетирования и тестирования обучающихся МБОУ «Майкопская гимназия № 22» в 2023/2024 учебном году показал позитивные результаты педагогического эксперимента, доказал обоснованность предлагаемых методов усвоения географической номенклатуры с применением топонимики.
В современном мире велика значимость образования, поскольку оно является основным источником общественного прогресса. Изменение технологий в социально-экономической сфере напрямую влияет на трансформацию сферы образования во всем мире. Представленная статья носит теоретический постановочный характер и посвящена научной проблеме трансформации образования в современных социокультурных условиях.
Цель статьи: раскрыть направления трансформации образования как базовые ориентиры его качества в современных условиях.
Методы исследования: анализ, теоретическое обобщение, прогнозирование.
Результаты исследования: раскрыта дефиниция «качество образования» и определены векторы ее развития; аргументированы причины, вызвавшие серьезную трансформацию сферы
образования в мире и России; систематизированы драйверы, обусловившие трансформацию института образования на современном этапе.
Ключевые выводы: под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям; причинами, фасилитирующими трансформацию сферы образования на современном этапе, выступили: растущая глобализация, всеобщая цифровизация, роботизация и др.; к ведущим драйверам, определяющим развитие образования, относятся: внешние, производственные и внутренние.
Актуальность исследования обусловлена недостаточностью объема занятий по иностранному языку в неязыковом вузе для эффективного усвоения студентами коммуникативных компетенций и реализации задач воспитания и профессионального ориентирования в классной аудитории.
Наша гипотеза состоит в том, что создание языковой среды путем проведения внеклассных мероприятий культурного, воспитательного и профессионально-ориентирующего характера является эффективным способом организации процесса обучения, соответствующего теории о естественном усвоении языка путем «ввода понятной и увлекательной информации».
Цель исследования состоит в описании модели организации подобной языковой среды и ее преимуществ в ракурсе гипотез Стивена Крашена.
В нашем исследовании мы используем методы мониторинга, анализа литературы, синтеза и дедукции. В результате нашей работы мы пришли к выводу, что разнообразная языковая среда, создаваемая путем организации различных дополнительных мероприятий, является прекрасным средством формирования коммуникативных компетенций студентов на протяжении всего периода обучения в вузе, способствует образованию профессиональных мотивации и кругозора, а также воспитанию гражданина, который умеет не только гордиться своей страной, но и достойно представлять ее на международном уровне.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальность исследования обусловливается тотальной зависимостью уровня здоровья населения от обеспеченности лекарственными средствами.
В число многочисленных проблем обращения лекарств входит проблема культуры потребления, т. к. от этого напрямую зависит здоровьесбережение нации. Также к вопросам культуры поддержания здоровья относится государственно-экономическая программа обеспечения населения необходимыми продуктами фармацевтической отрасли.
Целью исследования является определение отношения населения к потреблению лекарств как показателю здоровьесбережения.
Исследование построено на основе использования метода анкетного опроса. Основными вопросами явились особенности отношения к приему лекарств респондентов, вопрос о врачебном назначении препаратов, о значении для населения цен на лекарства, влияние рекламы на потребление лекарств и пр. По результатам опроса было доказано, что качество жизни подавляющего числа людей напрямую зависит от использования лекарственных препаратов. Культура жителей региона в вопросе потребления лекарств достаточно высока, о чем свидетельствует информация об изучении инструкции перед приемом препарата большинством респондентов, разумном отношении к рекламе лекарств в СМИ, оптимальном уровне доверия к качеству аптечной продукции. Важным вопросом культуры здоровьесбережения остается обеспечение людей с хроническими заболеваниями препаратами ежедневного использования, которое не должно полностью зависеть от импорта из других стран, а также ценовая политика, позволяющая пациентам приобретать необходимое лекарство. Поддержание высокого уровня культуры потребления лекарственных средств должно обеспечивать государство, осуществляющее разумную социальную политику и эффективный контроль за удовлетворением потребности людей в ресурсах для обеспечения здоровья нации.
Современные социально-политические изменения подчеркивают особую актуальность проблемы формирования национальной идентичности в условиях зачастую противоречивых социокультурных процессов. Нивелирование негативных социальных явлений, эксплуатирующих категорию национальной идентичности, и развитие ее потенциала для формирования гражданских ценностей и гармонизации межэтнических отношений в российском обществе обуславливает необходимость глубинного понимания данного феномена, который рассматривается преимущественно как результат его конструирования социальными институтами.
Однако этот процесс приобретает и форму усвоения элементов нациестроительства, пропущенных сквозь фильтры личностных установок, репрезентации индивидуальной национальной идентичности в различных социальных ситуациях, что составляет исследовательскую проблему данной работы.
На основе изучения теоретических данных автором предложена категория перформативной национальной идентичности на основе применения подходов социального конструктивизма и символического интеракционизма. Методами теоретического исследования выступили: теоретический анализ и синтез, индукция и моделирование. В результате была разработана категория перформативной национальной идентичности, включающая в себя технологии, особенности, ресурсы конструирования и осознанной и неосознанной репрезентации национальной идентичности в повседневных практиках. Результаты исследования развивают теорию и методологию конструирования национальной идентичности, расширяют понимание процесса формирования национальной идентичности как результата усвоения коллективной памяти сквозь призму личностных установок, а также позволяют изучать особенности репрезентации национальной идентичности в различных ситуациях с точки зрения драматургического подхода.