Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Последствия использования всех видов профессиональной деятельности при формировании основной образовательной программы бакалавров технических направлений

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-1-40-47

Аннотация

   Актуальность. На формирование процесса обучения студентов технических специальностей оказывают влияние два основных фактора. С одной стороны, это состояние и стратегия развития областей промышленности и ее потребности. С другой стороны, это обязательные рекомендации Министерства образования по формированию учебного процесса той или иной специальности. Поэтому формирование процесса обучения студентов должно быть выполнено в соответствии с учетом двух основных документов федерального образовательного стандарта и профессиональных стандартов в той области, в которой специализируется высшее учебное заведение.

   Постановка проблемы. Неправильная трактовка данных документов может стать причиной некорректного формирования основной образовательной программы и, как следствие, невозможности получения высококвалифицированных специалистов.

   Цель: выявление основных ошибок, которые могут возникать при формировании образовательного процесса по техническим специальностям.

   В статье рассматривается трансформация образовательных стандартов за три последних десятилетия. Для решения поставленной цели в статье использованы методы анализа литературы, синтеза и обобщения данных. Проведен анализ федеральных образовательных стандартов и основных образовательных программ бакалавров по направлению подготовки «Электроснабжение».

   Выводы: выявлены возможные проблемы, с которыми могут столкнуться руководители основных образовательных программ по техническим специальностям и их последствия для образовательного процесса. Предложены в качестве рекомендаций два основных подхода к формированию основных образовательных программ и учебных планов.

Об авторах

Е. С. Логинова
Северский технологический институт – филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Россия

Екатерина Сергеевна Логинова, кандидат технических наук, доцент

Северск

тел.: +7(913)8450339



Л. Н. Лохтина
Северский технологический институт – филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Россия

Лилия Николаевна Лохтина, кандидат технических наук, доцент

Северск

тел.: +7(923)4026709



А. Л. Федянин
Северский технологический институт – филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Россия

Александр Леонидович Федянин, кандидат технических наук, доцент

Северск

тел.: +7(913) 808-55-77



Список литературы

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 551700 «Электроэнергетика» (второй уровень высшего профессионального образования).

2. Сиганова В.В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании (теоретический аспект) // Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель современного образования: материалы IX Международной научной конференции (20–21 нояб. 2019 г.). – Прага: Социосфера-CZ, 2019. – С. 18–22.

3. Гребнев Л.С. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения // Высшее образование в России. 2004. № 1. – С. 36–42.

4. Подход к формированию компонентной структуры компетенций / Кон Е.Л. [и др.] // Высшее образование в России. 2013. № 7. – С. 37–41.

5. The Education and Training of Learning Technologists: A Competences Approach / Hartley R. [et al.] // Educational Technology & Society. 2010. No. 13 (2). P. 206–216.

6. Путилова А.В. Компетентностный подход при проектировании образовательного процесса как механизм повышения качества образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. – С. 53–56.

7. The new competence concept in higher education: error or enrichment? / Mulder M. [et al.] // Journal of European Industrial Training 2009. No. 33(8/9). P. 755–-770.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника» (квалификация (степень) «бакалавр») (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 18. 05. 2011 № 1657, от 31. 05. 2011 № 1975)

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» (уровень бакалавриата) (утв. приказом М-ва образования и науки РФ от 3 сентября 2015 г. № 955)

10. Волошина И.А., Новиков П.Н. Из истории развития профессиональных стандартов в России // Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 12.

11. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, № 1. – С. 2.

12. Богдан Н.Н., Масилова М.Г. Взаимодействие государства, работодателей и вуза в обеспечении качества подготовки бакалавров // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 8. – С. 96–100.

13. Профессиональный стандарт 20.003 «Работник по эксплуатации устройств и комплексов релейной защиты и автоматики гидроэлектростанций/ гидроаккумулирующих электростанций», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18. 03. 2021 № 132н


Рецензия

Для цитирования:


Логинова Е.С., Лохтина Л.Н., Федянин А.Л. Последствия использования всех видов профессиональной деятельности при формировании основной образовательной программы бакалавров технических направлений. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2024;(1):40-47. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-1-40-47

For citation:


Loginova E.S., Lokhtina L.N., Fedyanin A.L. The consequences of the use of all kinds of professional activities in the formation of basic educational program for Bachelors in technical areas. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2024;(1):40-47. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-1-40-47

Просмотров: 116


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)