Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Методика применения практики разговорного клуба «интервью» в обучении грамматике

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-1-56-69

Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки новых методов работы над грамматическим материалом с учетом современных требований к иноязычной коммуникативной компетенции выпускников. Недостаточная сформированность иноязычной коммуникативной компетенции выпускников неязыковых вузов может быть вызвана применением традиционных методов обучения грамматике. Внедрение коммуникативных методов позволит избежать излишней формализованности, углубления в теоретические тонкости, а также увеличит количество времени, отводимого на речевую практику грамматических явлений. Целью исследования было разработать, теоретически обосновать и апробировать методику применения практики «интервью», типичной для разговорных клубов, для совершенствования грамматических навыков студентов неязыкового вуза в рамках коммуникативного подхода.

Материалы и методы исследования: анализ научных публикаций, наблюдение за апробацией методики в группах нелингвистов с уровнем владения английским языком от Elementary до Advanced, анкетирование обучающихся с целью исследовать эффективность методики, анализ полученных результатов.

Результаты исследования: практика «интервью» теоретически обоснована, успешно апробирована в ННГУ им. Н.И. Лобачевского и включена в арсенал коммуникативных методов обучения грамматике. Даны методические рекомендации по применению практики для совершенствования грамматических навыков студентов.

Обсуждение и заключение: Включение предлагаемой методики в процесс обучения позволяет решить ряд методических задач. Во-первых, повысить интерес обучающихся к дисциплине в целом, во-вторых, снизить уровень тревожности на занятиях и превратить процесс работы над грамматикой в удовольствие, в-третьих, воспринимать иностранный язык как средство получения и обмена информацией, что способствует совершенствованию навыков социального взаимодействия.

 

Об авторах

М. В. Белорукова
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия

Мария Валерьевна Белорукова, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка для гуманитарных специальностей Института филологии и журналистики

603022, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23



М. В. Золотова
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия

Марина Вианоровна Золотова, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой английского языка для гуманитарных специальностей Института филологии и журналистики

603022, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23



А. Е. Красницкая
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия

Алёна Евгеньевна Красницкая, преподаватель кафедры английского языка для гуманитарных специальностей Института филологии и журналистики

603022, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23



Список литературы

1. Деревянченко Е.А., Такуова З.С. Синтаксемы как содержание грамматического навыка в коммуникативно-ориентированном подходе обучения иностранному языку // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023. Т. 10, № 3. С. 19-24.

2. Акрамова Н.М., Бурхонова Г.Г. Усовершенствование иноязычной грамматической компетенции студентов неязыкового вуза с позиции коммуникативного подхода // Вестник науки и образования. 2019. № 20 (74), ч. 3. С. 5-7.

3. Подгорская О.Н. Формирование грамматической компетенции как составляющей иноязычной коммуникативной компетенции будущего учителя иностранного языка // Известия ВГПУ. 2018. № 8 (13). С. 19-24.

4. Теплова Н.В. Реализация коммуникативного подхода при обучении грамматике в вузе // Труды БГТУ. 2016. № 5. С. 210-213.

5. Белорукова М.В., Золотова М.В. Методика применения практик разговорного клуба в неязыковом вузе // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 1 (66). С. 438-444.

6. Чеснокова Н.Е., Шукурова И.В. Обучение грамматической стороне иноязычной речи в неязыковом вузе: от теории к практике [Электронный ресурс] // Концепт. 2022. № 1. URL: https://e-koncept.ru/2022/221001.htm (дата обращения: 02.11.2024)

7. Бобровская Л.М. Подходы и методы обучения грамматике иностранного языка в неязыковых вузах // Академическая мысль. 2022. № 1 (18). С. 44-46.

8. Зацепина Е.А., Белянский Р.Г., Киреева И.А. Методика интенсификации обучения коммуникативной грамматике английского языка в неязыковом вузе [Электронный ресурс] // Концепт. 2020. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-intensifikatsii-obucheniya-kommunikativnoygrammatike-angliyskogo-yazyka-v-neyazykovom-vuze (дата обращения: 02.11.2024)

9. Левченко В.В., Мещерякова О.В. Стратегии формирования грамматической компетенции в профессионально ориентированном обучении иностранному языку бакалавров неязыкового вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8, № 3 (28). С. 83-88.

10. Бажук О.В., Пузеп Л.Г. Психолого-педагогические приемы создания ситуации успеха // Казанский педагогический журнал. 2022. № 2. С. 92-97.

11. Волнакова М.В. Снятие потенциальных трудностей у студентов на занятиях иностранного языка // Вестник МГТУ. 2022. № 14/4. С. 103-109.

12. Антонова Л.А., Бахметьева И.А., Хренова Н.Ф. Проблемы отбора упражнений при коммуникативно-ориентированном обучении английской грамматике в педагогическом вузе // Язык и культура. 2016. № 4 (36). С. 135-148.

13. Al-Dosari S.M., Moshen M.A., Curle S. Enjoyment in the Foreign Language Teaching Environment: Saudi Teachers’ Perspective // Psycholinguistics. 2022. No. 32 (1). P. 29-50.

14. Bensalem E. The impact of enjoyment and anxiety on English-language learners’ willingness to communicate // Vivat Academia. Revista de Communicacion. 2022. No. 155. P. 91-111.

15. Classroom anxiety and enjoyment in CLIL and non-CLIL. Does the target language matter? / De Smet A. [et al.] // Studies in Second Language Learning and Teaching. 2018. No. 8 (1). P. 47-71.

16. Nemati F., Roohani A., Mirzaei A. Investigating Foreign Language Enjoyment and Public Speaking Class Anxiety in the EFL Class: A Mixed Methods Study // Journal of Teaching Language Skills. 2020. No. 39 (1). P. 115-152.

17. Pan Ch., Zhang X.A longitudinal study of foreign language anxiety and enjoyment [Electronic resuorse] // Language Teaching Research. 2021. I-24. URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/1362168821993341 (дата обращения: 03.11.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Белорукова М.В., Золотова М.В., Красницкая А.Е. Методика применения практики разговорного клуба «интервью» в обучении грамматике. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2025;(1):56-69. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-1-56-69

For citation:


Belorukova M.V., Zolotovа M.V., Krasnitskaya A.E. Interviewing: a speaking club activity to teach grammar to non-linguists. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2025;(1):56-69. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-1-56-69

Просмотров: 53


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)