Картирование как средство развития познавательной компетентности обучающихся вуза
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-2-127-139
Аннотация
Актуальность. Внедрение цифровых технологий в профессиональную сферу предопределило увеличение объема информации, необходимого для успешного становления в профессиональной деятельности, что предполагает развитие навыков поиска, анализа, систематизации и усвоения учебного материала у обучающихся.
Постановка проблемы исследования: каким образом можно оптимизировать взаимодействие визуального и внемодального каналов восприятия информации, чтобы процесс поиска, анализа, систематизации и усвоения профессионально-значимой информации у обучающихся высшей школы стал эффективным.
Цель статьи: обосновать эффективность применения картирования в качестве средства развития навыков поиска, анализа, систематизации и усвоения профессионально-значимой информации в процессе учебной деятельности.
Методами эмпирического исследования были определены: анкетирование на базе гугл-форм, беседа и тестирование, T-Test. В эксперименте задействованы студенты и преподаватели Кубанского и Адыгейского государственных университетов.
Результаты исследования состоят в уточнении содержания понятия «визуализация», установлении взаимосвязи между целью применения картирования и образовательным результатом, в выявлении потенциала картирования в повышении эффективности поиска, анализа, систематизации и усвоения учебного материала.
Ключевые выводы: Внедрение картирования в учебный процесс способствует: улучшению восприятия информации за счет визуализации изучаемого материала и внедрения «клипового» способа демонстрации информации; оптимизации времени при изучении нового материала за счет структурированности учебной информации; повышению вовлеченности в учебный процесс за счет оптимального сочетания в одном дидактическом инструментарии визуализации художественной привлекательности дизайна карты и структурно-логической схемы изучаемой информации.
Об авторах
Л. В. ШелеховаРоссия
Шелехова Людмила Валерьевна - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры информационных образовательных технологий.
Краснодар
Тел.: +7(962)7621627
Ф. С. Брантова
Россия
Брантова Фатимет Султановна - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии.
Майкоп
Тел.: +7(918)4242297
Список литературы
1. Bikowski D., Casal J.E. Interactive Digital textbook and engagement: A learning strategies framework // Language Learning & Technology Journal. 2018. Vol. 22, № 1. P. 119-136.
2. Власова Е.А., Новожилова О.В. Внедрение современных технологий в образовательный процесс [Электронный ресурс] // Инженерный журнал: наука и инновации. № 4 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-sovremennyh-tehnologiy-v-obrazovatelnyy-protsess (дата обращения: 18.02.2023).
3. Шелехова Л.В., Брантова Ф.С. Психолого-дидактические проблемы внедрения цифрового учебника в учебный процесс вуза // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022Т. 14, № 3. C. 134-143.
4. Бершадский М.Е. Когнитивная технология обучения: теория и практика применения. М., 2011. 256 с.
5. Shelekhova L.V., Bocharov A.V. The role of CRM systems in promotion of educational products of the university // INTERNATIONAL BEST PRACTISES OF PEDAGOGICALACTIVITY: EXPERIENCE, RISKS, PROSPECTS, 2021. Р. 202-210.
6. Селезнёва О.В., Кузнецова Н.С. Когнитивная визуализация как способ активизации учебно-познавательной деятельности при работе с электронным учебником // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. Т. 14, № 4. С. 128-138.
7. Мильруд Р.П. Универсальные учебные действия как сверхзадача обучения // Научный диалог. 2016. № 1 (49). С. 272-284.
8. Семеновских Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде [Электронный ресурс] // Вестник евразийской науки. 2014. № 5 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-klipovogo-myshleniya-v-obrazovatelnoy-vuzovskoy-srede (дата обращения: 18.02.2023).
9. Корниенко А.Ф. Сущность процессов мышления и мыслительной деятельности [Электронный ресурс] // Научный диалог. 2013. № 4 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-protsessov-myshleniya-i-myslitelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 17.11.2022).
