Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Теоретико-методологические подходы к исследованию поколений: сравнительный анализ

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-4-128-143

Аннотация

Аннотация. Статья посвящена дефиниции понятия «поколение», а также анализу трансформации этого понятия на различных этапах развития поколенческой теории. Демографический подход к изучению поколений связан, прежде всего, с выделением определенных возрастных интервалов с целью анализа возрастной структуры населения. Автор ставит своей целью дополнить демографический взгляд на поколения социологической интерпретацией их особенностей и характеристик. В результате теоретического обзора поколенческих концепций было сформулировано авторское определения понятия «поколение». Под поколением автор понимает группу людей, схожих по ценностным установкам, паттернам поведения и мировоззрению, которые выработаны в ходе совместного переживания исторических событий и социально-экономических условий с общим возрастным интервалом около 20 лет.

В рамках представленной работы автор выдвигает предположение о том, что поколенческие теории и классификации имеют точки соприкосновения, позволяющие систематизировать и сравнить их. Для проверки этой гипотезы рассмотрены поколенческие классификации Хоу и Штрауса, Ю.А. Левады, В.В. Радаева, а также ряда других авторов. Результатом теоретического обзора является проведение сравнительного анализа этих классификаций в табличном виде. По итогу работы автор приводит ряд рекомендаций по выбору теоретической рамки для исследования поколений в зависимости от страновой и предметной специфики. Данное исследование будет полезно в первую очередь ученым, занимающимся поколенческой проблематикой в различных сферах социальных наук. Также представленная статья имеет актуальность для образовательных программ, в которых включено рассмотрение поколений как научной категории. 

Об авторе

В. С. Новикова
Институт демографических исследовани ФНИСЦ РАН; Российский биотехнологический университет
Россия

Виктория Сергеевна Новикова, младший научный сотрудник

Москва



Список литературы

1. Ростовская Т.К., Кучмаева О.В. Демографическая структура семьи: генезис методологического подхода // Женщина в российском обществе. 2024. № 1. С. 56-74. DOI 10.21064/ WinRS.2024.1.4. EDN HYCQMR. ISSN 1992-2892

2. Вадим Радаев: Миллениалы откладывают взросление и меньше пьют: [сайт]. Режим доступа: https://www.if24.ru/vadim-radaev-millenialy/

3. Семенова В.В. Социальная динамика поколений: проблема и реальность: [монография]. М.: РОССПЭН, 2009. 271 с.

4. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд., испр. и доп. М.: Сов. энциклопедия, 1989. 1633 с.

5. Вишневский А.Г. Демографическая модернизация России 1900–2000. М.: Новое издательство, 2006. 608 с.

6. Мангейм К. Очерки социологии знания: Проблема поколений. Состязательность. Экономические амбиции / пер. с англ. Е.Я. Додина. М.: ИНИОН РАН, 2000. 162 с.

7. Семенова В.В. Современные концептуальные и эмпирические подходы к понятию «поколение» // Россия реформирующаяся: ежегодник / отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Институт социологии РАН, 2003. С. 213-237.

8. Осадчая Г.И., Киреев Е.Ю. Социальная память молодежи государств-участников евразийской интеграции: теоретическая модель социологического анализа // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 3 (59). С. 70-78.

9. Hirsch М. The Generation of Postmemory. Columbia University Poetics Today. 2008. Vol. 29, No. 1. P. 103-128.

10. Беляева Л.А. «Взрослая» молодежь в современном социальном пространстве россии // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2022. № 4. С. 812-827. DOI: 10.22363/2313-2272-2022-22- 4-812-827

11. Bauman Z. Liquid modernity. Cambridge: Polity Press, 2000. 232 p.

12. Bengtson V.L., Schaie K.W. The Problem of Generations: Age Group Contrasts, Continuities, and Social Change. The Course of Later Life: Research and Reflections. N.Y.: Springer, 1989.

13. Inglehart R. The Silent Revolution: Changing Values and Political Styles Among Western Publics. Princeton: Princeton University Press. 1997. 496 p.

14. Mead M. Culture and Commitment: A Study of the Generation Gap. N. Y.: Doubleday, 1970. 128 p.

15. Strauss W., Howe, N. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. N. Y.: Morrow, 1991. 538 p.

16. Howe N. The fourth turning is here: what the seasons of history tell us about how and when this crisis will end (First Simon & Schuster hardcover ed.). New York, London, Toronto, Sydney, New Delhi: Simon & Schuster, 2023. 592 p.

17. Dimock Ml. Defining generations: Where Millennials end and Generation Z begins. Pew Research Center. 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.pewresearch.org/facttank/2019/01/17/where-millennials-end-and-generation-z-begins/

18. Советский простой человек: Опыт социального портрета на рубеже 90-х / А.А. Голов [и др.]; под общ. ред. Ю.А. Левады. М.: Мир; Океан, 1993. 300 с.

19. Левада Ю.А. Время перемен: предмет и позиция исследователя. М.: Новое литературное обозрение, 2016. 872 с.

20. Левада Ю.А. Поколения ХХ века: возможности исследования // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2001. № 5. С. 8-13.

21. James W. The Varieties of Religious Experience: A Study in Human Nature. Longman, 1917. P. 434.

22. Радаев В. Миллениалы: как меняется российское общество. М.: Высш. школа экономики, 2019. 224 с.

23. Пастухов В. Теория о поколениях России: от «фронтовиков» — к «поколению без будущего» и дальше // Новая газета. 2015. № 77.

24. Радаев В.В. Раскол поколения миллениалов: историческое и эмпирическое обоснование (первая часть) // Социологический журнал. 2020. № 3. С. 30-63. DOI: 10.19181/socjour.2020.26.3.7395

25. RuGenerations – Российская школа теории поколений [Электронный ресурс]. URL: https://rugenerations.su/

26. Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений. Необыкновенный Икс. 1964–1984. М.: Синергия Стор, 2018. 184 с.

27. Шамис Е., Никонов Е.В семье не без Миллениума. Что делать поколению (1985–2002 г.р.), которое меняет мир. М.: Синергия Стор, 2020. 184 с.

28. Никонов Е. Ученый-дегустатор, или Кем хотят быть дети поколения Z [сайт]. RuGenerations – российская школа Теории поколений; 2022. Режим доступа: https://rugenerations.su/2022/03/14/ученый-дегустатор-или-кем-хотят-быть-д/

29. Ореховский П.А. Поколенческая динамика и новейшая история СССР – России (1950– 2004 гг.) // Мир России. Социология. Этнология. 2009. Т. 18, № 4. С. 37-65.

30. Глухов А.П., Стаховская Ю.М. Цифровой разрыв в фокусе межпоколенческой коммуникации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 59. С. 148-155. DOI: 10.17223/1998863Х/59/14

31. Шанин Т. История поколений и поколенческая история // Отцы и дети: поколенческий анализ современной России. М.: Новое литературное обозрение. 2005. С. 17-39.


Рецензия

Для цитирования:


Новикова В.С. Теоретико-методологические подходы к исследованию поколений: сравнительный анализ. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2024;16(4):128-143. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-4-128-143

For citation:


Novikova V.S. Theoretical and methodological approaches to the study of generations: a comparative analysis. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2024;16(4):128-143. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-4-128-143

Просмотров: 111


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)