Модель формирования готовности будущих педагогов к проектированию психологически безопасной среды
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-2-77-85
Аннотация
В период парадигмальных изменений в жизни общества нарастает тенденция неопределенности, детерминирующая эмоциональную напряженность, повышение уровня агрессии и тревожности. Динамизм и транзитивность социальных процессов обусловливают выбор стратегии социального поведения и развития человека в ситуации непредсказуемости и сложности. На этом фоне особую значимость приобретает проблема создания психологически комфортных условий для всестороннего развития индивида, его защищенности в ситуации взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса, что требует от педагогов готовности к проектированию и созданию психологически безопасной образовательной среды. В связи с этим проблема исследования заключается в научном обосновании и практической разработке модели формирования готовности будущих педагогов к проектированию психологически безопасной среды. Цель исследования заключается в разработке модели формирования готовности будущих педагогов к проектированию психологически безопасной среды. Методологическая база исследования представлена комплексом методов анализа, моделирования, проектирования, эксперимента.
Результаты исследования: проанализированы различные подходы к содержанию готовности будущего педагога к проектированию психологически безопасной образовательной среды; выявлены структурные компоненты готовности, определены критерии и показатели ее сформированности; разработана модель формирования готовности будущего педагога к проектированию психологически безопасной образовательной среды.
Ключевые выводы: актуальность проблемы формирования готовности к проектированию психологически безопасной среды в процессе профессиональной подготовки будущих учителей обусловлена современными социальными преобразованиями; модель формирования готовности к решению этой задачи представляет собой совокупность целевого, содержательно-процессуального, технологического и оценочно-рефлексивного компонентов, ориентирована на формирование мотивации в педагогической деятельности, совершенствование проектировочной компетентности будущих учителей, развитие личностно-профессиональных качеств будущих педагогов.
Об авторах
Б. К. ДжабатыроваРоссия
Джабатырова Бэлла Казбековна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы и туризма.
Майкоп
Тел.: +7(918)4217968
Ф. Р. Хатит
Россия
Хатит Фатима Рамазановна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и социальной психологии.
Майкоп
Тел.: +7(964)9033486
Н. М. Сташ
Россия
Сташ Нафсет Моссовна - заместитель директора по воспитательной работе научно-образовательного кластера Института точных и цифровых технологий.
Майкоп
Тел.: +7(928)4684358
Список литературы
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ: [принят Государственной думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года] [ред. от 04.08.2023] // СПС КонсультантПлюс. М., 2023.
2. Баева И.А., Тарасов С.В. Готовность педагогов к реализации инноваций в профессиональной деятельности и ее взаимосвязь с психологической безопасностью и комфортностью образовательной среды // Психологическая безопасность образовательной среды региона: теоретические основы и практика создания. СПб.: Гос. ин. экономики, финансов, права и технологий, 2019. С. 158-163.
3. Горнышева А.А. Сущностная характеристика ключевых понятий исследования проблемы формирования социокультурного пространства учреждения дополнительного образования детей // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 4. С. 128-131.
4. Чумичева Р.М., Куликовская И.Э., Поддубная Т.Н. Культура безопасности жизнедеятельности как педагогическая проблема // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023. Т. 15, № 3. С. 99-107.
5. Бичева И.Б., Филатова О.М. «Безопасность образовательной среды» как категория современного социально-педагогического знания // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18).
6. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
7. Силаева О.А., Кисляков П.А. Подходы к проектированию здоровьеориентированной образовательной среды // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: материалы VI Международной научно-практической конференции / под общ. ред. Н.В. Третьяковой. Екатеринбург, 2016. С. 120-125.
8. Основы проектирования психологически безопасной образовательной среды в современной школе [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.Л. Федотенко [и др.]. Тула: ТГПУ им. Н.Л. Толстого, 2013. 132 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24293614 (дата обращения: 20.10.2022).
9. Джабатырова Б.К., Крафт Н.Н., Мустафина А.А. Педагогические условия формирования проектировочной компетентности у будущих педагогов // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2021. С. 156-159.
10. Бегидова С.Н., Джабатырова Б.К., Бегидов В.С. Проектирование образовательных технологий // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 8(151). С. 4-8.
11. Akimоvа L.A., Chikeneva I.V. Safe educational environment as an object of pedagogical design // Humanities and Social Sciences Reviews. 2019. Vol. 7, No. 5. P. 510-515.
12. Turlo E.M., Alyabieva A.Yu. Technology of forming competence of pedagogical design in graduate and postgraduate programs // Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives. Proceedings of the Conference «Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives». «Lecture Notes in Networks and Systems». 2020. P. 904-913.
13. Savolainen T.A Safe learning environment from the perspective of Laurea University of applied sciences safety, security and risk management students and staff // Heliyon. 2023. Vol. 9. P. e12836.
Рецензия
Для цитирования:
Джабатырова Б.К., Хатит Ф.Р., Сташ Н.М. Модель формирования готовности будущих педагогов к проектированию психологически безопасной среды. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2024;(2):77-85. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-2-77-85
For citation:
Dzhabatyrova B.K., Hatit F.R., Stash N.M. A model for developing the readiness of future teachers to design a psychologically safe environment. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2024;(2):77-85. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-2-77-85