10. Пудовкина Н.Г. Ментальные модели как основа и препятствия аналитической деятельности // Вектор науки ТГУ. 2012. № 1 8). С. 349-352.
11. Кулакова А.Б. Поколение z: теоретический аспект [Электронный ресурс] // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokolenie-z-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 18.02.2023).
12. Захарова В.А. Студенты поколения z: реальность и будущее [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2019. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/studenty-pokoleniya-z-realnost-i-buduschee (дата обращения: 18.02.2023).
13. Лесик С.Г. Интеллект-карты как средство когнитивной визуализации в обучении монологическому иноязычному высказыванию студентов бакалавриата педагогического образования // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики в современном иноязычном образовании. 2023. № 1. С. 272-277.
14. Чермит К.Д., Бгуашев А.Б., Бузаров К.И. Предикаты принципа наглядности и качество их реализации в современной педагогике // Вестник Адыгейского государственного университета. – Серия 3: Педагогика и психология. – 2014. – № 4 (146) – С. 90-95.
15. Баландина И.В. Проблемы применения традиционной наглядности и технологий компьютерной визуализации в профессиональной деятельности учителя // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. № 10. С. 85-89.
16. Тихонова И.В. Дидактический принцип визуализации как закономерное развитие принципа наглядности // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2019. № 1. С. 293-294.
17. Куклин Р.И. О визуализации и принципе визуализации в педагогике // Трибуна ученого. 2020. № 12. С. 1091-1101.
18. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. Т.2. М., 1999.
19. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984. 80 с.
20. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины: [краткий терминологический словарь] / Олешков М.Ю., Уваров В.М.. М.: Компания Спутник+, 2006. 189 с.
21. Полякова Е.В. Визуализация как эффективный метод представления информации в сознании человека // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2012. № 4 (59). C. 180-181.
22. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. М.: НМЦ СПО, 1999.
23. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с. 2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991. 207 с.
24. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов: ок. 25 000 слов и словосочетаний. 3-е изд., стер. М.: Рус. яз., 2001. 854 с.
25. Социальная педагогика. Краткий словарь понятий и терминов. М.: РГСУ, 2016.
26. Buzan T., Buzan B. The Mind Map Book. 2nd edn., BBC Books: London, 1995. 292 р.
27. Novak J.D. How do we learn our lesson?: Taking students through the process // The Science Teacher. 1993. Vol. 60, № 3. Р. 50-55.
28. Eden C. (2004) Analyzing cognitive maps to help structure issues or problems // European Journal of Operational Research. 2004. № 159. Р. 673-686.
29. Ackermann F., Eden C., Cropper S. Getting started with cognitive mapping [Electronic resuors] // Tutorial paper, 7th Young OR Conference. (Available from Banxia Software Ltd.) URL: https://www.researchgate.net/publication/265411517_Getting_Started_with_Cognitive_Mapping
30. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск. 1987. С. 159.
31. Willis C.L. Mind maps as active learning tools // Journal of computing sciences in colleges. 2006. Vol. 21, iss. 4. Р. 266-272.
32. Аввакумова И.А., Чукаева Е.С. Использование интеллект-карт как одного из средств формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся в процессе обучения математике // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. 2023. № 8. С. 293-298.
33. Дейкун Д.Г., Дейкун Г.И., Турчин В.А. Совершенствование процесса обучения информатике на основе интеллект-карт // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81(4). С. 127-130.
34. Оценка вовлеченности учащихся в образовательный процесс [Электронный ресурс]: Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися)». URL: https://sudact.ru/law/pismo-minprosveshcheniia-rossii-ot-23012020-n-mr-4202/prilozhenie/prilozhenie-2/2.5/2.5.6/
Рецензия
Для цитирования:
Шелехова Л.В., Брантова Ф.С. Картирование как средство развития познавательной компетентности обучающихся вуза. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2024;(2):127-139. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-2-127-139
For citation:
Shelekhova L.V., Brantova F.S. Mapping as a means of developing cognitive competence of university students. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2024;(2):127-139. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-2-127-139