Методика применения практики разговорного клуба «интервью» в обучении грамматике
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-1-56-69
Аннотация
Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки новых методов работы над грамматическим материалом с учетом современных требований к иноязычной коммуникативной компетенции выпускников. Недостаточная сформированность иноязычной коммуникативной компетенции выпускников неязыковых вузов может быть вызвана применением традиционных методов обучения грамматике. Внедрение коммуникативных методов позволит избежать излишней формализованности, углубления в теоретические тонкости, а также увеличит количество времени, отводимого на речевую практику грамматических явлений. Целью исследования было разработать, теоретически обосновать и апробировать методику применения практики «интервью», типичной для разговорных клубов, для совершенствования грамматических навыков студентов неязыкового вуза в рамках коммуникативного подхода.
Материалы и методы исследования: анализ научных публикаций, наблюдение за апробацией методики в группах нелингвистов с уровнем владения английским языком от Elementary до Advanced, анкетирование обучающихся с целью исследовать эффективность методики, анализ полученных результатов.
Результаты исследования: практика «интервью» теоретически обоснована, успешно апробирована в ННГУ им. Н.И. Лобачевского и включена в арсенал коммуникативных методов обучения грамматике. Даны методические рекомендации по применению практики для совершенствования грамматических навыков студентов.
Обсуждение и заключение: Включение предлагаемой методики в процесс обучения позволяет решить ряд методических задач. Во-первых, повысить интерес обучающихся к дисциплине в целом, во-вторых, снизить уровень тревожности на занятиях и превратить процесс работы над грамматикой в удовольствие, в-третьих, воспринимать иностранный язык как средство получения и обмена информацией, что способствует совершенствованию навыков социального взаимодействия.
Ключевые слова
Об авторах
М. В. БелоруковаРоссия
Мария Валерьевна Белорукова, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка для гуманитарных специальностей Института филологии и журналистики
603022, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23
М. В. Золотова
Россия
Марина Вианоровна Золотова, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой английского языка для гуманитарных специальностей Института филологии и журналистики
603022, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23
А. Е. Красницкая
Россия
Алёна Евгеньевна Красницкая, преподаватель кафедры английского языка для гуманитарных специальностей Института филологии и журналистики
603022, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23
Список литературы
1. Деревянченко Е.А., Такуова З.С. Синтаксемы как содержание грамматического навыка в коммуникативно-ориентированном подходе обучения иностранному языку // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023. Т. 10, № 3. С. 19-24.
2. Акрамова Н.М., Бурхонова Г.Г. Усовершенствование иноязычной грамматической компетенции студентов неязыкового вуза с позиции коммуникативного подхода // Вестник науки и образования. 2019. № 20 (74), ч. 3. С. 5-7.
3. Подгорская О.Н. Формирование грамматической компетенции как составляющей иноязычной коммуникативной компетенции будущего учителя иностранного языка // Известия ВГПУ. 2018. № 8 (13). С. 19-24.
4. Теплова Н.В. Реализация коммуникативного подхода при обучении грамматике в вузе // Труды БГТУ. 2016. № 5. С. 210-213.
5. Белорукова М.В., Золотова М.В. Методика применения практик разговорного клуба в неязыковом вузе // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 1 (66). С. 438-444.
6. Чеснокова Н.Е., Шукурова И.В. Обучение грамматической стороне иноязычной речи в неязыковом вузе: от теории к практике [Электронный ресурс] // Концепт. 2022. № 1. URL: https://e-koncept.ru/2022/221001.htm (дата обращения: 02.11.2024)
7. Бобровская Л.М. Подходы и методы обучения грамматике иностранного языка в неязыковых вузах // Академическая мысль. 2022. № 1 (18). С. 44-46.
8. Зацепина Е.А., Белянский Р.Г., Киреева И.А. Методика интенсификации обучения коммуникативной грамматике английского языка в неязыковом вузе [Электронный ресурс] // Концепт. 2020. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-intensifikatsii-obucheniya-kommunikativnoygrammatike-angliyskogo-yazyka-v-neyazykovom-vuze (дата обращения: 02.11.2024)
9. Левченко В.В., Мещерякова О.В. Стратегии формирования грамматической компетенции в профессионально ориентированном обучении иностранному языку бакалавров неязыкового вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8, № 3 (28). С. 83-88.
10. Бажук О.В., Пузеп Л.Г. Психолого-педагогические приемы создания ситуации успеха // Казанский педагогический журнал. 2022. № 2. С. 92-97.
11. Волнакова М.В. Снятие потенциальных трудностей у студентов на занятиях иностранного языка // Вестник МГТУ. 2022. № 14/4. С. 103-109.
12. Антонова Л.А., Бахметьева И.А., Хренова Н.Ф. Проблемы отбора упражнений при коммуникативно-ориентированном обучении английской грамматике в педагогическом вузе // Язык и культура. 2016. № 4 (36). С. 135-148.
13. Al-Dosari S.M., Moshen M.A., Curle S. Enjoyment in the Foreign Language Teaching Environment: Saudi Teachers’ Perspective // Psycholinguistics. 2022. No. 32 (1). P. 29-50.
14. Bensalem E. The impact of enjoyment and anxiety on English-language learners’ willingness to communicate // Vivat Academia. Revista de Communicacion. 2022. No. 155. P. 91-111.
15. Classroom anxiety and enjoyment in CLIL and non-CLIL. Does the target language matter? / De Smet A. [et al.] // Studies in Second Language Learning and Teaching. 2018. No. 8 (1). P. 47-71.
16. Nemati F., Roohani A., Mirzaei A. Investigating Foreign Language Enjoyment and Public Speaking Class Anxiety in the EFL Class: A Mixed Methods Study // Journal of Teaching Language Skills. 2020. No. 39 (1). P. 115-152.
17. Pan Ch., Zhang X.A longitudinal study of foreign language anxiety and enjoyment [Electronic resuorse] // Language Teaching Research. 2021. I-24. URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/1362168821993341 (дата обращения: 03.11.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Белорукова М.В., Золотова М.В., Красницкая А.Е. Методика применения практики разговорного клуба «интервью» в обучении грамматике. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2025;(1):56-69. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-1-56-69
For citation:
Belorukova M.V., Zolotovа M.V., Krasnitskaya A.E. Interviewing: a speaking club activity to teach grammar to non-linguists. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2025;(1):56-69. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-1-56-69