Культура безопасности жизнедеятельности: понятие и проблема формирования в условиях образовательных организаций
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-1-57-64
Аннотация
В число важнейших компонентов основного общего образования в современных условиях входит культура безопасности жизнедеятельности, основной вектор которой ориентирован на адекватное решение приоритетных задач обеспечения личной и национальной безопасности. В связи с этим рассматриваемая в рамках данной статьи научная проблема представляется актуальной и востребованной современной образовательной практикой, т. к. именно от уровня развития культуры безопасности жизнедеятельности каждого человека зависит эффективность обеспечения безопасности всего мирового сообщества.
Проблема исследования заключается в выявлении содержания категории «культура безопасности жизнедеятельности» и теоретических оснований обоснования процесса ее формирования у обучающихся в образовательных учреждениях.
Цель исследования: раскрыть категорию «культура безопасности жизнедеятельности» в различных областях знания и обосновать основные теоретические детерминанты ее формирования в образовательных учреждениях.
В исследовании использованы следующие методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, методы наглядного представления информации. Результаты исследования вносят вклад в изучение научно-теоретических аспектов организации педагогического процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности в условиях образовательных учреждений, а также научно-теоретических подходов обоснования дефиниции «культура безопасности жизнедеятельности».
Ключевые выводы: на основании комплексного анализа научной литературы выявлены три подхода к содержанию категории «культура безопасности жизнедеятельности» – социально-философский, психологический и педагогический; обозначены предпосылки построения педагогических воздействий по формированию культуры безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях: принципы (общие и специфические), а также обозначены направления данной деятельности.
Ключевые слова
Об авторе
Е. А. ПанинаРоссия
Елена Александровна Панина, кандидат социологических наук, доцент, старший научный сотрудник
управление научной деятельностью
Майкоп
тел.: +7(903)4660244
Список литературы
1. Бахтина В.В. Сущность воспитания культуры безопасности жизнедеятельности в образовательном учреждении // Физическая культура, спорт и здоровье. 2018. № 32-2. – С. 122–126.
2. Белых Т.В. Психологические детерминанты сформированности культуры безопасности жизнедеятельности у населения радиоактивно загрязненных территорий в отдаленном периоде: специальность 05.26.02 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях (по отраслям)» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – СПб., 2014. – 22 с.
3. Блохина А.В., Шамратова И.А. Психологические аспекты формирования культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения // Международная гуманитарная помощь: опыт, реалии, перспективы. Актуальные вопросы формирования культуры безопасности населения (международные аспекты). XXIII Международная научно-практическая конференция по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций : материалы конференции (Ногинск, 07 июня 2018 г.). – Ногинск: МЧС России, 2018. – С. 312–317.
4. Головин Н.Л. Понятие «культура безопасности» // Педагогический журнал. 2021. Т. 11, № 4. – С. 32–47.
5. Зырянова О.Б. Культура безопасности и безопасность культуры – операционализация понятий // Совершенствование гуманитарных технологий в образовательном пространстве вуза: факторы, проблемы, перспективы (Екатеринбург, 15 марта 2017 г.). – Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2017. – С. 160–163.
6. Лагаева А.О., Ковриков Г.В. Оценка эффективности концепции обеспечения безопасности образовательного учреждения: состояния, проблемы и перспективы // Наука через призму времени. 2019. № 1 (22). – С. 132–134.
7. Леонов В.В., Шабанова М.В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся в системе основного общего образования (5–7 классы) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2023. № 1. – С. 110–120.
8. Манин А.Д., Суздалева А.М. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у учащихся младшего школьного возраста // Грани педагогики безопасности : сборник материалов Всероссийской научной студенческой конференции с международным участием (Екатеринбург, 11 дек. 2015 г.). – Екатеринбург: УрГПУ, 2015. – С. 112–116.
9. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников : автореф. дис. … на соиск. уч. степ. д-ра пед. наук. – Барнаул, 2004. – 42 с.
10. Савин А.П. Педагогические проблемы обеспечения эффективного формирования культуры безопасности в образовательном процессе // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2011. Т. 1, № 3. – С. 177–179.
11. Трунов М.В., Орехов А.И. Профессиональная педагогическая культура безопасности: пути развития и совершенствования // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. – С. 121.
12. Formation Of A Culture Of Life Safety Among Students / Byrylova E.A. [et al.] // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS (Veliky Novgorod, 03–04 окт. 2019 г.). Vol. 87. Veliky Novgorod: European Publisher, 2020. P. 156–162.
13. Cooper D., Finley L. How to develop a culture of safety competency [Еlectronic resource]. URL: https://www.ishn.com/articles/98019-how-to-develop-a-culture-of-safety-competency (accessed 12. 10. 2023).
14. Ismail К. How to Develop a Safety Culture? [Еlectronic resource]. URL: https://hsseworld.com/how-to-develop-a-safety-culture/ (accessed 07. 01. 2023).
15. The Ultimate Guide to Safety Culture in 2023 [Еlectronic resource]. URL: https://www.alertmedia.com/safety-culture/ (accessed 07. 10. 2023).
Рецензия
Для цитирования:
Панина Е.А. Культура безопасности жизнедеятельности: понятие и проблема формирования в условиях образовательных организаций. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2024;(1):57-64. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-1-57-64
For citation:
Panina E.A. Life safety culture: the concept and the problem of its formation in educational organizations. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2024;(1):57-64. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-1-57-64