К вопросу о взаимосвязи между принципом доброжелательности и благодеяния
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-2-110-118
Аннотация
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что принципы воспитательного процесса по своей сути почти всегда взаимосвязаны, тем не менее обычно за основу берется какой-то отдельный принцип, в то время как установление взаимосвязи между принципами доброжелательности и благодеяния способствует значительно более глубокому осмыслению диалектики образовательных взаимодействий.
Постановка проблемы состоит в том, что: без чувства доброжелательности и благодеяния обучающиеся с меньшей вероятностью будут заинтересованы в размышлениях и действиях, отвечающих нуждам других людей.
Цель данной статьи заключается в проведении анализа современной литературы для выявления взаимосвязи между принципом доброжелательности и благодеяния, которые должны побуждать молодежь к знаниям о жизни других людей и конкретных обстоятельствах.
Объектом исследования в данной работе являются принципы доброжелательности и благодеяния как гуманитарные предпосылки морально-нравственного процесса, а предметом выступает воспитание индивида на данной основе.
Методом исследования выступает понятийный анализ, а также исследование отечественной и зарубежной литературы по данному вопросу. Отдельного внимания в данной работе заслуживает детальное рассмотрение представленных определений, формирующее четкое понимание об их сущности и содержании.
Выводы. Основным выводом данной статьи явилось выдвинутое предположение о том, что готовность подрастающего поколения использовать принцип доброжелательности зачастую развивается под созданием благоприятной педагогической среды. Для того чтобы понять, что именно способствует формированию основы для знакомства с различными точками зрения и мировоззрениями, а также со структурными причинами социальных проблем и потенциальными последствиями действий, предпринятых для их решения, были рассмотрены аспекты для возникновения данных принципов. Также в ходе детального изучения материалов, посвященных данной проблематике, был обнаружен и описан принцип справедливости и благотворительности в контексте связи между доброжелательностью и благодеянием. Отмечается, что использование принципа доброжелательности и благодеяния с учетом возрастных особенностей может стать одной из основ в определении механизмов реализации преемственности педагогического образования.
Результаты данного исследования могут быть использованы не только при обучении педагогов, но также могут быть полезны для специалистов в области психологии, культуры и т. д.
Об авторе
А. А. СтенищеваРоссия
Cтенищева Алиса Александровна = аспирантка кафедры психологии и педагогики филологического факультета.
Москва
Список литературы
1. Агафонова С.В., Брюхова Н.Г., Кайгородов Б.В. Доброжелательность как нравственное качество студентов-волонтеров [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11, № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/14PSMN223.pdf
2. Бетильмерзаева М.М. Этническая идентичность как фактор формирования гражданской идентичности // Общество: философия, история, культура. 2022. № 8. C. 193-197. https://doi.org/10.24158/fik.2022.8.31
3. Культурная обусловленность структуры социальной идентичности у студентов, обучающихся в поликультурной среде университета [Электронный ресурс] / Бохан Т.Г. [и др.] // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 1. https://mir-nauki.com/PDF/17PSMN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
4. Герасименко Т.И. Главные факторы трансформации региональной и этнической идентичности // Юг России: экология, развитие. 2020. Т. 15(3). С. 144-154. https://doi.org/10.18470/1992-1098-2020-3-144-154
5. Гокина А.Ф., Сафонова Е.В., Ягафова Е.А. Этнокультурный аспект в образовательном процессе педагогического вуза // Самарский научный вестник. 2023. Т.12, № 1. С. 256-261. DOI: 10.55355/snv2023121304.
6. Зазаева Н.Б., Федюнина С.М. Основные тенденции формирования цифрового пространства российской корпоративной благотворительности // Вестник Поволжского института управления. 2021. Т. 21, № 6. С. 92-101. DOI: 10.22394/1682-2358-2021-6-92-101.
7. Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание / отв. ред. И.С. Семененко; ИМЭМО РАН. М.: Весь мир, 2017. 992 с.
8. Коноплева Н.А., Мастеренко В.С. Ценности и смыслы благотворительной деятельности // Ценности и смыслы. 2023. № 1(83). С. 131-146.
9. Максимова Д.И. Информационно-коммуникативный аспект благотворительной деятельности корпорации. Коммуникология. 2020. Т. 5, № 3. С. 8-18.
10. Милюкова Т.В. Этнокультурная идентичность как показатель сформированности профессиональной готовности будущего психолога к поликультурному взаимодействию // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8, № 6. С. 648-655.
11. Нартова-Бочавер С.К., Адамян А.А. Способность прощать и домашняя среда как аспекты межличностного взаимодействия // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11, № 1. С. 193-201.DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2020110112.
12. Романова С.А., Гурова О.С. Категориальная структура образа представителя этнической группы у современных русских студентов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22, № 2. С. 463-470. DOI: https: //doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-463-470
13. Рыжова С.В. Этническая идентичность в общественном измерении // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8, № 3. С. 165-181. DOI: 10.19181/snsp.2020.8.3.7497
14. Сафонова Е.В. Этнокультурные технологии обучения в профессиональной подготовке учителя // Горюхинские чтения. Наука, методика, культура: материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием (Новосибирск, 23-24 апр. 2021 г.). Вып. II / под ред. О.А. Фарафоновой. Новосибирск: НГПУ, 2022. С.112-117.
15. Смирнов С.Н. Благотворительность в обществе потребления: пример России // Социальные новации и социальные науки. 2023. № 2. С. 60-75.
16. Avant L.C. Swetz K.M. Revisiting beneficence: what is a ‘Benefit’, and by what criteria? // Am J Bioeth – National Library of Medicine. 2020. Vol. 20, № 3. P. 7-75. doi: 10.1080/15265161.2020.1714808
17. Nora C.R.D., Junges J.R. Patient safety and ethical aspects: scoping review // Journal Revista Bioética. 2021. Vol. 29. P. 304-316. doi: 10.1590/1983-80422021292468.
18. The PRISMA 2020 statement: an updated guideline for reporting systematic reviews / Page M.J. [et al.] // Syst reviews. 2021. Vol. 10, № 1. P. 1-11. doi: 10.1186/s13643-021-01626-4.
Рецензия
Для цитирования:
Стенищева А.А. К вопросу о взаимосвязи между принципом доброжелательности и благодеяния. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2024;(2):110-118. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-2-110-118
For citation:
Stenishcheva A.A. Revisiting the relationship between the principle of benevolence and beneficence. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2024;(2):110-118. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-2-110-118